Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:45, реферат
Педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.
1. Введение
2. Общее понятие о педагогике как науке
3. Объект, предмет и функции педагогики
4. Категориальный аппарат педагогики
5. Список использованной литературы
Содержание
Введение
Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели : как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была той деятельностью, которую мы теперь называем обучение.
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.
Актуальность
данной работы в том, что знание педагогики
необходимо огромному количеству людей:
родителям, работникам сферы обслуживания,
работникам правоохранительных органов
и другим.
Общее понятие о педагогике как науке
Педагогика
— многозначный термин, обозначающий:
1) различные идеи, представления, взгляды
(религиозные, общественные, народные)
на стратегию (цели), содержание и тактику
(технологию) воспитания, обучения, образования;
2) область научных исследований,
связанных с воспитанием, обучением,
образованием; 3) специальность, квалификацию,
практическую деятельность по воспитанию,
обучению, образованию; 4) учебный предмет
в составе среднего и высшего
профессионального и
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книга писати и учити ученики грамотные хитрости". Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение — мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи — век учись" и т. п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции. Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако
педагогическая наука в отличие
от житейских знаний в области
воспитания и обучения обобщает разрозненные
факты, устанавливает причинные
связи между явлениями. Она не
столько описывает их, сколько
объясняет, отвечает на вопросы, почему
и какие происходят изменения
в развитии человека под влиянием
обучения и воспитания. Научные знания
необходимы, чтобы предвидеть и управлять
педагогическим процессом развития
личности. В свое время великий
русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал
от эмпиризма в педагогике, справедливо
отмечая, что недостаточно основываться
только на личном, хотя бы и удачном,
опыте воспитания. Педагогическую практику
без теории он сравнивал со знахарством
в медицине. В то же время житейский
педагогический опыт, несмотря на изустную
форму своего существования, не исчезал,
а передавался из века в век, выдерживал
испытания, менял ориентиры и ценности,
но в целом сохранялся в виде педагогической
культуры народа, его педагогической ментальности,
и сегодня составляет основу научного
педагогического знания. Именно поэтому
К. Д.Ушинский, выступая против эмпиризма
в обучении и воспитании, не отождествлял
его с народной педагогикой, а, напротив,
утверждал, что, обращаясь к народности,
воспитание всегда найдет ответ и содействие
в живом и сильном чувстве человека, которое
действует гораздо сильнее убеждения.
Если оно не хочет быть "бессильным,
оно должно быть народным".
Объект, предмет и функции педагогики
Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции). Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика — лишь прикладная часть психологии, ее "практическое приложение". Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой. Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений [1; 574 с].
Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Объект
педагогики. А. С. Макаренко — ученый
и практик, которого трудно обвинить
в пропаганде "бездетной" педагогики,
в 1922 г. сформулировал мысль о
специфике объекта
Предмет
педагогики. Образование изучает
не только педагогика. Его изучают
философия, социология, психология, экономика
и другие науки. Так, например, экономист,
изучая уровень реальных возможностей
"трудовых ресурсов", продуцируемых
системой образования, пытаемся определить
затраты на их подготовку. Социолог
хочет знать, готовит ли система
образования людей, способных адаптироваться
к социальной среде, содействовать
научно-техническому прогрессу и
социальным преобразованиям. Философ,
в свою очередь, применяя более широкий
подход, задается вопросом о целях
и общем предназначении образования
— каковы они сегодня и какими
должны быть в современном мире.
Психолог изучает психологические
аспекты образования как
Предмет
педагогики — это образование
как реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-
Функции
педагогической науки. Функции педагогики
как науки обусловлены ее предметом.
Это теоретическая и
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном, или объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогического опыта;
диагностическом
— выявление состояния
прогностическом
— экспериментальные
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
проективный,
связанный с разработкой
преобразовательный,
направленный на внедрение достижений
педагогической науки в образовательную
практику с целью ее совершенствования
и реконструкции;
рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.
Категориальный аппарат педагогики
Становление любой области научного знания, в том числе и педагогики, связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, устанавливают связи данной области знаний с другими областями, с другой — определяют специфику данной области научного знания. Система терминов, понятий и категорий составляет категориальный аппарат педагогической науки (он именуется также понятийным или терминологическим). Говоря о категориальном аппарате педагогики, прежде всего, следует различать значение слов "термин" и "понятие".
Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. В отличие от термина, понятие предполагает наполнение того или иного термина определенным содержанием, иначе говоря, понятие — это термин в определенном понимании, синтез термина и его определения. Однако, несмотря на это смысловое различие, слова "термин" и "понятие" часто используются как взаимозаменяемые. Среди терминов особое место занимают категории (от греч. kategoria — высказывание, определение; признак) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие основные, существенные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющие характер научно-теоретического мышления [3; 430 с].
Информация о работе Педагогика как наука, её функции и задачи, объект, субъект