Педагогика дети с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

«Среди детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения.

Работа содержит 1 файл

готовая педагогика нарушение слуха.docx

— 37.46 Кб (Скачать)

В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается  интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в  процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.

Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное  воспитание. Здесь задачи коррекции  и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких  средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости».

«В настоящее  время разработана оригинальная система ранней коррекционной работы, которую проводят, начиная с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зрительно-тактильного  восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной  деятельности особое внимание обращается на лицо человека, ребенок соотносит  фотографии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недостающие части  лица. Вся эта деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией.

Важное значение уделяется обучению ребенка освоению нового пространства (ориентация в собственной квартире, а также в новом помещении). Занятия проводятся по специальной программе с последовательным изучение различных тем: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда» и т.д.

Стимуляция  речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной  связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям  взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.

На следующем  этапе у ребенка формируют  мотив в достижения успеха в словесном  обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается  мотив активного познания окружающей действительности.

Для стимуляции речевого развития глухого ребенка  важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций».

«Как известно, обучение произношению неслышащих дошкольников направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить не только целые слова и короткие фразы, но и отдельные элементы - звуки, слоги; при этом конечной целью всегда является слово, фраза. В обучении широко используются методические приемы, основанные на подражании речи педагога (сопряженное и отраженное проговаривание), а также самостоятельное называние предметов, картинок, рядовая речь (произнесение отдельных рифмованных строк, считалок, чистоговорок, стихов, постоянных рядов слов, например, название времен года, числового ряда, дней недели), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания, а по мере овладения грамотой привлекаются и приемы, связанные с чтением.

В первые годы обучения работа над произношением  ведется на слухо-зрительной основе; позже - с 4-4,5 лет при необходимости применяются и разнообразные специальные приемы.

В дошкольный период особое место занимает использование  речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над  произносительной стороной речи. Он основан  на обучении детей подражанию крупным  движениям тела, рук, ног, которые  сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности  маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и  артикуляционным) становится более  точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение. Такой метод обучения был предложен центром СУВАГ (Хорватия)».

Таким образом, специалисты считают, что общаться ребенок должен всеми доступными ему способами -- лишь бы развивалась личность.

Но основная задача педагогов - сформировать у него словесную речь. Цивилизованный мир  сегодня не допускает появления  глухонемых и каждого слабослышащего ребенка обучает речевой коммуникации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика детей с нарушением слуха.

«Медицинские  исследования причин нарушения слуха  указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, акустические или конфузные  травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными  или приобретенными».

«Психическое  развитие детей с врожденным нарушением слуха отличается рядом характерных  особенностей. В первые месяцы жизни  у них отсутствует или слабо  выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется  во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает  на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха  не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

При отсутствии специальных занятий у детей  с нарушениями слуха обычно наблюдается  отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции  активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной  сурдологической работы. Поэтому очень важно ранее начало сурдологической работы с этими детьми.

Многие дети с нарушениями слуха отличаются характерными особенностями поведения  в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться  у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном  лечении.

Среди детей  с нарушениями слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также  нуждаются в консультации психоневролога».

«В настоящее  время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения  слуха определяется при помощи аудиометрии - тональной (с применением аппаратуры), речевой - для первичной проверки слуха.

Р.М. Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом:

а) степени  поражения слуховой функции;

б) уровня развития речи при данной степени поражения  слуха;

в) времени  возникновения поражения слуха.

Дети с  нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:

Глухие без  речи (ранооглохшие);

Глухие, сохранившие  речь (позднооглохшие);

Слабослышащие с развитой речью;

Слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

 

Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий  ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов  языковой системы (лексики, грамматики, фонетики). Письменная речь отражает все  дефекты устной речи слабослышащего. Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха, встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия.

При легкой степени снижения слуха оказывается  достаточным усиление громкости  звучания речи на занятии - это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха  детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

 По наличию  или отсутствию дополнительных  отклонений в развитии детей  с нарушенным слухом можно  отнести к одной из следующих  групп: дети, не имеющие дополнительных  отклонений в развитии; дети, имеющие  дополнительные отклонения в  развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного  аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Итак, дети с  нарушенным слухом представляют собой  разнородную группу, характеризующуюся  степенью и характером нарушения  слуха; временем, в котором произошло  нарушение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием  дополнительных отклонений в развитии».

 

Коррекционно-развивающие  игры для детей с нарушением слуха.

В жизни ребенка  с нарушенным слухом роль игры не менее  важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой  для развития воображения, образного  мышления, речевого общения.

При правильном и последовательном руководстве  взрослых игра становится важным средством  нравственного, умственного и речевого развития слабослышащих детей. Через  формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно  влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают из- за снижения слуха.

Для детей  с нарушенным слухом  отношения, некоторые нормы оказываются скрыты, а нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с длительным пребыванием в круглосуточных учреждениях.

Моделируя взаимоотношения  людей их поступки, перенося в игры  нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме  простейших игровых правил,  что  в других видах деятельности постигается  преимущественно через речь в  более поздние сроки и с  большим трудом. Подбор тематики, определение  содержания игр расширяют представления  детей об окружающем мире и тех  сторонах действительности, которые  малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются  их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической  игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и  обучения слабослышащих детей.

     Система дидактических игр для  детского сада впервые была  создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических  игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой,  разработавшей ряд игр для  знакомства с окружающим и развития речи. В воспитании нравственных качеств  личности слабослышащего ребенка особая роль принадлежит содержанию и  правилам игры.  В работе со слабослышащими детьми младшего и среднего возраста основным содержанием  дидактических игр является усвоение детьми культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. С этой целью проводятся игры « Завтрак куклы», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Само название игр направляет воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно – гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

Использование дидактических игр в работе со слабослышащими детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи.

В центре внимания – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям  труда, защитникам Родины, любви к  Родине.

 Решение  дидактической задачи всегда  служит и упражнением воли . Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. В игре « Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добросовестное выполнение правила приучает к честности, справедливости.

Наиболее  доступны для слабослышащих детей  игры с предметами. С увлечением играют в настольные печатные игры, эти игры основаны на принципе наглядности, где дается не сам предмет, а его  изображение.

Содержание  настольных игр разнообразно.  Наиболее сложны для слабослышащих детей  словесные игры « Фанты», «Да и  нет» и др.  Эти игры не связаны  с непосредственным восприятием  предмета, в них дети должны самостоятельно делать выводы и умозаключения, не полагаясь  на суждения других детей, замечать ошибки. Эти игры воспитывают целеустремленность, выдержку.

Закрепление умения детей следовать моральным  нормам успешно происходит в подвижных   играх. Это обусловлено тем, что  действия детей младшего и среднего возраста в этих играх регламентируются правилами. Выполнение их ставит малышей  в такие условия, когда они  должны сдерживаться, побороть робость, боязнь, проявить навыки общения. Подвижная  игра создает у детей общее  радостное настроение, вызывает чувство  удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений, способствует воспитанию коллективизма. Дети старшего возраста должны знать, что играть нужно честно, соблюдать правила, играть дружно, заботится не только о себе, но и о своей команде, не смеяться над проигравшим, проиграв, не унывать.

Особое место  в нравственном воспитании отводится  сюжетно – ролевой игре. Через  сюжетно ролевую игру ребенок  входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает  предшествующий социальный опыт. Можно  считать, что в игре слабослышащий  ребенок получает урок коллективного  мышления.

Известно, что  дети отражают в своих играх быт  семьи и детского сада, труд взрослых, события общественной жизни. Девочки  любят играть в  Мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых. Эти игры полезны т. к. они отражают жизнь семьи, заботу о детях. Мальчики хотят играть в «Папу», потому что  стремятся быть похожими в поведении  и делах на своих отцов, гордятся ими.  Игра в «Семью» любима детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем  содержательней становится игра. Игры в «Шоферов», «Летчиков», «Детский сад» воспитывают у детей нравственные качества, готовят  их к труду, к  обучению в школе.

Роль, исполняемая  ребенком в игре, побуждает его  вести так, как и ведет себя  в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка. Чтобы  играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих  желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях,  иначе игра не состоится. Например: была организована игра «Стройка», роли были распределены с помощью считалки. Антон – шофер, Алеша – крановщик, остальные дети – рабочие строители. Антону расхотелось подвозить панели для строительства, вот быть крановщиком  – другое дело. Но крановщик - Алеша, а если Антон, выйдет из игры, то игра нарушится. Как быть?

Информация о работе Педагогика дети с нарушением слуха