Педагогическое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога....14
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…14
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..17
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….25
Список литературы ………………………………………………..………… …27

Работа содержит 1 файл

вот этот.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

      
    2. Попустительский
     

     Главной особенностью попустительского стиля  руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного  процесса, снятие с себя ответственности  за происходящее. Попустительский стиль  оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его  апробации - наименьший объем выполненной  работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в  подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле  руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться  в жизнедеятельность учащихся, практически  устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением  обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости  от внешних обстоятельств или  собственного эмоционального состояния  осуществляет любой из описанных  выше стилей руководства. 

     3.Демократический

      

     Что касается демократического стиля, то здесь  в первую очередь оцениваются  факты, а не личность. При этом главной  особенностью демократического стиля  оказывается то, что группа принимает  активное участие в обсуждении всего  хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается  уверенность в себе, стимулируется  самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность  и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между  членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес  к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. 

    4. Общение на основе  увлеченности совместной  творческой деятельностью.

      

     В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его  этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только коммуникативной  деятельности учителя, но в большей  степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный  педагог М.О.Кнебель заметила, что  педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

     Размышляя о вариантах взаимоотношений  воспитателя с детьми, А.С.Макаренко  отмечал: "Во всяком случае, никогда  педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания  анекдотов, никаких вольностей в  языке, передразнивания, кривляния  и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство  в присутствии воспитанников  были угрюмыми, раздражительными, крикливыми". Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий  характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что  дружественность, как и любое  эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это  отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко  на такой путь начинающего учителя  толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность  должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе  взаимоотношений педагога с детьми. 

    5. Общение-дистанция

      

     Этот  стиль общения используют как  опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что  в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь  нужно соблюдать меру. Гипертрофирование  дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно  творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений  учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей  логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как  основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают, что "в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника"  

     В чем популярность этого стиля  общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что  общение-дистанция помогает им сразу  же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль  в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в  большинстве случаев использование  этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться  не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно  найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. 

     6. Общение – устрашение 

     Этот  стиль общения, к которому также  иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением  организовать продуктивное общение  на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко  идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

     В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает  коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует  детей не на то, что надо делать, а  на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой  зиждется взаимопонимание, так необходимое  для совместной творческой деятельности.

     7. Заигрывание

      

     Опять-таки характерное, в основном, для молодых  учителей и связанное с неумением  организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения  отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что  противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля  общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой  общепедагогической и коммуникативной  культуры, умений и навыков педагогического  общения, опыта

     профессиональной  коммуникативной деятельности. А.С.Макаренко  резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего  нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался  детской любви и считаю, что  эта любовь, организуемая педагогом  для собственного удовольствия, является преступлением... Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..."

     Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает  в результате: а) непонимания педагогом  стоящих перед ним ответственных  педагогических задач; б) отсутствия навыков  общения; в) боязни общения с классом  и одновременно желания наладить контакт с учениками.

     В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают  все богатство самопроизвольно  выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре  возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие  или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся  эмпирическим путем. При этом найденный  и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным  для другого. В стиле общения  ярко проявляется индивидуальность личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Роль индивидуального  стиля общения  и средства повышения  коммуникативности  педагога. 

     3.1 Средства развития  коммуникативности 

     От  стиля зависит психологическая  атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили  общения, как устрашение, заигрывание  и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при  отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться  и "въесться" в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс  и снижающими его эффективность.

     Наиболее  плодотворный процесс воспитания и  обучения обеспечивается именно надежно  выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

     * взаимодействием факторов ведомости  и сотрудничества при организации  воспитательного процесса;

     * наличием у школьников ощущения  психологической общности с педагогами;

     * ориентировкой на взрослого человека  с высоким самосознанием, самооценкой; 

     * отсутствием авторитарных форм  воспитательного воздействия; 

     * использованием в качестве фактора  управления воспитанием и обучением  заинтересованности учащихся;

     * единством делового и личностного  общения; 

     * включением учащихся в целесообразно  организованную систему педагогического  общения, в том числе через  разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и  т. п. 

     В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и  педагоги советуют учителям следующие  средства для развития коммуникативных  способностей:

     1) Нужно сознавать, что школа-часть  общества, а отношение педагога  к детям - выражение общественных  требований.

     2) Учитель не должен, открыто демонстрировать  педагогическую позицию. Для детей  слова и поступки педагога  должны восприниматься как проявление  его собственных убеждений, а  не только как исполнение долга.  Искренность педагога- залог прочных  контактов с воспитанниками.

Информация о работе Педагогическое общение