Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:01, курсовая работа
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога....14
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…14
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..17
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….25
Список литературы ………………………………………………..………… …27
2. Попустительский
Главной
особенностью попустительского стиля
руководства по сути дела является
самоустранение руководителя из учебно-производственного
процесса, снятие с себя ответственности
за происходящее. Попустительский стиль
оказывается наименее предпочтительным
среди перечисленных. Результаты его
апробации - наименьший объем выполненной
работы и ее наихудшее качество.
Важно отметить, что ученики не
бывают, удовлетворены работой в
подобной группе, хотя на них и не
лежит никакой ответственности,
а работа скорее напоминает безответственную
игру. При попустительском стиле
руководства учитель стремится,
как можно меньше вмешиваться
в жизнедеятельность учащихся, практически
устраняется от руководства ими,
ограничиваясь формальным выполнением
обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен
тем, что учитель в зависимости
от внешних обстоятельств или
собственного эмоционального состояния
осуществляет любой из описанных
выше стилей руководства.
3.Демократический
Что
касается демократического стиля, то здесь
в первую очередь оцениваются
факты, а не личность. При этом главной
особенностью демократического стиля
оказывается то, что группа принимает
активное участие в обсуждении всего
хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается
уверенность в себе, стимулируется
самоуправление. Параллельно увеличению
инициативы возрастают общительность
и доверительность в личных взаимоотношениях.
Если при авторитарном стиле между
членами группы царила вражда, особенно
заметная на фоне покорности руководителю
и даже заискивания перед ним,
то при демократическом управлении
учащиеся не только проявляют интерес
к работе, обнаруживая позитивную
внутреннюю мотивацию, но сближаются между
собой в личностном отношении. При демократическом
стиле руководства учитель опирается
на коллектив, стимулирует самостоятельность
учащихся. В организации деятельности
коллектива учитель старается занять
позицию "первого среди равных". Учитель
проявляет определенную терпимость к
критическим замечаниям учащихся, вникает
в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают
проблемы коллективной жизни и делают
выбор, но окончательное решение формулирует
учитель.
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В
основе этого стиля - единство высокого
профессионализма педагога и его
этических установок. Ведь увлеченность
совместным с учащимися творческим
поиском - результат не только коммуникативной
деятельности учителя, но в большей
степени его отношения к
Размышляя
о вариантах взаимоотношений
воспитателя с детьми, А.С.Макаренко
отмечал: "Во всяком случае, никогда
педагоги и руководство не должны
допускать со своей стороны тона
фривольного: зубоскальства, рассказывания
анекдотов, никаких вольностей в
языке, передразнивания, кривляния
и т. п. С другой стороны, совершенно
недопустимо, чтобы педагоги и руководство
в присутствии воспитанников
были угрюмыми, раздражительными, крикливыми".
Подчеркивая плодотворность такого
стиля взаимоотношений педагога
и воспитанников и его
5. Общение-дистанция
Этот
стиль общения используют как
опытные педагоги, так и начинающие.
Суть его заключается в том, что
в системе взаимоотношений
В
чем популярность этого стиля
общения? Дело в том, что начинающие
учителя нередко считают, что
общение-дистанция помогает им сразу
же утвердить себя как педагога,
и поэтому используют этот стиль
в известной мере как средство
самоутверждения в ученической,
да и в педагогической среде. Но в
большинстве случаев
6.
Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта
профессиональной коммуникативной деятельности. А.С.Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением... Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..."
Общение-заигрывание,
как показывают наблюдения, возникает
в результате: а) непонимания педагогом
стоящих перед ним
В
чистом виде стили не существуют. Да
и перечисленные варианты не исчерпывают
все богатство самопроизвольно
выработанных в длительной практике
стилей общения. В его спектре
возможны самые различные нюансы,
дающие неожиданные эффекты, устанавливающие
или разрушающие взаимодействие
партнеров. Как правило, они находятся
эмпирическим путем. При этом найденный
и приемлемый стиль общения одного
педагога оказывается совершенно непригодным
для другого. В стиле общения
ярко проявляется индивидуальность
личности.
Глава
3. Роль индивидуального
стиля общения
и средства повышения
коммуникативности
педагога.
3.1
Средства развития
коммуникативности
От
стиля зависит психологическая
атмосфера, эмоциональное благополучие.
Определенную роль играет и незнание
технологии общения, отсутствие у педагога
нужных приемов общения. Такие стили
общения, как устрашение, заигрывание
и крайние формы общения-
Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
*
взаимодействием факторов
*
наличием у школьников
*
ориентировкой на взрослого
* отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
*
использованием в качестве
*
единством делового и
*
включением учащихся в
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям следующие средства для развития коммуникативных способностей:
1)
Нужно сознавать, что школа-
2)
Учитель не должен, открыто демонстрировать
педагогическую позицию. Для