Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:01, курсовая работа
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Введение ………………………………………………………………….……….3
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога....14
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…14
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..17
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….25
Список литературы ………………………………………………..………… …27
Содержание
Введение
………………………………………………………………….……….
Глава
1 Из истории вопроса…………………………………………………...…
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия
педагогического общения…………………
2.2 Стили
общения …..…………………………………………………
Глава
3 Значение индивидуального стиля общения
и средства повышения коммуникативности
педагога…………………………………………………..
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…14
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..17
3.3 Технология
общения ……………………………………………………….
3.4 Техника
речи ……………………………………………………………..
Заключение
………………………………………………………….…….…….
Список
литературы ………………………………………………..…………
…27
Введение
Гуманизация системы
Индивидуальный стиль деятельности - одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой - о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.
В
общении складывается важная система
воспитательных взаимоотношений, способствующих
эффективности воспитания и обучения.
В педагогической деятельности общение
приобретает функциональный и профессионально
значимый характер. Оно выступает
в ней как инструмент воздействия,
и обычные условия и функции
общения получают здесь дополнительную
"нагрузку", так как из аспектов
общечеловеческих перерастают в
компоненты профессионально-творческие.
Глава
1 Из истории вопроса
На
определяющую роль и большое значение
педагогического общения в
Несмотря на общеизвестную истину "убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса", многие, с позволения сказать "педагоги" используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать". Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала".
Общение (в частности, педагогическое) - одно из самых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в США, ФРГ и Италии. Время от времени появляются очень солидные труды, обобщающие целые пласты исследовательских работ по проблемам общения. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и
Т.
Гудда "Отношения учителя и
ученика" анализирует профессор
А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на
собранные авторами данные, которые
касаются "субъективности" общения
учителя, проявляющейся, прежде всего
в избирательном отношении.
Глава
2 Педагогическое общение
2.1
Понятия педагогического
общения
На
сегодняшний день продуктивно организованный
процесс педагогического общения
призван обеспечить в педагогической
деятельности реальный психологический
контакт, который должен возникнуть
между педагогом и детьми. Превратить
их в субъектов общения, помочь преодолеть
разнообразные психологические
барьеры (возникающие в процессе
взаимодействия), перевести детей
из привычной для них позиции
ведомых на позицию сотрудничества
и превратить их в субъектов педагогического
творчества. В этом случае педагогическое
общение образует целостную социально-
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В
число наиболее сложных задач, встающих
перед педагогом, входит организация
продуктивного общения, предполагающая
наличие высокого уровня развития коммуникативных
умений. И очень важно так организовать
общение с детьми, чтобы этот неповторимый
процесс состоялся. Важную роль здесь
играет стиль общения.
2.2
Стили общения
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется? Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.
Специфика
педагогического общения
На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1.
конструировать особенности
2.
конструировать выразительные
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
Под
стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические
особенности социально-
Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя. Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.
1. Авторитарный
При
авторитарном стиле характерная
тенденция на жесткое управление
и всеобъемлющий контроль выражается
в том, что преподаватель значительно
чаще своих коллег прибегает к
приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных
выпадов в адрес одних членов
группы и неаргументированное