Педагогическое образование за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

учение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему – нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса. Наука, обучающая тому, как надо правильно вести образовательный процесс стала называться соответственно – Педагогика.

Долгое время считалось, что главным предметом педагогики является обучение и воспитание как подготовка детей и молодых людей в жизни. Однако по мере развития некоторая упрощенность данного определения становилась все более заметной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Направления в зарубежной педагогике………………………………..5
Типы школ……………………………………………………………….11
Нравственность в воспитании и обучении за рубежом………………..14
Обновление обучения и воспитания……………………………….......18
Заключение………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Реферат педагогика.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

     После  ослабления  мирового  политико-идеологического  противостояния  на  первый  план  в  зарубежном  образовании  вышли  проблемы,  связанные  с  усилением  проявлений   национализма,  этноцентризма  и  расизма  в  отдельных  регионах  и  странах.  Вновь  приобрело  актуальность  интернациональное  воспитание,  в  основе  которого  лежит  потребность  изучения  и  освоения  культуры  других  народов.  Возросли  масштабы  воспитания  в  духе  мира.   Осуществляются  проекты,  направленные  на  эффективное  интернациональное  воспитание.   Одним  из  подобных  проектов  являются  учебные  заведения  международного  бакалавриата,  целью  которых  является  воспитание  в  духе  взаимопонимания.

     Также  на  сегодняшний  день  приобрел   актуальность  учет  культурных  и  воспитательных  интересов  национальных  меньшинств - политкультурное  воспитание.  Подобное  воспитание  делает  акцент  на  взаимосвязи  культур,  одна  из  которых  доминирует.  Политкультурное  воспитание  и  интернациональное  воспитание  имеют  сходство  и  отличия.  Как  и  интернациональное,  поиткультурное  воспитание  предусматривает  межнациональное  и  межэтническое  взаимодействие,  формирует  чувство  солидарности  и  взаимопонимания,  противостоит  дискриминации,  национализму  и  расизму.  Вместе  с  тем,  в  отличие  от  интернационального  воспитания,  оно  сфокусировано  на  освоении  культурно-образовательных  ценностей,  взаимодействии  различных  культур.  В  политкультурном  воспитании  учет  этнических  и  национальных  особенностей  более  важен

     Политкультурное  воспитание  призвано  обеспечить  толерантное  сосуществование  больших  и  малых  этносов.  Оно  должно  снимать  противоречия  между  системами  и  нормами  воспитания  доминирующих  наций  с  одной  стороны,  и  этнических  меньшинств  с  другой.  Также  политкультурное  воспитание  способствует  адаптации  друг   к  другу  этнических  групп  при  отказе  от  культурно-образовательной  монополии.  Во  всех  ведущих  странах  мира  политкультурное  воспитание  имеет  свои  особенности.  Так,  например,  в   США,  будучи  связанным  с  процессом  создания  единого  гражданского  общества  в  условиях  многообразия  этнического  состава  населения,  оно  служит  формированию  американской  нации  и  одновременно  обеспечивает   интересы  малых  этнических  групп,  прежде  всего  афроамериканцев.   Однако  в  Западной  Европе  несколько  иной  взгляд  на  это.  Там  политкультурное  воспитание  на  уровне  государственной  политики   нередко   рассматривается  как  проявление  сепаратизма  и  угроза  целостности  государства.  Но  объективно  оно  стоит  на  повестке  дня.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБНОВЛЕНИЕ  ОБУЧЕНИЯ  И  ВОСПИТАНИЯ

       

     Как  и  везде,  организация  учебно-воспитательного  процесса  за  рубежом  имеет  свои  преимущества  и  недостатки.  К  числу  таких  недостатков  относится  то,  что  учащиеся  нередко  оказываются  несостоятельными,  когда  от  них  требуется  самостоятельность,  инициатива  и  творчество.  Глубокие  корни пустили  малопродуктивные  методы  обучения:  заучивание,  повторение,  гипертрофированная  работа с  учебниками.  Заметной  частью  методики  обучения  стало  подражание.  Учебно-воспитательный  процесс  по  преимуществу  ориентирован  на  модель  «учитель  как  центр  обучения»,  на  «среднего  ученика»,  будучи  далеким  от  запросов,  способностей  и  стремлений  учащихся.    

     В  числе  нововведений,  коснувшихся  массового  образования,  оказались,  например,  введение  в  школы  большинства  ведущих  стран  мира  пятидневной  учебной  недели,  совершенствование  кассно-урочной  системы.

     В  большинстве  развитых  стран  обучение  начинается  с  6-летнего  возраста.  Учебно-воспитательные  заведения  охватывают  значительную  часть  детей (а  в  ряде  стран – всех  детей)  в  возрасте  от  3  до  18 – 19  лет  и  дают  общее  образование.

       Преобладающей  формой  организации   учебного  процесса  являлась  в  ХХ в. классно-урочная    с  постоянным  составом  учащихся  и  определенными  часами  и  днями  занятий.

     На  сегодняшний  день  в  практике  учебных  заведений  встречаются  два  типа  обучения – поддерживающее (традиционное)  и  инновационное (исследовательское).

     Поддерживающее  традиционное  обучение (усвоение  заданных  образцов,  воспроизводство  культуры,  социального  опыта) –  это  репродуктивное  обучение.  Учитель  здесь  играет  лидирующую  роль,  являясь  организатором  работы.

     Инновационное  обучение  преследует  роль  развития  у  учащихся  способности  осваивать  новый  опыт,  развития  творческого  и  критического  мышления.  Обучение  выступает  как  организация  учебно-поисковой  исследовательской  деятельности,  учебно-игровой,  моделирующей  деятельности,  предполагает  обмен  мнениями,  творческие  дискуссии  учащихся.  Учитель  в  данном  случае  исполняет  роль  своеобразного  режиссера.  Учебно-воспитательные  учреждения,  применяющие  в  своей  работе  инновационный  метод,  часто  именуют  альтернативными  школами (особенно  в  США). 

     Типичным  образцом  подобных  экспериментальных  учебно-воспитательных  учреждений  оказались  открытые  школы6.  Первые  открытые  школы появились в Англии  в 1970-х гг.  затем они возникли  во  всех  крупнейших  странах за  рубежом.  Открытые  школы получили  распространение в сфере начального  и отчасти  среднего  образования.  Воспитание  в  открытой  школе  предусматривает  тесную  взаимосвязь  с  окружающим  миром,  учет  разнообразных  социальных  факторов,  влияющих  на  формирование  автономной  личности,  склонной  к  самообразованию.

     Сегодня  идет  повсеместный  процесс обновления  учебного  процесса,  в  результате  которого  изменяется  позиция  учителя  в  классе  и  происходит  отбор  форм  и  методов  обучения,  которые  соответствуют  новым  задачам.

     Как  уже  было  сказано  ранее, в  школах  западных  стран  достаточно долгое  время  господствовало  деление  учащихся  на  «способных»  и  «неспособных»,  что  негативно  влияло  на  самооценку  ученика,  на  его  отношение  к  учению,  но  гуманистические  тенденции,  развивающиеся  в  педагогике,  выявленные  значительные  резервы  развития  учеников,  объективная  потребность  в  обучении  всех    учащихся  на  высоком  уровне  меняет  ситуацию  в  образовании.

     Сейчас  вместо  констатации  неспособности  ученика,  акцент  делается  на  обеспечение  успеха  в  обучении.  Важным  направлением  обновления  учебного  процесса  является  ориентация  на  предупреждение  отставания,  разнообразная  помощь  тем,  кто  испытывает  затруднения.  В  этой  системе  работы  выделяются  следующие  составляющие:7

     1. Развитие  учреждений  дошкольного   воспитания,  в  которых   осуществляются  программы  физического,  умственного,  нравственного,  эстетического  воспитания  и  которые  обеспечивают  основу  успешной  учебы  в  дальнейшем.

     2.  Диагностика  «детей  риска»  и компенсация  их  затруднений   в  учении (таких  учащихся  в  школах  около  20%).  Их  характеризует  ослабленное   здоровье,  сниженная  работоспособность,  отставание  от  сверстников  в  психическом  развитии.  У  этих  детей  нет  очевидных  аномалий,  это  нормальные  дети,  но  они  растут  в  неблагоприятных  семейных  и  социальных  условиях (либо  страдают  определенными  заболеваниями,  такими,  например,  как  диабет),  поэтому  им  трудно адаптироваться  к  условиям  школы.

     Законодательством  ряда стран (Великобритания,  Россия,  США,  ФРГ  и  др.)  предоставляют  юридическо-финансовое  обеспечение  школам  и  классам  для  коррекционно – развивающей  работы  с  такими  детьми.  В  штаты  школ  вводятся  психологи,  социальные  работники,  учителя-терапевты,  специалисты  лечебной  физкультуры.

     Ранняя  диагностика  затруднений  «детей  риска»  и  разработка  индивидуальных  коррекционных  программ -  необходимая  составляющая  работы  с  такими  детьми.   Данный  факт  отнюдь  не  означает,  что  эти  дети  являются  ущербными,  просто  к  ним  нужен  более  индивидуальный  подход,  нежели  к  обычным  детям.    Они  занимаются  в  обычных  классах  (Великобритания,  США)   рукоделием,  музыкой,  изучением  дисциплин  по  обществоведению  и  обществознанию,  а  по  родному  языку  и  математике – с  учителем-терапевтом;  или  в  коррекционных  классах  со  щадящим   режимом,  небольшой  наполняемостью  классов,  а  также  в  альтернативных  школах  с  полудомашней  обстановкой  (Россия,  Япония).  Главными  установками  учителей  становятся:  опора  на  сильные  стороны  ученика,  четкость  в  постановке  перед  ним  цели  работы,  постоянное  позитивное  подкрепление  усилий  ученика,  четкость  в  постановке  перед  ним  цели  работы,  создание  доброжелательной,  оптимистической  обстановки  учения.

     3. Преодоление  «скрытой  неуспеваемости»,  которая  возникает  у   одаренных  учеников  ввиду   несоответствия    учебных   результатов  учащегося  и   его  возможностей.  Одаренность  включает  в  себя  такие   личностные  характеристики,  как  целеустремленность,  устойчивость  интереса,  веру  в  собственные  силы.  Преодолению  «скрытой  неуспеваемости» служит  создание  особых  условий  для  развития  одаренности:  классов  для  детей  с  высоким  уровнем  и  скоростью  обучения («классов  гордости»),  специальных  школ,  введение  предметов  по  выбору,  организация  конкурсов  творческих  работ,  Академии  юниоров    и  др.  Все  это  стимулирует  интерес  способных  детей  к  учению,  укрепляет  их  уверенность  в  себе.

     Оставаясь  основной  формой  обучения  в  школах  большинства  стран  мира,  урок  также  претерпевает  изменения.  Необходимость  внесения  новых  форм  работы  на  уроке  возникает  тогда,  когда  осознается   задача  развития  познавательной   и  творческой  активности  учащихся.  Все  чаще  в  практике  обучения  ученики  работают  индивидуально  или  в  группе  вместо  традиционных  занятий  учителя  одновременно  с  целым  классом;  в  связи  с  этим  во  многих  школах  изменился  интерьер  класса:  учащиеся располагаются  группками  за  столами  для  совместной  работы,  мебель  в  классе,  кабинете  расставляется  свободно.

     С  80-х гг.  в  школах (Великобритания,  США)  активно  входит  «кооперативное»  обучение  учащихся  в  малых  группах,  которое  способствует  повышению  успешности  обучения.  Учащиеся  при  этом  не  конкурируют  между  собой,  а  наоборот  поддерживают  друг  друга,  таким  образом,  даже  слабый  ученик  начинает  чувствовать  себя  уверенно  и  испытывает  удовлетворение  от  учебы.  В  групповых  и  индивидуальных  формах  обучения  имеются  большие  возможности  для  развития  навыков  самообразования.

     Одаренные  и  слабоуспевающие  дети  могут  заниматься  по  индивидуальным  программам.

     Самым  распространенным  методом  обучения  по – прежнему  остается  слово  учителя  и  учебник.  Но  и  здесь  происходит  своя  модернизация.  Монолог  преподавателя  вытесняется  постепенно  диалогом,  дискуссией,  беседой,  постановкой  проблемных  вопросов,  используемыми  учителями  на  разных  стадиях  обучения (Великобритания,  Канада,  США  и  др.)  даже  в  начальной  школе.

     Одним  из  методов  обучения  является  самостоятельная  работа  учащихся;  традиционный  ее  вид – домашняя  работа,  которую  учащиеся  выполняют  во  всех  странах  или  дома  или  в  библиотеке  без  участия  учителя.  Также  активно  входит  в  практику  в  сочетании  с  другими  известный  метод  проектов (о  котором  я  уже  упоминала  ранее) – выполнение  учеником  определенного  задания  с  использованием  самостоятельно  подобранной  литературы,  материалов,  музеев,  архивов  и  т.п.  учащийся  приобретает,  таким  образом,  навыки  сбора  и  обработки  информации.

     С  70 – 80-х  гг.  в  школах  в  учебных  целях  используют  игровые  методы:  игры-упражнения,  драматизация,  ролевые,  сюжетные  игры;  они  организуются  при  изучении  и  гуманитарных,  и  естественных  дисциплин.  Игра  вызывает  у  учащегося  эмоциональное  отношение,  стимулирует  их  воображение,  творчество,  активизирует  имеющиеся  знания,  развивает  познавательный  интерес.  В  частности  для  школ  создано  большое  количество  игр,  которые  используются  на  занятиях.  С  помощью  рисунков,  схем,  портретов,  текстов  учащиеся  проигрывают  исторические  события,  решают  острые  социальные  проблемы.

     Позиция  преподавателя  при  проведении  игры:  он   излагает  правила  игры,  стремится  добиваться  активного  включения  в  игру  каждого  ученика,  организует  обсуждение  полученных  результатов.  Наиболее  полезным  считается  включение  учащихся  в  совместное обсуждение  сценариев  и  правил  игры.

Информация о работе Педагогическое образование за рубежом