Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:27, реферат
учение всегда являлось важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на каждом из ее этапов, человек чему – нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса. Наука, обучающая тому, как надо правильно вести образовательный процесс стала называться соответственно – Педагогика.
Долгое время считалось, что главным предметом педагогики является обучение и воспитание как подготовка детей и молодых людей в жизни. Однако по мере развития некоторая упрощенность данного определения становилась все более заметной.
Введение…………………………………………………………………………3
Направления в зарубежной педагогике………………………………..5
Типы школ……………………………………………………………….11
Нравственность в воспитании и обучении за рубежом………………..14
Обновление обучения и воспитания……………………………….......18
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………….26
После ослабления мирового политико-идеологического противостояния на первый план в зарубежном образовании вышли проблемы, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Одним из подобных проектов являются учебные заведения международного бакалавриата, целью которых является воспитание в духе взаимопонимания.
Также на сегодняшний день приобрел актуальность учет культурных и воспитательных интересов национальных меньшинств - политкультурное воспитание. Подобное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Политкультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия. Как и интернациональное, поиткультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувство солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму и расизму. Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, оно сфокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур. В политкультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен
Политкультурное
воспитание призвано обеспечить
толерантное сосуществование
больших и малых этносов.
Оно должно снимать противоречия
между системами и нормами
воспитания доминирующих наций
с одной стороны, и этнических
меньшинств с другой. Также
политкультурное воспитание способствует
адаптации друг к другу
этнических групп при отказе
от культурно-образовательной монополии.
Во всех ведущих странах
мира политкультурное воспитание
имеет свои особенности. Так,
например, в США, будучи
связанным с процессом создания
единого гражданского общества
в условиях многообразия этнического
состава населения, оно служит
формированию американской нации
и одновременно обеспечивает
интересы малых этнических групп,
прежде всего афроамериканцев.
Однако в Западной Европе
несколько иной взгляд на
это. Там политкультурное воспитание
на уровне государственной политики
нередко рассматривается как
проявление сепаратизма и угроза
целостности государства. Но
объективно оно стоит на
повестке дня.
ОБНОВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Как и везде, организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет свои преимущества и недостатки. К числу таких недостатков относится то, что учащиеся нередко оказываются несостоятельными, когда от них требуется самостоятельность, инициатива и творчество. Глубокие корни пустили малопродуктивные методы обучения: заучивание, повторение, гипертрофированная работа с учебниками. Заметной частью методики обучения стало подражание. Учебно-воспитательный процесс по преимуществу ориентирован на модель «учитель как центр обучения», на «среднего ученика», будучи далеким от запросов, способностей и стремлений учащихся.
В числе нововведений, коснувшихся массового образования, оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран мира пятидневной учебной недели, совершенствование кассно-урочной системы.
В большинстве развитых стран обучение начинается с 6-летнего возраста. Учебно-воспитательные заведения охватывают значительную часть детей (а в ряде стран – всех детей) в возрасте от 3 до 18 – 19 лет и дают общее образование.
Преобладающей формой организации учебного процесса являлась в ХХ в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий.
На сегодняшний день в практике учебных заведений встречаются два типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское).
Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) – это репродуктивное обучение. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы.
Инновационное обучение преследует роль развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Учитель в данном случае исполняет роль своеобразного режиссера. Учебно-воспитательные учреждения, применяющие в своей работе инновационный метод, часто именуют альтернативными школами (особенно в США).
Типичным образцом подобных экспериментальных учебно-воспитательных учреждений оказались открытые школы6. Первые открытые школы появились в Англии в 1970-х гг. затем они возникли во всех крупнейших странах за рубежом. Открытые школы получили распространение в сфере начального и отчасти среднего образования. Воспитание в открытой школе предусматривает тесную взаимосвязь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, влияющих на формирование автономной личности, склонной к самообразованию.
Сегодня идет повсеместный процесс обновления учебного процесса, в результате которого изменяется позиция учителя в классе и происходит отбор форм и методов обучения, которые соответствуют новым задачам.
Как уже было сказано ранее, в школах западных стран достаточно долгое время господствовало деление учащихся на «способных» и «неспособных», что негативно влияло на самооценку ученика, на его отношение к учению, но гуманистические тенденции, развивающиеся в педагогике, выявленные значительные резервы развития учеников, объективная потребность в обучении всех учащихся на высоком уровне меняет ситуацию в образовании.
Сейчас вместо констатации неспособности ученика, акцент делается на обеспечение успеха в обучении. Важным направлением обновления учебного процесса является ориентация на предупреждение отставания, разнообразная помощь тем, кто испытывает затруднения. В этой системе работы выделяются следующие составляющие:7
1. Развитие учреждений дошкольного воспитания, в которых осуществляются программы физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания и которые обеспечивают основу успешной учебы в дальнейшем.
2. Диагностика «детей риска» и компенсация их затруднений в учении (таких учащихся в школах около 20%). Их характеризует ослабленное здоровье, сниженная работоспособность, отставание от сверстников в психическом развитии. У этих детей нет очевидных аномалий, это нормальные дети, но они растут в неблагоприятных семейных и социальных условиях (либо страдают определенными заболеваниями, такими, например, как диабет), поэтому им трудно адаптироваться к условиям школы.
Законодательством ряда стран (Великобритания, Россия, США, ФРГ и др.) предоставляют юридическо-финансовое обеспечение школам и классам для коррекционно – развивающей работы с такими детьми. В штаты школ вводятся психологи, социальные работники, учителя-терапевты, специалисты лечебной физкультуры.
Ранняя диагностика затруднений «детей риска» и разработка индивидуальных коррекционных программ - необходимая составляющая работы с такими детьми. Данный факт отнюдь не означает, что эти дети являются ущербными, просто к ним нужен более индивидуальный подход, нежели к обычным детям. Они занимаются в обычных классах (Великобритания, США) рукоделием, музыкой, изучением дисциплин по обществоведению и обществознанию, а по родному языку и математике – с учителем-терапевтом; или в коррекционных классах со щадящим режимом, небольшой наполняемостью классов, а также в альтернативных школах с полудомашней обстановкой (Россия, Япония). Главными установками учителей становятся: опора на сильные стороны ученика, четкость в постановке перед ним цели работы, постоянное позитивное подкрепление усилий ученика, четкость в постановке перед ним цели работы, создание доброжелательной, оптимистической обстановки учения.
3. Преодоление «скрытой неуспеваемости», которая возникает у одаренных учеников ввиду несоответствия учебных результатов учащегося и его возможностей. Одаренность включает в себя такие личностные характеристики, как целеустремленность, устойчивость интереса, веру в собственные силы. Преодолению «скрытой неуспеваемости» служит создание особых условий для развития одаренности: классов для детей с высоким уровнем и скоростью обучения («классов гордости»), специальных школ, введение предметов по выбору, организация конкурсов творческих работ, Академии юниоров и др. Все это стимулирует интерес способных детей к учению, укрепляет их уверенность в себе.
Оставаясь основной формой обучения в школах большинства стран мира, урок также претерпевает изменения. Необходимость внесения новых форм работы на уроке возникает тогда, когда осознается задача развития познавательной и творческой активности учащихся. Все чаще в практике обучения ученики работают индивидуально или в группе вместо традиционных занятий учителя одновременно с целым классом; в связи с этим во многих школах изменился интерьер класса: учащиеся располагаются группками за столами для совместной работы, мебель в классе, кабинете расставляется свободно.
С 80-х гг. в школах (Великобритания, США) активно входит «кооперативное» обучение учащихся в малых группах, которое способствует повышению успешности обучения. Учащиеся при этом не конкурируют между собой, а наоборот поддерживают друг друга, таким образом, даже слабый ученик начинает чувствовать себя уверенно и испытывает удовлетворение от учебы. В групповых и индивидуальных формах обучения имеются большие возможности для развития навыков самообразования.
Одаренные и слабоуспевающие дети могут заниматься по индивидуальным программам.
Самым распространенным методом обучения по – прежнему остается слово учителя и учебник. Но и здесь происходит своя модернизация. Монолог преподавателя вытесняется постепенно диалогом, дискуссией, беседой, постановкой проблемных вопросов, используемыми учителями на разных стадиях обучения (Великобритания, Канада, США и др.) даже в начальной школе.
Одним из методов обучения является самостоятельная работа учащихся; традиционный ее вид – домашняя работа, которую учащиеся выполняют во всех странах или дома или в библиотеке без участия учителя. Также активно входит в практику в сочетании с другими известный метод проектов (о котором я уже упоминала ранее) – выполнение учеником определенного задания с использованием самостоятельно подобранной литературы, материалов, музеев, архивов и т.п. учащийся приобретает, таким образом, навыки сбора и обработки информации.
С 70 – 80-х гг. в школах в учебных целях используют игровые методы: игры-упражнения, драматизация, ролевые, сюжетные игры; они организуются при изучении и гуманитарных, и естественных дисциплин. Игра вызывает у учащегося эмоциональное отношение, стимулирует их воображение, творчество, активизирует имеющиеся знания, развивает познавательный интерес. В частности для школ создано большое количество игр, которые используются на занятиях. С помощью рисунков, схем, портретов, текстов учащиеся проигрывают исторические события, решают острые социальные проблемы.
Позиция преподавателя при проведении игры: он излагает правила игры, стремится добиваться активного включения в игру каждого ученика, организует обсуждение полученных результатов. Наиболее полезным считается включение учащихся в совместное обсуждение сценариев и правил игры.