Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.

Содержание

1. Введение
2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
4. Вывод
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Игровые методы, используемые в обучении, строятся в большинстве случаев на основе деловой игры. Однако, педагогическая деятельность, в особенности воспитание, имеет такие специфические черты, которые осложняют или делают невозможным использование деловой игры в классическом виде - с ее саморазвитием, подсчетом производственных показателей и определением выигрыша. В педагогической деятельности очень много факторов, не поддающихся учету. Поэтому, на наш взгляд, одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки студентов к воспитательно-коррекционной работе с несовершеннолетними может являться личностно-ориентированный тренинг.

     В процессе тренинга студенты получают возможность не только развивать коммуникативные и рефлексивные умения и навыки, но и формировать главные характеристики готовности к эффективному педагогическому взаимодействию с детьми: способность к эмпатии, педагогическую гибкость, сензитивность к потребностям учащихся, эмоциональную уравновешенность, жизнерадостность, оптимизм, гуманистический стиль общения с учащимися. Личностно-ориентированный тренинг является прежде всего средством развития личностных качеств студента, что в конечном счете способствует формированию индивидуального стиля взаимодействия со школьниками.

     Разрабатывая  концепцию личностно-ориентированного тренинга, также опирались на теорию и практику социально-психологического тренинга как формы специально организованного общения, акцентируя при этом внимание на развитии личностных качеств, формировании творческой индивидуальности, выработке положительной Я-концепции будущего учителя. Педагогическая техника при этом выступала в качестве формы, "инструмента" реализации внутреннего содержания личности педагога и составляла с этим содержанием сложное взаимодействие и единство.

     Методы  личностно-ориентированного тренинга (ролевая игра, упражнение сензитивного тренинга, групповая дискуссия) реализуют  принцип активности обучающегося через включение в обучение элементов исследования. Кроме того, ролевая игра и упражнения сензитивного тренинга позволяют включить в процесс обучения эмоции, что способствует углублению мотивации учебной деятельности и выполняет воспитывающую функцию, влечет за собой изменение установок и смысловых образований, способствует выработке убеждений, а не только усвоению знаний.

     При разработке методического обеспечения  системы личностно-ориентированного тренинга для подготовки студентов  к воспитательной работе с детьми опирались на концепцию структуры педагогической деятельности, исходя из личности учителя, разработанную В.А.Сластениным, и учитывали основные трудности, возникающие у начинающего педагога при взаимодействии с школьниками. При этом главной задачей описанной в данном исследовании методики являлось акцентирование внимания будущих педагогов на осознании собственной активной позиции в формировании отношений с учащимися, развитие коммуникативных и рефлексивных способностей и умений, снятие барьеров коммуникации и оптимизация поведения участников тренинга в конфликтных ситуациях.

     1) занятия личностно-ориентированного  тренинга помогают участникам  осознать собственные барьеры  коммуникации и благоприятствуют  их снятию, а следовательно, увеличивают  адекватность самооценки будущих учителей, что свидетельствует о принятии участником тренинга себя и другого и об отсутствии необходимости прибегать в процессе взаимодействия к неконструктивным защитам;

     2) в процессе тренинговых занятий  происходит выработка осознанных коммуникативных и рефлексивных умений и навыков целесообразного ситуативно-ролевого поведения студентов в условиях конфликтной ситуации, т. е. участники тренинга не просто накопили в памяти "картотеку" возможных решений конфликтных ситуаций, а научились отрефлексированию своего активного участия в них.

     В то же время, важным результатом использования  личностно-ориентированного тренинга можно считать формирование мотивации, интереса студентов к педагогической профессии, возросшее стремление к  самопознанию, к применению полученных социально-психологических знаний в практической педагогической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОД

     Таким образом, опытно-экспериментальная  проверка гипотезы исследования подтвердила  наличие закономерной связи между  использованием личностно-ориентированного тренинга в процессе подготовки студентов к воспитательной работе с детьми и формированием профессионально-педагогических умений студентов в воспитательной работе вообще и взаимодействием со школьниками в частности. Кроме того, занятия личностно-ориентированного тренинга позволяют преподавателю в известной мере диагностировать индивидуальные особенности студентов в профессиональных навыках и на этой основе разрабатывать индивидуальные приемы обучения.

     Данные  проведенного исследования не исчерпывают всех проблем изучения тренинговых методов, возможностей их использования в подготовке будущих педагогов. В ходе экспериментальной работы были обнаружены и поставлены следующие вопросы: изучение и разработка специальных диагностирующих упражнений и методик; подбор упражнений по индивидуальным потребностям; подготовка преподавателей вузов к тренинговому обучению студентов.

     Анализ  результатов проведенного исследования позволил высказать предположение  о том, что занятия личностно-ориентированного тренинга могут применяться не только в процессе подготовки студентов к взаимодействию со школьниками, но и как одна из форм обучения дисциплинам психолого-педагогического цикла, а также при решении ряда задач, связанных с социально-психологической подготовкой специалистов различного профиля. 
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

     1. Хмель Т.Д. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента пед. вуза / В сб.: Формирование личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки. М., 1988. - С.4-10.

     2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.255с.

     3. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1980. - 166с.

     4. Юсупов И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями. / В сб.: Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань: КГПИ, 1989. - С.3-32.

     5. Яценко Т.С. К вопросу об активной социально-психологической подготовке студентов к педагогическому общению. / В кн.: Вопросы общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981. - С. 176-186.

     6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 188с.

     7. Томилова Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. - 128с.

     8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 268с.

     9. Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.

     10. Вербицкий A.A. Игровые формы контекстного  обучения. М.: Знание, 1983. -96с.

     11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: АПО, 1996. - 102с.

     12. Воронов В.В. Имитационно-игровые  упражнения как средство подготовки  студентов к воспитательной работе  в школе. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1990. - 185с. 

Информация о работе Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе