Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:37, реферат
Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.
1. Введение
2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
4. Вывод
5. Список литературы
Игровые методы, используемые в обучении, строятся в большинстве случаев на основе деловой игры. Однако, педагогическая деятельность, в особенности воспитание, имеет такие специфические черты, которые осложняют или делают невозможным использование деловой игры в классическом виде - с ее саморазвитием, подсчетом производственных показателей и определением выигрыша. В педагогической деятельности очень много факторов, не поддающихся учету. Поэтому, на наш взгляд, одной из форм реализации личностно-ориентированного подхода в процессе подготовки студентов к воспитательно-коррекционной работе с несовершеннолетними может являться личностно-ориентированный тренинг.
В процессе тренинга студенты получают возможность не только развивать коммуникативные и рефлексивные умения и навыки, но и формировать главные характеристики готовности к эффективному педагогическому взаимодействию с детьми: способность к эмпатии, педагогическую гибкость, сензитивность к потребностям учащихся, эмоциональную уравновешенность, жизнерадостность, оптимизм, гуманистический стиль общения с учащимися. Личностно-ориентированный тренинг является прежде всего средством развития личностных качеств студента, что в конечном счете способствует формированию индивидуального стиля взаимодействия со школьниками.
Разрабатывая
концепцию личностно-
Методы личностно-ориентированного тренинга (ролевая игра, упражнение сензитивного тренинга, групповая дискуссия) реализуют принцип активности обучающегося через включение в обучение элементов исследования. Кроме того, ролевая игра и упражнения сензитивного тренинга позволяют включить в процесс обучения эмоции, что способствует углублению мотивации учебной деятельности и выполняет воспитывающую функцию, влечет за собой изменение установок и смысловых образований, способствует выработке убеждений, а не только усвоению знаний.
При
разработке методического обеспечения
системы личностно-
1)
занятия личностно-
2)
в процессе тренинговых
В
то же время, важным результатом использования
личностно-ориентированного тренинга
можно считать формирование мотивации,
интереса студентов к педагогической
профессии, возросшее стремление к
самопознанию, к применению полученных
социально-психологических знаний в практической
педагогической деятельности.
ВЫВОД
Таким образом, опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования подтвердила наличие закономерной связи между использованием личностно-ориентированного тренинга в процессе подготовки студентов к воспитательной работе с детьми и формированием профессионально-педагогических умений студентов в воспитательной работе вообще и взаимодействием со школьниками в частности. Кроме того, занятия личностно-ориентированного тренинга позволяют преподавателю в известной мере диагностировать индивидуальные особенности студентов в профессиональных навыках и на этой основе разрабатывать индивидуальные приемы обучения.
Данные проведенного исследования не исчерпывают всех проблем изучения тренинговых методов, возможностей их использования в подготовке будущих педагогов. В ходе экспериментальной работы были обнаружены и поставлены следующие вопросы: изучение и разработка специальных диагностирующих упражнений и методик; подбор упражнений по индивидуальным потребностям; подготовка преподавателей вузов к тренинговому обучению студентов.
Анализ
результатов проведенного исследования
позволил высказать предположение
о том, что занятия личностно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хмель Т.Д. Личностный аспект профессионально-педагогической подготовки студента пед. вуза / В сб.: Формирование личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки. М., 1988. - С.4-10.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.255с.
3. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1980. - 166с.
4. Юсупов И.М. Готовность студентов к овладению педагогическими профессиями. / В сб.: Формирование личности учителя в педагогическом вузе. Казань: КГПИ, 1989. - С.3-32.
5. Яценко Т.С. К вопросу об активной социально-психологической подготовке студентов к педагогическому общению. / В кн.: Вопросы общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981. - С. 176-186.
6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 188с.
7. Томилова Г.А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. - 128с.
8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 268с.
9. Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.
10. Вербицкий A.A. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983. -96с.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: АПО, 1996. - 102с.
12.
Воронов В.В. Имитационно-