Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:37, реферат
Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.
1. Введение
   2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
   3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
   4. Вывод
   5. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
     КАЗАХСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ 
Тема:  «Педагогический 
тренинг в индивидуализации подготовки 
студентов к воспитательной работе в школе» 
Выполнила: Хайдарова Н.
Приняла: 
Жумаканова Р. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АЛМАТЫ
2011
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в образовании, происходящие с начала 80-х годов, имели локальный характер, но, наложившись на социально - экономические и идеологические изменения в стране охватили, все образовательные учреждения и органы управления образованием. Критическому анализу и переработке были подвергнуты существовавшие представления о целях и задачах образования, о формах и методах, структуре и содержании образования и т.п. В результате на смену парадигме воспитания всесторонне развитой личности, осуществлявшейся в рамках программно - нормативного образовательного процесса, охватывавшего период от дошкольного до высшего образования, пришла концепция личностно - ориентированного образования, лежащая в основе гуманистической педагогики и психологии, ориентированная на удовлетворение потребностей личности в нравственном, культурном, интеллектуальном развитии, возможности получения качественного среднего и высшего образования и специализации в выбранной области профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшем образовании существует потребность в высококвалифицированных специалистах, способных работать в различных воспитательных системах, профессионально владеющих технологиями, позволяющими осуществлять саморазвитие, самообразование и самопроектирование учащимися своей личности. Реализация данной потребности на современном этапе невозможна вследствие существующих противоречий:
•между потребностями общества в квалифицированных педагогах способных эффективно адаптироваться в образовательной сфере, решая проблемы воспитания, и недостаточной степенью готовности значительного числа будущих учителей - студентов педагогических вузов - к организации саморазвития и самовоспитания профессионально - значимых качеств;
     •между 
наличием в вузе, в процессе обучения 
будущих учителей, разнообразных 
активных форм, методов и средств 
обучения и не способностью значительного 
числа студентов к 
Решение проблем, связанных с выявленными противоречиями, делают актуальной проблему педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
     Решению 
проблем профессионально-
Рассмотрение теоретических и практических аспектов индивидуализации в процессе личностно - ориентированного образования осуществлено в трудах М.А.Данилова, А.А.Кирсанова, Е.А.Киселевой, Е.С.Рабунского, М.Н.Скаткина, И.Э.Унт и других. Изучение проблемы индивидуализации обучения подробно представлено Б.П.Болотинской, А.А.Бударным, И.Д.Бутузовым, О.И.Иващенко, Н.А.Клещевой, Н.С.Лейтес, М.А.Мартыновым, Л.Ю.Образцовой, В.С.Почекаенковым, С.Л.Рубинштейном, В.И.Твардовской и другими исследователями, показавшими значимость индивидуализации как средства, позволяющего достигать высоких результатов в развитии, воспитанности и обученности. Человеческую индивидуальность с точки зрения интегральности личности рассматривали Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Л.Я.Дорфман, В.С.Мерлин, И.И.Резвицкий, С.Л.Рубинштейн.
Решение проблемы подготовки учителей активными формами, направленными на изменение профессиональной позиции педагога, его оснащенности профессиональными умениями и навыками, позволяющими решать цели воспитания в образовательном процессе, дано в трудах А.Аркавенко, В.Бетенкова, Ю.Егорова, Ю.Н.Емельянова, Л.Митиной, А.А.Орлова, Л.И.Рувинского, Н.Е.Щурковой, Т.С.Яценко, и других.
     Проблема 
совершенствования, развития и коррекции 
профессиональных умений и личностных 
качеств педагогов средствами практической 
психологии в форме социально-
Среди психологов практиков и теоретиков, исследующих выше названную проблему, выделяются А.М.Маркова и Н.В.Самоукина, которые ввели понятия, соответственно, «профессиональный учительский тренинг» и «педагогический тренинг», заложив тем самым основные направления в активных формах подготовки (и переподготовки) учителей, определив их основное содержание и структуру.
Однако проблема использования педагогического тренинга как активной формы в индивидуализации подготовки к воспитательной работе в школе остается недостаточно разработанной в научной литературе, требует теоретического осмысления и практической разработки, что обусловило выбор темы исследования: «Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе».
Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.
Объектом исследования является индивидуализация подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
Предметом исследования выступает педагогический тренинг как средство индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
Гипотеза исследования: педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе будет эффективен, если:
• разработать модель педагогического тренинга, особенностями которой являются: система тренинговых занятий (организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности), личностно - значимый характер деятельности, нашедший отражение в содержании упражнений. Целостность модели обеспечена единством структурных (цель, содержание, принципы, формы и методы организации) и функциональных (мотивационно-ценностных, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) компонентов, которые характеризуются: длительностью, цикличностью, уровневостью, позицией субъектов, формой организации деятельности (индивидуальная, групповая, массовая). Системообразующим фактором данной модели является упражнение;
     • 
будет определен и 
создание в ходе тренинга ситуации выбора будущими учителями одной из трех позиций: наблюдателя, участника, организатора; отношения в процессе тренинга должны быть субъект - субъектными и личностно - значимыми;
     формы 
и методы организации деятельности 
в тренинге определяются в соответствии 
с освоением определенного 
     1. 
Выявить состояние проблемы и 
изучить пути исследования 
2. Уточнить содержание понятий «индивидуализации подготовки» и «педагогический тренинг»;
     3. 
Разработать и апробировать 
     4. 
Выявить педагогические 
     5. 
Разработать методические 
 
Методологической основой исследования выступают:
     • 
теоретические положения 
• теория интегральной индивидуальности Л.Я.Дорфмана, В.С.Мерлина;
•теоретические положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
•положения теории открытых, саморазвивающихся систем (И.Р.Пригожин, Г.Хакен) разработанные для педагогических систем (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков, В.Г.Швеммер и др.)
Индивидуализация подготовки студентов к воспитательной работе посредством педагогического тренинга обусловлена изменениями в педагогической парадигме, возрастающей потребностью в педагогах-воспитателях, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике, взросшими требованиями к личностным и профессионально-значимым качествам будущего учителя.
Педагогический тренинг - это форма организации деятельности в процессе индивидуализации профессионально - педагогической подготовки направленная на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего учителя посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования: умения, навыки, качества, реализуемые в процессе возобновляемого упражнения отдельного действия в условиях: индивидуализации, систематичности, повторяемости, возрастания нагрузки и рефлексивной оценке результата.
На основе системного подхода разработана модель педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе, особенностями которой являются: система тренинговых занятий (организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности), личностно - значимый характер деятельности, нашедший отражение в содержании упражнений. Целостность модели обеспечена единством структурных (цель, содержание, принципы, формы и методы организации) и функциональных (мотивационно-ценностных, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) компонентов, характеризующихся: длительностью, цикличностью, уровневостью, позицией субъектов, формой организации деятельности (индивидуальная, групповая, массовая). Системообразующим фактором данной модели является упражнение.
     Педагогическими 
условиями педагогического 
Теоретическая значимость исследования состоит в:
     - 
уточнении и конкретизации