Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.

Содержание

1. Введение
2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
4. Вывод
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

     КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Тема: «Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе» 

Выполнила: Хайдарова Н.

Приняла: Жумаканова Р. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АЛМАТЫ

2011

 

     СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
  3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
  4. Вывод
  5. Список литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Изменения в образовании, происходящие с начала 80-х годов, имели локальный характер, но, наложившись на социально - экономические  и идеологические изменения в  стране охватили, все образовательные учреждения и органы управления образованием. Критическому анализу и переработке были подвергнуты существовавшие представления о целях и задачах образования, о формах и методах, структуре и содержании образования и т.п. В результате на смену парадигме воспитания всесторонне развитой личности, осуществлявшейся в рамках программно - нормативного образовательного процесса, охватывавшего период от дошкольного до высшего образования, пришла концепция личностно - ориентированного образования, лежащая в основе гуманистической педагогики и психологии, ориентированная на удовлетворение потребностей личности в нравственном, культурном, интеллектуальном развитии, возможности получения качественного среднего и высшего образования и специализации в выбранной области профессиональной деятельности.

     В настоящее время в высшем образовании существует потребность в высококвалифицированных специалистах, способных работать в различных воспитательных системах, профессионально владеющих технологиями, позволяющими осуществлять саморазвитие, самообразование и самопроектирование учащимися своей личности. Реализация данной потребности на современном этапе невозможна вследствие существующих противоречий:

     •между  потребностями общества в квалифицированных  педагогах способных эффективно адаптироваться в образовательной сфере, решая проблемы воспитания, и недостаточной степенью готовности значительного числа будущих учителей - студентов педагогических вузов - к организации саморазвития и самовоспитания профессионально - значимых качеств;

     •между  наличием в вузе, в процессе обучения будущих учителей, разнообразных  активных форм, методов и средств  обучения и не способностью значительного  числа студентов к использованию  данных форм, методов и средств, в  собственной педагогической деятельности; •между традиционным преобладанием фронтальных и групповых форм организации обучения в вузе и индивидуальным характером профессиональной деятельности педагога в реальной практической деятельности.

     Решение проблем, связанных с выявленными противоречиями, делают актуальной проблему педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе.

     Решению проблем профессионально-педагогической подготовки в педагогических вузах  были посвящены работы О.А.Абдуллиной, В.Айнштейн, В.А.Болотова, Н.А.Клещевой, Т.Ю.Марьенко, В.И.Слободчикова, А.Р.Фонарева, А.И.Щербакова, Н.М.Яковлевой и других. Проблему подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе изучали Н.Ф.Белокур, А.Н.Бритвихин, С.Г.Вершловский, М.З.Закив, Э.П.Козлов, А.Е.Кондратенков, В.А.Сластенин, Н.А.Томин, Я.И.Ханбиков и другие.

     Рассмотрение  теоретических и практических аспектов индивидуализации в процессе личностно - ориентированного образования осуществлено в трудах М.А.Данилова, А.А.Кирсанова, Е.А.Киселевой, Е.С.Рабунского, М.Н.Скаткина, И.Э.Унт и других. Изучение проблемы индивидуализации обучения подробно представлено Б.П.Болотинской, А.А.Бударным, И.Д.Бутузовым, О.И.Иващенко, Н.А.Клещевой, Н.С.Лейтес, М.А.Мартыновым, Л.Ю.Образцовой, В.С.Почекаенковым, С.Л.Рубинштейном, В.И.Твардовской и другими исследователями, показавшими значимость индивидуализации как средства, позволяющего достигать высоких результатов в развитии, воспитанности и обученности. Человеческую индивидуальность с точки зрения интегральности личности рассматривали Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Л.Я.Дорфман, В.С.Мерлин, И.И.Резвицкий, С.Л.Рубинштейн.

     Решение проблемы подготовки учителей активными  формами, направленными на изменение  профессиональной позиции педагога, его оснащенности профессиональными умениями и навыками, позволяющими решать цели воспитания в образовательном процессе, дано в трудах А.Аркавенко, В.Бетенкова, Ю.Егорова, Ю.Н.Емельянова, Л.Митиной, А.А.Орлова, Л.И.Рувинского, Н.Е.Щурковой, Т.С.Яценко, и других.

     Проблема  совершенствования, развития и коррекции  профессиональных умений и личностных качеств педагогов средствами практической психологии в форме социально-психологического тренинга решалась зарубежными (Т.Альберг, М.Форверг) и отечественными исследователями (В.П.Захаров, С.В.Кривцов Г.А.Ковалев, С.И.Макшанов, Х.Миккин, Р.В.Овчарова, Л.А.Петровская, В.Н.Харкин, И.Ю.Хрящев и др.)

     Среди психологов практиков и теоретиков, исследующих выше названную проблему, выделяются А.М.Маркова и Н.В.Самоукина, которые ввели понятия, соответственно, «профессиональный учительский тренинг» и «педагогический тренинг», заложив тем самым основные направления в активных формах подготовки (и переподготовки) учителей, определив их основное содержание и структуру.

     Однако  проблема использования педагогического тренинга как активной формы в индивидуализации подготовки к воспитательной работе в школе остается недостаточно разработанной в научной литературе, требует теоретического осмысления и практической разработки, что обусловило выбор темы исследования: «Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе».

     Цель  исследования состоит в теоретической  разработке, обосновании и апробации  модели педагогического тренинга как  средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.

     Объектом  исследования является индивидуализация подготовки студентов к воспитательной работе в школе.

     Предметом исследования выступает педагогический тренинг как средство индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе.

     Гипотеза  исследования: педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе будет эффективен, если:

     • разработать модель педагогического тренинга, особенностями которой являются: система тренинговых занятий (организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности), личностно - значимый характер деятельности, нашедший отражение в содержании упражнений. Целостность модели обеспечена единством структурных (цель, содержание, принципы, формы и методы организации) и функциональных (мотивационно-ценностных, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) компонентов, которые характеризуются: длительностью, цикличностью, уровневостью, позицией субъектов, формой организации деятельности (индивидуальная, групповая, массовая). Системообразующим фактором данной модели является упражнение;

     • будет определен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе:

     создание  в ходе тренинга ситуации выбора будущими учителями одной из трех позиций: наблюдателя, участника, организатора; отношения в процессе тренинга должны быть субъект - субъектными и личностно - значимыми;

     формы и методы организации деятельности в тренинге определяются в соответствии с освоением определенного уровня готовности к воспитательной работе: необходимого, достаточного, оптимального. Задачи исследования:

     1. Выявить состояние проблемы и  изучить пути исследования процесса  индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе средствами педагогического тренинга;

     2. Уточнить содержание понятий «индивидуализации подготовки» и «педагогический тренинг»;

     3. Разработать и апробировать модель  педагогического тренинга в индивидуализации  подготовки студентов к воспитательной  работе в школе; 

     4. Выявить педагогические условия  организации педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе;

     5. Разработать методические рекомендации  по организации педагогического  тренинга в процессе профессионально  педагогической подготовки будущих  учителей.  
 

     Методологической  основой исследования выступают:

     • теоретические положения системного и личностно-деятельностного подходов к процессу развития личности, отраженных в трудах отечественных (Л.М.Анциферова, Л.А.Леонтьев, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский и др.) и зарубежных (А.Маслоу, Г.Олтпор, К.Роджерс и др.) исследователей по теории личности;

     • теория интегральной индивидуальности Л.Я.Дорфмана, В.С.Мерлина;

     •теоретические положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

     •положения теории открытых, саморазвивающихся систем (И.Р.Пригожин, Г.Хакен) разработанные для педагогических систем (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков, В.Г.Швеммер и др.)

     Индивидуализация  подготовки студентов к воспитательной работе посредством педагогического тренинга обусловлена изменениями в педагогической парадигме, возрастающей потребностью в педагогах-воспитателях, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике, взросшими требованиями к личностным и профессионально-значимым качествам будущего учителя.

     Педагогический  тренинг - это форма организации  деятельности в процессе индивидуализации профессионально - педагогической подготовки направленная на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего учителя посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования: умения, навыки, качества, реализуемые в процессе возобновляемого упражнения отдельного действия в условиях: индивидуализации, систематичности, повторяемости, возрастания нагрузки и рефлексивной оценке результата.

     На  основе системного подхода разработана  модель педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе, особенностями которой являются: система тренинговых занятий (организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности), личностно - значимый характер деятельности, нашедший отражение в содержании упражнений. Целостность модели обеспечена единством структурных (цель, содержание, принципы, формы и методы организации) и функциональных (мотивационно-ценностных, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) компонентов, характеризующихся: длительностью, цикличностью, уровневостью, позицией субъектов, формой организации деятельности (индивидуальная, групповая, массовая). Системообразующим фактором данной модели является упражнение.

     Педагогическими условиями педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов  к воспитательной работе, выступают: - создание в ходе тренинга ситуации выбора будущими учителями одной из трех позиций: наблюдателя, участника, организатора; отношения в процессе тренинга должны быть субъект - субъектными и личностно - значимыми; формы и методы организации деятельности в тренинге определяются в соответствии с освоением определенного уровня готовности к воспитательной работе: необходимого, достаточного, оптимального.

     Теоретическая значимость исследования состоит в:

     - уточнении и конкретизации содержания  понятия «педагогический тренинг», в разработке классификации видов педагогического тренинга.

Информация о работе Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе