Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:37, реферат
Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.
1. Введение
2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
4. Вывод
5. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ
РЕФЕРАТ
Тема: «Педагогический
тренинг в индивидуализации подготовки
студентов к воспитательной работе в школе»
Выполнила: Хайдарова Н.
Приняла:
Жумаканова Р. А.
АЛМАТЫ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в образовании, происходящие с начала 80-х годов, имели локальный характер, но, наложившись на социально - экономические и идеологические изменения в стране охватили, все образовательные учреждения и органы управления образованием. Критическому анализу и переработке были подвергнуты существовавшие представления о целях и задачах образования, о формах и методах, структуре и содержании образования и т.п. В результате на смену парадигме воспитания всесторонне развитой личности, осуществлявшейся в рамках программно - нормативного образовательного процесса, охватывавшего период от дошкольного до высшего образования, пришла концепция личностно - ориентированного образования, лежащая в основе гуманистической педагогики и психологии, ориентированная на удовлетворение потребностей личности в нравственном, культурном, интеллектуальном развитии, возможности получения качественного среднего и высшего образования и специализации в выбранной области профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшем образовании существует потребность в высококвалифицированных специалистах, способных работать в различных воспитательных системах, профессионально владеющих технологиями, позволяющими осуществлять саморазвитие, самообразование и самопроектирование учащимися своей личности. Реализация данной потребности на современном этапе невозможна вследствие существующих противоречий:
•между потребностями общества в квалифицированных педагогах способных эффективно адаптироваться в образовательной сфере, решая проблемы воспитания, и недостаточной степенью готовности значительного числа будущих учителей - студентов педагогических вузов - к организации саморазвития и самовоспитания профессионально - значимых качеств;
•между
наличием в вузе, в процессе обучения
будущих учителей, разнообразных
активных форм, методов и средств
обучения и не способностью значительного
числа студентов к
Решение проблем, связанных с выявленными противоречиями, делают актуальной проблему педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
Решению
проблем профессионально-
Рассмотрение теоретических и практических аспектов индивидуализации в процессе личностно - ориентированного образования осуществлено в трудах М.А.Данилова, А.А.Кирсанова, Е.А.Киселевой, Е.С.Рабунского, М.Н.Скаткина, И.Э.Унт и других. Изучение проблемы индивидуализации обучения подробно представлено Б.П.Болотинской, А.А.Бударным, И.Д.Бутузовым, О.И.Иващенко, Н.А.Клещевой, Н.С.Лейтес, М.А.Мартыновым, Л.Ю.Образцовой, В.С.Почекаенковым, С.Л.Рубинштейном, В.И.Твардовской и другими исследователями, показавшими значимость индивидуализации как средства, позволяющего достигать высоких результатов в развитии, воспитанности и обученности. Человеческую индивидуальность с точки зрения интегральности личности рассматривали Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Л.Я.Дорфман, В.С.Мерлин, И.И.Резвицкий, С.Л.Рубинштейн.
Решение проблемы подготовки учителей активными формами, направленными на изменение профессиональной позиции педагога, его оснащенности профессиональными умениями и навыками, позволяющими решать цели воспитания в образовательном процессе, дано в трудах А.Аркавенко, В.Бетенкова, Ю.Егорова, Ю.Н.Емельянова, Л.Митиной, А.А.Орлова, Л.И.Рувинского, Н.Е.Щурковой, Т.С.Яценко, и других.
Проблема
совершенствования, развития и коррекции
профессиональных умений и личностных
качеств педагогов средствами практической
психологии в форме социально-
Среди психологов практиков и теоретиков, исследующих выше названную проблему, выделяются А.М.Маркова и Н.В.Самоукина, которые ввели понятия, соответственно, «профессиональный учительский тренинг» и «педагогический тренинг», заложив тем самым основные направления в активных формах подготовки (и переподготовки) учителей, определив их основное содержание и структуру.
Однако проблема использования педагогического тренинга как активной формы в индивидуализации подготовки к воспитательной работе в школе остается недостаточно разработанной в научной литературе, требует теоретического осмысления и практической разработки, что обусловило выбор темы исследования: «Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе».
Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.
Объектом исследования является индивидуализация подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
Предметом исследования выступает педагогический тренинг как средство индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе.
Гипотеза исследования: педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе будет эффективен, если:
• разработать модель педагогического тренинга, особенностями которой являются: система тренинговых занятий (организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности), личностно - значимый характер деятельности, нашедший отражение в содержании упражнений. Целостность модели обеспечена единством структурных (цель, содержание, принципы, формы и методы организации) и функциональных (мотивационно-ценностных, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) компонентов, которые характеризуются: длительностью, цикличностью, уровневостью, позицией субъектов, формой организации деятельности (индивидуальная, групповая, массовая). Системообразующим фактором данной модели является упражнение;
•
будет определен и
создание в ходе тренинга ситуации выбора будущими учителями одной из трех позиций: наблюдателя, участника, организатора; отношения в процессе тренинга должны быть субъект - субъектными и личностно - значимыми;
формы
и методы организации деятельности
в тренинге определяются в соответствии
с освоением определенного
1.
Выявить состояние проблемы и
изучить пути исследования
2. Уточнить содержание понятий «индивидуализации подготовки» и «педагогический тренинг»;
3.
Разработать и апробировать
4.
Выявить педагогические
5.
Разработать методические
Методологической основой исследования выступают:
•
теоретические положения
• теория интегральной индивидуальности Л.Я.Дорфмана, В.С.Мерлина;
•теоретические положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
•положения теории открытых, саморазвивающихся систем (И.Р.Пригожин, Г.Хакен) разработанные для педагогических систем (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, С.Д.Поляков, В.Г.Швеммер и др.)
Индивидуализация подготовки студентов к воспитательной работе посредством педагогического тренинга обусловлена изменениями в педагогической парадигме, возрастающей потребностью в педагогах-воспитателях, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике, взросшими требованиями к личностным и профессионально-значимым качествам будущего учителя.
Педагогический тренинг - это форма организации деятельности в процессе индивидуализации профессионально - педагогической подготовки направленная на развитие личностных и профессиональных качеств личности будущего учителя посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования: умения, навыки, качества, реализуемые в процессе возобновляемого упражнения отдельного действия в условиях: индивидуализации, систематичности, повторяемости, возрастания нагрузки и рефлексивной оценке результата.
На основе системного подхода разработана модель педагогического тренинга в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе, особенностями которой являются: система тренинговых занятий (организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности), личностно - значимый характер деятельности, нашедший отражение в содержании упражнений. Целостность модели обеспечена единством структурных (цель, содержание, принципы, формы и методы организации) и функциональных (мотивационно-ценностных, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) компонентов, характеризующихся: длительностью, цикличностью, уровневостью, позицией субъектов, формой организации деятельности (индивидуальная, групповая, массовая). Системообразующим фактором данной модели является упражнение.
Педагогическими
условиями педагогического
Теоретическая значимость исследования состоит в:
-
уточнении и конкретизации