Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретической разработке, обосновании и апробации модели педагогического тренинга как средства индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе и выявление условий ее эффективного функционирования.

Содержание

1. Введение
2. ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».
3. ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к воспитательной работе.
4. Вывод
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     - анализе роли и места педагогического  тренинга в профессионально педагогической  подготовке будущих педагогов  к воспитательной работе в  школе; 

     Научная новизна заключается в том, что:

     на  основе личностно - деятельностного подхода разработана модель педагогического тренинга в процессе индивидуализации подготовки студентов воспитательной работе особенностями, которой являются: единство структурных составляющих (цель, содержание, формы организации, функции, виды, условия, длительность, цикличность, позиции субъектов тренинга), наличие уровней готовности студентов к воспитательной работе (необходимый, достаточный, оптимальный) и видов тренинговых занятий: организации и осуществления, мотивации и стимулирования, контроля и самоконтроля воспитательной деятельности будущего учителя; выявлены критерии уровней сформированности профессионально - педагогических умений воспитательной деятельности студентов (необходимый, достаточный, оптимальный). практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по применению форм и методов организации педагогического тренинга в профессионально - педагогической подготовке студентов к воспитательной работе. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике вузов с целью развития профессионально - значимых качеств будущих педагогов, а также в системе повышения квалификации работников образования.

     Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций; пролонгированностью исследования; использованием перекрестных методов снятия и проверки полученных результатов; репрезентативностью объема выборки; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам, предмету и логике исследования; длительностью и многократностью повтора эксперимента; апробацией результатов на различных уровнях, обработкой результатов эксперимента с использованием вычислительной техники.  
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. Историко - педагогический анализ формирования понятия «педагогический тренинг».

     Современная гуманистическая педагогика как  парадигма образования, как в  теории, так и в практике опирается  на гуманистические традиции Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и  других отечественных педагогов, теоретические и практические разработки гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.). В своей основе она имеет личностно-ориентированный, индивидуальный подход к организации деятельности как педагога, так и учащегося, воспитанника.

     Однако, осуществление данного подхода в практике подготовки студентов к воспитательной работе в школе порождает определенное противоречие между традиционными фронтальными и групповыми формами подготовки будущих педагогов в вузе и индивидуальным характером профессиональной деятельности воспитателя при его практической работе в школе.

     Решение данного противоречия ряд исследователей (Б.Г. Ананьев, М.А.Данилов, А.А.Кирсанов, И.И.Резвицкий, И.Э.Унт и другие) находят  в индивидуализациии подготовки студентов в педагогических вузах. Современные исследователи данной проблемы понимают «индивидуализацию профессионально-педагогической подготовки студентов к воспитательной работе в школе» как «адаптацию форм и методов профессионально-педагогической подготовки с учетом индивидуальных особенностей в целях развития профессионально-значимых качеств будущего педагога»).

     Рассмотрение проблемы индивидуализации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе происходит в общем контексте профессионально-педагогической подготовки студентов к воспитательной работе в ходе цикла лабораторно - практических  занятий психолого-педагогических дисциплин педагогических вузов.

     Проблема  активизации практической подготовки студентов педвузов исследована в работах Н.Н.Волкова, М.В.Журжиной, В.С.Ильиной, В.П.Козловой, А.И.Пискунова, С.В.Расланен, В.А.Родионовой и других.

     Проблема  формирования профессионально-педагогических умений у студентов на лабораторно-практических занятиях по педагогике изучалась В.Т.Литвинцевой, Т.Ф.Оксенко и другими.

     Проблема  организации и проведения педагогической практики рассматривалась в работах  Т.К.Ахоян, Е.А.Дмитриенко, В.М.Вершинина, Д.Н.Майкина, Т.Д.Молодцовой, Т.М.Концедаловой, Р.Н.Костиной, А.Н.Орлова, Л.И.Шитиковой, Г.И.Шухина и других. В исследованиях рассматривались: структура организации непрерывной педагогической практики, этапы проведения непрерывной педагогической практики, содержание и требование к педпрактике, система знаний, умений и навыков, формируемых в процессе непрерывной педагогической практики и т.д.

     Проблема  совершенствования методов профессионально-педагогической подготовки исследовалась Н.Д.Давлетовым, Н.И.Зильберберг, Л.А.Ивановой, Е.К.Кустобаевой, В.Н.Никитенко и другими. В частности: использование педагогических задач и деловых игр (А.С.Желтова, Н.Д.Иванова, В.А.Мунасыпова, Р.Х.Утешева), обучение студентов педагогической технике как составной части подготовки к воспитательной работе (В.Д.Богус, П.В.Галахова). Недостаточная подготовка выпускников педвузов к воспитательной работе в школе напрямую вытекает из проблемы эффективного использования различных форм подготовки к данному виду деятельности.

     В.Н.Никитенко  выделяет следующие причины слабой психолого-педагогической подготовки:

     1. Большинство поступающих в педагогические вузы студентов не сориентировано на глубокое понимание сущности педагогических явлений и педагогической профессии, на педагогическую деятельность в будущем.

     2. Изучение педагогики и психологии  в вузах часто излишне «заакадемизировано»,  оторвано от реальной педагогической практики и строится в логике развития этих наук, отличной от логики решения реальных педагогических задач.

     Первая  из названных причин, по мнению автора, может быть устранена специальной  работой по психолого-педагогическому просвещению и ориентации учащихся на учительскую профессию. Вторая - приведением содержания и методов обучения и воспитания студентов педагогических вузов в соответствие с реальной педагогической практикой.

     Практическое  решение проблемы совершенствования содержания и методов обучения и воспитания студентов, форм подготовки к воспитательной работе видится авторами, исследовавшими эту проблему, по-разному:

     - В.Н. Никитенко предлагает создание  «дидактического моста», звеньями  которого является последовательная серия учебных заданий, требующих для своего решения академизации и практического применения теоретических знаний в анализе педагогических ситуаций, целевом моделировании педагогических ситуаций, учебных педагогических играх, учебных педагогических заданиях для непрерывной практики в школах, стажировках и послевузовском повышении квалификации»);

     - использование «активных методов  обучения» при организации учебного  процесса в педвузе, по мнению  Н.И.Зильберберг, позволит будущему  учителю овладеть навыками и умениями профессиональной деятельности: под активными методами обучения автор понимает «...способы, позволяющие руководителю и специалисту не только углубить свои знания, но и усовершенствовать свои управленческие и профессиональные умения и навыки на основе активной учебно-познавательной деятельности в процессе обучения и уверенно использовать приобретенные знания в конкретной производственной ситуации»;

     - решение типовых педагогических задач, по мнению Л.Л.Додона, Л.В.Кондратьевой, позволяет студенту мысленно ставить себя в профессиональную ситуацию, приобретать навыки анализа ситуаций, выявлять благоприятные обстоятельства, позволяющие достигать планируемых целей и результатов ;

     - применение моделирования педагогических ситуаций, как отмечают Н.Д.Давлетов, Е.К.Кустобаева, позволяет студентам освоить способы управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. «Методы моделирования ситуаций и решения педагогических задач обеспечивают возможность формирования у студентов системы практических общепедагогических умений, что очень ценно в плане профессионально-педагогической подготовки будущего учителя».

     В то же время, исходя из понимания сущности профессиональной деятельности учителя-воспитателя  как непрерывной цепи решения  взаимосвязанных педагогических задач, многие авторы (Л.Ф.Спирин, М.А.Стапинский, Н.А.Томин, М.Л.Фрумкин и другие) приходят к выводу о необходимости осуществления достаточной тренировки студентов в анализе различных учебно-воспитательных ситуаций и решении подобных задач. Использование в семинарских, лабораторно-практических занятиях методов, позволяющих анализировать педагогический процесс, выявлять благоприятные условия его протекания, выбирать правильные методы и приемы воспитательного воздействия, способствует отработке определенных воспитательных умений, но в то же время, по мнению некоторых авторов, не является достаточным. Н.А.Томин отмечает, что «практическая подготовка выпускников педвузов отстает от уровня их теоретической подготовки по причине недостаточной натренированности в овладении необходимыми умениями воспитательной деятельности».  

     ГЛАВА 2. Проблема педагогического тренинга в теории и практике профессиональной подготовки студентов педвузов к  воспитательной работе.

     Общая стратегия современного педагогического образования, преодолевая традиционный массово-репродуктивный характер процесса обучения, выходит сегодня на личностный уровень, обеспечивая выявление и развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у него неповторимой гуманистической технологии педагогической деятельности.

     Исходя  из данных предпосылок, можно говорить об актуальности педагогических исследований в области подготовки будущих  учителей к воспитательной работе посредством  личностно-ориентированного тренинга.

     В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации профессионально-педагогического образования накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения указанной проблемы. Базовыми для ее разработки являются исследования по теории педагогического образования О.А.Абдуллиной, Е.П.Белозерцева, Б.С.Гершунского, Н.Д.Никандрова, В.А.Сластенина, Н.Ф.Талызиной и др.

     НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     1. Разработана концепция личностно-ориентированного  тренинга, включающая в себя активизацию рефлексивной позиции преподавателя и школьников и диалог как форму осуществления субъект-субъектного взаимодействия.

     2. Определены и подтверждены опытным  путем педагогические условия  ее эффективного функционирования.

     ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     Разработанная и апробированная в нем педагогическая технология обогащает учебно-воспитательный процесс в системе личностно-ориентированной  подготовки учительских кадров, улучшает подготовку будущих учителей к воспитательной работе с  детьми.

     При составлении примерной программы  личностно-ориентированного тренинга опирались на концепцию структуры педагогической деятельности, исходя из личности учителя, разработанной В.А.Сластениным, где личность учителя рассматривается как целостное образование, логическим центром которого является мотивационная сфера, определяющая социальную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность (Сластенин, 1984, 1991). При этом исходили из необходимости реализации побуждающих функций проблемно-развивающего обучения, включения эмоций в процесс обучения, что влечет за собой углубление мотивации учебной деятельности, изменение установок и смысловых образований обучаемых, способствует выработке убеждений, а не только усвоению знаний.

     Анализ  проведенной опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что:

     1) занятия личностно-ориентированного  тренинга помогают участникам  осознать собственные барьеры  коммуникации и благоприятствуют  их снятию, а, следовательно, увеличивают  адекватность самооценки будущих учителей;

     2) в процессе тренинговых занятий  происходит выработка осознанных  коммуникативных и рефлексивных  умений и навыков целесообразного  ситуативно-ролевого поведения школьников в условиях конфликтной ситуации;

     3) тренинговые занятия способствуют  активизации позиции будущих педагогов в формировании межличностных отношений.

     Таким образом, в процессе эмпирического  исследования нашло свое подтверждение  выдвинутое предположение о том, что процесс подготовки студентов к воспитательной работе с детьми будет результативным, если в обучении реализуется система личностно-ориентированного тренинга.

Информация о работе Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе