Педагогический совет в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Деятельность дошкольного образовательного учреждения в современных условиях предъявляет большие требования к методической составляющей воспитательного и образовательного процессоы.
П.Н.Лосев отмечает, что моделируя комплекс задач методической работы в детском саду, необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога.

Содержание

Общее понятие о педагогическом совете в ДОУ
Предварительная подготовка к проведению педсовета
Формы проведения педсовета
Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогический совет в дошкольном учреждении.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

До недавнего  времени педагогическая диагностика  сводилась к элементарной проблеме оценки каких - либо признаков. Сегодня  же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.

Ее использование  поможет создать на педагогическом совете обстановку для творческого размышления, поиска истины. Старший воспитатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает варианты активизации педагогов.

 

К.Ю. Белая  предлагает подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оценить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые актуальные, волнующие всех вопросы, которые затем будут включены в повестку дня педагогического совета (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Такая таблица  помогает определить приоритетные темы на весь учебный год. Но при этом нужно помнить, что проблемы воспитания так же, как и развития, обучения должны обсуждаться в равной степени  на каждом педсовете.

Если  тема определена, то можно приступать к подготовке педсовета. Рекомендуется создать рабочую группу, которая продумывает форму педсовета, оформление помещения, составляет список литературы для изучения.

В методическом кабинете может быть оформлены выставки: «Готовимся к педсовету» или «Наш педсовет». Важно представить и опыт работы, и публикации, и методический материал.

Заранее в методическом кабинете оформляется  выставка литературы по обсуждаемой  тематике, материалы об опыте работы ведущих педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми).

Подробная повестка дня с вопросами для  обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за 2—3 недели до проведения педсовета.

Особое  значение приобретает подготовка к  проведению итогового педсовета. Третьяков  П.И., Белая К.Ю. отмечают важность проведения подобного итогового анализа  в процессе общего управления ДОУ.

Следует уделять серьезное внимание подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив  включился в анализ того, что сделано  за год, успехов и неудач.

Подготовка  и проведение заключительного педсовета  начинается задолго до его проведения, так как предстоит проанализировать выполнение программы по всем разделам (методикам), определить слабые места  и обозначить основные направления (задачи) на следующий учебный год. Механизм анализа работы за год может быть разный и включать: самоанализ результатов работы воспитателями, специалистами; выборочную диагностику; просмотр обобщающих, итоговых занятий в группах; анкетирование родителей.

Важную  роль в подготовке и проведении этого  педсовета сыграет оформление выставки, например: «Как мы прожили этот учебный  год». Здесь можно представить  фотографии интересных моментов из жизни  детского сада.

Руководители  на таком педсовете получают полное представление о проблемах и  путях их решения. Конструктивное и  деловое обсуждение получится, если накануне провести индивидуальное собеседование  с педагогами, специалистами. Такая  предварительная работа поможет  сформулировать проект решения, который  будет корректироваться в ходе педсовета.

Все материалы  обрабатываются, анализируются и  могут быть представлены как итоговая справка к сообщению на педсовете. Этот же итоговый анализ является 1-й  частью будущего плана работы на следующий  учебный год, поэтому многие данные для наглядности лучше представить  в таблицах.

На этапе  подготовки к проведению педсовета  актуально запланировать и проведение оценки его результативности. Организация  рефлексии педагогов в конце  заседания может быть проведено  с использованием различных форм. К.Ю. Белая предлагает заполнение подобного  рода таблиц.

Таблица 2

 

 

Таким образом, необходимым элементом проведения педагогического совета является предварительная  подготовка к его проведению. Она  затрагивает всех членов педколлектива  с учетом должности и функциональтных  обязанностей. Подготовка должна осуществляться на диагностической основе, что позволит обсуждать наиболе актуальные для  педагогов вопросы и совершенствовать деятельность ДОУ.

 

    1. Формы проведения педсовета

 

Знание основных задач  и функций методической работы необходимо организаторам этой работы не только для ее правильного планирования и организации. Не менее важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

Сложность и многообразие функций  и задач воспитательной и образовательной  работы в дошкольном учреждении, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское применение новых форм.

Лосев П.Н. определяет форму как внутреннюю структуру, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может поэтому оказывать влияние на содержание — на его способность к прогрессивному развитию или же обесценивать его.

Существует  несколько вариантов проведения педсовета  в ДОУ (Белая К.Ю.).

1. Педсовет  в форме деловой игры может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

2. Педсовет-конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, воспитатель по физкультуре, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы по теме, высказывать свое мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.

3. Педсовет  в форме «круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме).

Главное правило при организации «круглого  стола» — подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать  ведущего, умеющего ориентироваться  в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

4. Ситуативный  педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

5. Педсовет  в форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.

6. Педсовет  в форме научно-практической конференции  можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дошкольных учреждений.

 Базой  для проведения такого педсовета  может стать учреждение, имеющее  статус экспериментальной площадки: здесь работает наука. При подготовке  такого педсовета заранее должны  быть организованы дни открытых  дверей для педагогов. 

Важно так  составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в  представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке  решений.

Научный руководитель во вступительном сообщении  тезисно представляет основные положения  обсуждаемого вопроса. Решения на таком  педсовете могут приниматься  как общие для всех, так и  для каждого педагогического  коллектива отдельно, с учетом его  специфики.

Обязательно анализируются итоги:

-чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;

- кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;

- какие уроки можно извлечь из этого опыта?

Таким образом, существуют различные формы проведения педсоветов (конференция, круглый стол, деловая игра и т.д.). Выбор формы  проведения зависит от различных  факторов, определяется повесткой заседания  и требует детальной проработки сценария проведения.

 

  1. Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов

 

В какой  бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку  зрения, сомнения, делились опытом работы. И перед руководителем всегда встает вопрос: «Как избавиться от пассивности  отдельных педагогов?».

Существуют  методы активизации педагогов при  проведении методических мероприятий, которые помогают руководителю в  работе с кадрами.

Практика  показала, что конечный результат  любого методического мероприятия  будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу.

 Выбор  методов для каждого мероприятия  должен определяться его целями  и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным  состоянием учебно-воспитательного  процесса.

 

 

 

    1. Анализ ситуаций

Известны  четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

1. В ситуациях-иллюстрациях  описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

2. Ситуации-упражнения  нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела Программы воспитания и обучения в детском саду и др.).

3. В ситуациях-оценках  проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

4. Ситуации-проблемы — наиболее сложный метод активизации, когда конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

2. Организация диалога

Диалоги-дискуссии  стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного  обсуждения вопросов в форме диалога  или спора владеет далеко не каждый.

Диалог  — это разговор двух и более  людей, их беседа, свободный обмен  мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о  которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает  свою точку зрения.

Дискуссия — рассмотрение, исследование, публичное  обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Это более мягкая разновидность  спора, это метод обсуждения, при  котором необходимо прийти к общим  позициям, выбрав золотую середину среди разных точек зрения. В дискуссии  нужна не только критика, но и изложение  позиции, путей решения проблемы.

3.Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.

4.Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. По продолжительности он должен занимать до 5 минут. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.

5.Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, которые надо решить, и предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день.

В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует  положительное и называет недостатки.

6.Решение педагогических кроссвордов  и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми. Их можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

7.Работа с инструктивно-директивными  документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению своих недостатков. Эту работу каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Информация о работе Педагогический совет в дошкольном учреждении