Педагогические взгляды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур, это мировой итеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этнических культур. В результате человек (в педагогической ситуации это ученик и учитель) в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием. Отсутствие толерантности в отношениях разных этнических групп, конфликты на национальной почве - следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них - пренебрежение поликультурным образованием подрастающего поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …............................................................................................................ 3
1. Педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева …............................................... 5
2. Педагогические взгляды …....................................................................................
2.1. Идеи П. Ф. Каптерева о дошкольном и семейном воспитании.............. 11
2.2. Идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого
в педагогике …......................................................................................................... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….................................................................................................... 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Каптерев.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …............................................................................................................ 3

1. Педагогическая деятельность  П.Ф. Каптерева …............................................... 5

2. Педагогические взгляды …....................................................................................

      2.1.  Идеи П. Ф. Каптерева о дошкольном и семейном воспитании.............. 11

      2.2.  Идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого

 в педагогике …......................................................................................................... 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….................................................................................................... 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….................................................................................... 24                 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур, это мировой итеграционный  процесс, в котором происходит смешение различных этнических культур. В результате человек (в педагогической ситуации это ученик и учитель) в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием. Отсутствие толерантности в отношениях разных этнических групп, конфликты на национальной почве - следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них - пренебрежение поликультурным образованием подрастающего поколения.

Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур, это мировой итеграционный  процесс, в котором происходит смешение различных этнических культур. В  результате человек (в педагогической ситуации это ученик и учитель) в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием. Отсутствие толерантности в отношениях разных этнических групп, конфликты на национальной почве - следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них - пренебрежение поликультурным образованием подрастающего поколения.

Педагогика поликультурности имеет свою историю. Ей посвящали  свои труды выдающиеся педагоги и  мыслители прошлого.

П. Ф. Каптерев - один из наиболее ярких  представителей рассматриваемого течения  в российской педагогике. Он внес огромный вклад в теорию и практику воспитания и обучения: поставил важнейшие педагогические проблемы, такие как воспитание личности, влияние биологических и социальных факторов в процессе обучения и воспитания, сущность педагогического процесса, педагогический идеал и т.д. Заслугой П. Ф. Каптерева является создание первой истории российской педагогики.

Педагог ясно осознавал  необходимость антропологического основания педагогической теории и  практики. Он писал: «Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи, и законы, которые она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании - с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном».

Важным для нашего анализа педагогической антропологии является то, что П. Ф. Каптерев рассматривает  человека как саморазвивающийся  организм. Использование понятия  «организм» говорит о том, что  педагог основывался на естественнонаучных представлениях о человеке, в рамках которых человеческая природа мыслилась как одно из проявлений органической природы, возникшее в результате биологической эволюции, как один из организмов в цепи этой эволюции. В системе антропологических представлений П. Ф. Каптерева человек - это развивающийся организм. Общеизвестно, что идея развития становится одной из основополагающих культурных детерминант во второй половине XIX в. П. Ф. Каптерев воспринял эту идею, творчески преломив ее.

Целью реферата является анализ деятельности П.Ф. Каптерева и освещение его роли в развитии образования как источника педагогической науки.

Задачи:

    1. рассмотреть краткую биографию П.Ф. Каптерева;
    2. выявить оосновные труды и идеи П.Ф. Каптерева в педагогике.

1. Педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева

 

Пётр Фёдорович Каптерев родился 7 июля 1849 г. в семье сельского  священника в селе Клёнова Подольского  уезда Московской губернии.

В семинарии Каптерев увлёкся сочинениями Дж. Локка  и Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также П.Г. Редкина, П.Д. Юркевич и др. русских педагогов.

В 1872г. Каптерев окончил  Московскую духовную академию, и в  том же году совет Петербургской  духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений. Молодой преподаватель вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии [5].

После того как истёк  обязательный срок службы в духовном ведомстве за бесплатное обучение в Московской духовной академии, Каптерев покинул семинарию и решил посветить себя науке.

Год 1874 –знаменательная веха в жизни Каптерева: результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. В журнале “Народная школа” (№6,7) в статье “Обучение детей дошкольного возраста” (№8,9) появилась другая его статья – “Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания”, а в следующем номере статья “Как образовать стойкий характер”. Осенью того же года журнал “Знание”

Далее публикуют большую статью Каптерева  “Этюды по психологии народа (Мифология как религиозное первоначальное и научное мировоззрение человечества)”, а  в конце года “Народная школа” (№11,12) – статью “Эвристическая форма обучения в народной школе”. Содержание названных пяти статей заключает в себе главные проблемы, которые Каптерев будет исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут стержневыми в его психолого - педагогическом творчестве. Эти вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребёнка [5].

Разрабатывая лекционные курсы по психологии, дидактике, истории  педагогики, Каптерев  глубоко изучал отечественные и зарубежные научные  источники. С конца 1874г. на протяжении двух лет в популярном среди учителей журнале. “Народная школа” он публикует главы из книги “Педагогическая психология для народных учителей, воспитательниц и воспитательниц”, а в 1876г. издаёт ёё полностью как приложение к журналу. В 1877г. книга вышла отдельным изданием. В ней Каптерев попытался психологически обосновался процесс обучения и воспитания , дать учителям не рецептурное пособие по педагогике , а научные знания о психических явлениях , лежащих в основе  педагогической деятельности. В истории отечественной психологии и педагогики это был первый завершённый труд подобного рода .И самое понятие “ педагогическая психология ” вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева.

В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился с многими видными педагогами столицы , сгруппировавшимися вокруг журнала “Народная школа” , основанного Ф.Н.Медниковым . В своё здесь сотрудничал К.Д. Ушинский , а во времена Каптерева – Н.Ф. Бунаков ,В.И. Водовозов ,     Л.Н. Модзалевский, С.И. Миропольский и другие. Вскоре П.Г. Редкин ,      возглавлявший Педагогическое общество , рекомендовал Петра Фёдоровича в члены Педагогического общества , а затем – в совет Петербургского фребелевского общества , при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов . На курсах параллельно с работой в духовной семинарии с осени 1874 г. Каптерев читал лекции по психологии , истории педагогики, проводил практические занятия . Под его руководством слушательницы учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы.

Научная и преподавательская  деятельность Каптерева на курсах Фребелевского  общества продолжалась почти четверть века (до 1898 г.). За эти годы он многое сделал для развития практики и теории дошкольного воспитания в России. В своих первых статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только глубоко и разносторонне освещал вопросы воспитания детей до школы , но и по-новому решал проблемы дошкольного воспитания , в особенности детских игр , их роли в развитии ума и всей личности ребёнка. Своими трудами он привлек внимание родительской общественности к делу правильного воспитания малышей , познакомил её с научными основами дошкольной педагогики.

После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882-1885 гг.) [6].

В первой половине 1883 г. вышло  переработанное издание “Педагогическоей психологии” , в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми , усилил объяснительную часть и сократил описательную. Критика оценила эту книгу как новый труд , а не как переиздание прежнего. Реакционный еженедельник “Гражданин” назвал её “безумной педагогикой” за то , что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания , отвергалась врождённость идеё (о боге , о христианской нравственности и др.) . Вслед за анонимной рецензией последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии , выпущенные слушательницами педагогических курсов. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия , от имени которой профессор духовной академии М. Коринский дал заключение , в целом благожелательное для Каптерева , но в вопросе о соответствии нервных явлений психическим привёл несколько толкований. Основываясь на них , Каптерева обвинили материализме, безбожии , подрыве христианской нравственности , следовательно , в нарушении устава педагогических курсов.

Каптерев был отстранён  от преподавания с осени 1884 г. (он вынужден был также уйти из Александровского лицея).

На всех членов комиссии сильное впечатление произвело поведение Каптерева , его письменное объяснение по поводу анонимных обвинений. Он заявил , что давать ответ “на обвинения из-за угла” и унизительно и бесполезно. Унизительно потому , что автор анонимки - невежда в науке ; а бесполезно потому , что мнение о нём и его лекциях составлено с пристрастием.

Маринское ведомство, отстранив  Каптерева от преподавания , однако , разрешило принять его на службу в это же ведомство помощником старшего чиновника Первой экспедиции, где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он прослужил почти 32 года , до марта 1917 г., когда это ведомство было упразднено. Последовательно Каптерева повышали по службе; старший чиновник (1900-1909), чиновник особых поручений (1909-1912), председатель учебного комитета (1912-1917) [6].

Служба давала Каптереву  постоянный заработок, а также возможность  всё свободное время посвятить  научно – педагогической, преподавательской  и общественно – педагогической деятельности.

В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педагогическая секция , отдел Я.А.Коменского , а потом К.Д,Ушинского , Родительский кружок) , принимает активное участие в подготовке и проведении съездов : по семейному воспитанию , педагогической психологии , экспериментальной психологии , народному образованию.     

Часто выезжая в губернские города для инспектирования мариинских гимназий и институтов, он выступает с лекциями на учительских съездах, встречается с народными учителями Курской, Костромской, Пермской и др. губерний. Так, летом 1901 г. Каптерев прочитал учителям Пермской губернии цикл лекций  “Народная школа как воспитательно-образовательное заведение”. Инспе - кторская работа давала Каптереву обильный материал для его научно-педагогических исследований и преподавательской деятельности в частных женских гимназиях ( Э.П.Шаффе, М.Н.Стоюниной и М.А.Макаровой), а            впоследствии- в институтах и на курсах по подготовки преподавателей средней школы Петербургского учебного округа [5].

Участие Каптерева в  Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного  воспитания. С 1884г. на протяжении многих лет он ежегодно делает один-два  доклада о развитии личности и воспитании ребёнка в семье. А с 1898г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры “Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению”. Авторами брошюры были видные педагоги, психологи, врачи, учёные и литераторы : А.Н.Острогорский, И.А.Сикорский, П.Ф.Лесгафт, П.И.Ковалевский, А.Ф.Кони и др.

Научные труды Родительского  кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставки работ  подобного рода кружков Петербургский  кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906г.) первую премию. Особой наградой были отмечены издания “Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению”. Всего (до 1910г.) вышло 59 выпусков “Энциклопедия”, из них 57-под редакцией Каптерева, в 11 были опубликованы его работы.

После Февральской революции  Каптерев выступил с резким осуждением системы полного закабаления личности царизмом. В статье “Новая школа в новой России” он изложил программу демократического обновления школы, систему гражданского воспитания, построенную на развитии критического мышления. Демократизацию школьного дела Каптерев представлял себе, прежде всего осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения.

Статья Каптерева “Единая  всеобщая школа” даёт возможность проанализировать его отношение к основным реформам советской школы. Он одобрительно отнёсся к принципам организации единой школы, заметив, однако, что на ряду с правильными началами недостаточно представлены принципы дифференцирования общего образования по видам одарённости и призванию юношества.

Осенью 1918г. Каптерев после  двукратного воспаления лёгких переехал в Воронежскую губернию. С первой же недели пребывания в Острогожске  он включился в работу уездного отдела народного образования, занятого в то время осуществлением “Положение о единой трудовой школе РСФСР”. Каптерева приняли на должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения. Ему шёл 70-й год, но, не смотря на возраст, он с конца октября и до конца декабря 1918г. энергично помогал УОНО реорганизации школ на новых основах, хлопотал об открытии местного педагогического музея, выступал с лекциями перед учителями и родителями [6].

Информация о работе Педагогические взгляды