Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет затронута деятельность Николая Ивановича Новикова. Он известен как издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", оказавших влияние на мировоззрение таких выдающихся сынов Отечества, как А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов. Н.И. Новиков публиковал произведения западноевропейских просветителей, подчеркивая, что есть насущная необходимость перенимать у них все самое ценное, но ни в коем случае при этом не отрываться от корней собственной многовековой культуры.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………………3
1 Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании…………………………………………………………………………7
2 «Детское чтение для сердца и разума», как проводник воспитательных идей Н.И. Новикова……………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………...………..22
Список использованных источников………………………………………….......24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Крестьянский вопрос тоже находит место в журнале. Обсуждается проблема отношения к государю.

     В журнале сложилась система дидактических  приемов и жанров. В первом номере журнала редакция познакомила читателей  с наставником Добросердовым  – «он человек уже не молодой, умный, обращался всегда в хорошем  обществе, читал много хороших книг, и веселого нраву» (1785. Ч.1). Добросердов в дальнейшем выступает и как повествователь («Прогулка», «Суд над детьми»), и как собеседник-наставник в «разговорах». Для жанра «разговор» характерна доверительность, обращение к читателям как участникам беседы: «Здравствуйте, любезные дети! Каково вы живете! Все ли вы здоровы? – Мне приятно, что вы так веселы. Конечно, вы нынешний день хорошо проводили?» (1785. Ч.1). Монологи Добросердова сменяются «разговорами», построенными в форме диалога («Разговор между отцом и сыном о том, для чего в свете одни бедны, а другие богаты», «Разговор между матерью и дочерью»). В жанре «разговора» дается и научно-популярная информация – «Разговор о воздухе», «Разговор между отцом и сыном о снеге», «Разговор между отцом и детьми о громе». Большое место занимает жанр письма – «Переписка отца с сыном о деревенской жизни», «Письмо от отца к сыну». [15]

     Примечателен  язык журнала. Он соответствует возрасту читателей-детей. Здесь нет ни славянизмов, ни запутанных грамматических конструкций. Во многом именно поэтому он и пользовался популярностью – был понятен для своего юного читателя.

     Журнал  Новикова выдержал испытание временем. «Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени  языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-помалу дали совершенно иной колорит целому обществу»,- отмечалось в одном из отзывов 1849 года.

     Также, журнал высоко оценивали В.А. Жуковский, В.И. Панаев, С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Н.С. Лесков, К.С. Сербинович и др.[11]

     Последние три года выходил без участия  Новикова. В 1787 г. основными сотрудниками журнала были Н.М. Карамзин и А.А.Петров.

     Журнал  под редакцией Н.М.Карамзина сильно отличается от новиковского. Здесь  исчезают исторические и естественнонаучные статьи, маленькие пьески, библейские тексты. Остаются большие переводные повести Н.М.Карамзина и нравоучительные сказки. Журнал отходит от решения педагогических задач, а подчиняется литературным интересам Н.М.Карамзина и А.А. Петрова. Хотя продолжает играть важную роль. К работе в журнале Н.М.Карамзин подходил серьезно и опубликовал в нем немало значительных своих поэтических произведений. Возможно поэтому он, как отмечали многие исследователи и современники, стал менее интересен.

     До 1789 г. вышло 20 книжек. Учитывая большое внимание читателя к журналу, он переиздавался дважды: М. Пономаревым во Владимире (1789–1804) и С.И. Селивановским в Орле (1819).[11]

     С. Аксаков, вспоминая о «Детском чтении для сердца и разума», писал: «В детском  уме моем журнал произвел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее».[1]

     Через 60 лет после появления «Детского  чтения» В. Белинский воскликнул: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

     Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

     За  «Детским чтением для сердца и  разума» (1785-1789) последовали другие.  «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824). На протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений.

     Эти журналы уступали «Детскому чтению»  в популярности, но у всех у них были общие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом.

     Кроме того, необходимо было считаться с  грамотностью населения – подавляющее  большинство детей России не умело  читать. «И так для кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам? - спрашивал издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка. И отвечал; - Для добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то, что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям». [2]

     Первый  детский журнал заложил важнейшую  традицию отечественной детской  периодики: энциклопедизм в сочетании  с художественностью, уважение к  сознанию ребёнка, правдивость и  оптимистичный тон. Журнал оказал огромное влияние на целое поколение детей  и стал образцом для подражания. [15] 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение скажем, что еще более  столетия назад наш соотечественник  исследователь Е. Трифильев справедливо  отметил, что Н. И. Новиков, изучив зарубежных авторов, "сумел выработать вполне самостоятельные самобытные взгляды на воспитание; он сумел взять из этих воззрений все, что было в них лучшего..., но при этом избегнул тех крайностей и увлечений, которых так много мы наблюдаем, например, у Руссо" [3, с. 20]. Это справедливая оценка деятельности русского просветителя, стоявшего у истоков отечественной педагогической науки.

     Тем не менее, к нему стоит прислушиваться и сегодня. Вечная актуальность старых педагогических истин основывается на том, что человеческая природа  меняется значительно медленнее, чем окружающий нас мир. И потому, наверно, есть особый смысл в том, чтобы вновь открыть их для себя в том виде, в каком они в первый раз были заявлены больше двухсот лет тому назад русскому обществу в педагогической прозе одного из самых талантливых его представителей.

     В его прозе нет туманных, мистических, «масонских» идей – это веселые  педагогические истины, сильные своей  очевидностью и тем не менее постоянно  пренебрегаемые.[4]

     Новиков призывал к нравственному совершенствованию  людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными. [8] Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. [5]

     Цель  воспитания, по его мнению, заключается  в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

     И он в полной мере отразил свои взгляды  в своих публикациях и «Детском чтении»,которые на многие годы стали  едва ли не единственным маяком, направляющим методику воспитания будущего России. [8]

     К сожалению, после подавления пугачевского бунта деятельность Н. И. Новикова из-за его антикрепостнических взглядов была прекращена. В 1792 г. без суда его  поместили в Шлиссельбургскую крепость, а освобождение пришло только через четыре года, в правление Павла I.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1 Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука // URL: http://az.lib.ru/a/aksakow_s_t/text_0020.shtml (дата обращения: 29.05.2011)

2 Глинка С.Н. «Новое детское чтение» 1922. 23 мая.

3 Горностаев. П.В. Н. И. Новиков: у истоков педагогической науки // URL:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php (дата обращения: 12.05.2011)

4 Иванова Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: Монография. - М.: МГУКИ, 2002. http://www.lib.ua-ru.net/diss/ont/56311.html (дата обращения: 15.05.2010)

5 История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Егоров С.Ф. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. http://www.ozon.ru/context/detail/id/948300/ (дата обращения: 20.05.2010)

6 История педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. – М.: Просвещение, 1982. // URL http://www.twirpx.com/file/354228/  (дата обращения: 29.05.2011)

7 История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. Пискунова А.И. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. http://www.padabum.com/d.php?id=3880 (дата обращения: 12.05.2011)

8 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г. (Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке) // URL: http://www.detskiysad.ru/ped/ped120.html (дата обращения: 12.05.2011)

9 Кулакова И.П. У истоков высшей школы. Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. – 2002. - №2.

10 Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951.

11 Московский  государственный университет культуры  и искусств 

Кафедра библиотековедения. Васнева А.М. детские  религиозные журналы конца XVIII века // URL: http://libconfs.narod.ru/2004/s8/s8_p5.htm (дата обращения: 10.11.2010)

12 Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1959.

13 Новиков Н. И. Избранные сочинения. –М., 1951.

14 Песталоцци. Новиков. Карамзин. Ушинский. Библиографические повествования. – Челябинск: Урал, 1997.

15 Петрова О.А. Детская журналистика. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Журналистика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007 // URL: http://www.umk.utmn.ru (дата обращения: 12.05.2011)

Информация о работе Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании