Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет затронута деятельность Николая Ивановича Новикова. Он известен как издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", оказавших влияние на мировоззрение таких выдающихся сынов Отечества, как А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов. Н.И. Новиков публиковал произведения западноевропейских просветителей, подчеркивая, что есть насущная необходимость перенимать у них все самое ценное, но ни в коем случае при этом не отрываться от корней собственной многовековой культуры.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………………3
1 Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании…………………………………………………………………………7
2 «Детское чтение для сердца и разума», как проводник воспитательных идей Н.И. Новикова……………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………...………..22
Список использованных источников………………………………………….......24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………..……………………………………3

1 Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании…………………………………………………………………………7

2 «Детское чтение для сердца и разума», как проводник воспитательных идей Н.И. Новикова……………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………...………..22

Список использованных источников………………………………………….......24 
 
 

 

     ВВВЕДЕНИЕ 

     В данной курсовой работе будет затронута  деятельность  Николая Ивановича Новикова. Он известен как издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", оказавших влияние на мировоззрение таких выдающихся сынов Отечества, как А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов. Н.И. Новиков публиковал произведения западноевропейских просветителей, подчеркивая, что есть насущная необходимость перенимать у них все самое ценное, но ни в коем случае при этом не отрываться от корней собственной многовековой культуры.

     Многие  его блестяще осуществленные проекты  были направлены на ознакомление российских читателей с отечественной культурой и историей, значительная часть книг выпускалась для юношества - учебные пособия, научно-популярная литература по естествознанию, географии. Под его руководством выходили в свет многочисленные уникальные периодические издания, например первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума».

     Сердце  и разум растущего человека... - он неустанно говорил о важности и способах их развития, наполнения светом служения Отечеству, заботы о  себе и своих близких, с тем, чтобы появилось как можно больше "счастливых людей и полезных граждан". Вот именно на этих его идеях мы и остановимся.

     Тема  курсовой работы: «Отражение педагогических взглядов Н.И. Новикова в публицистике».

     Актуальность  данной темы связана с тем, что  взгляды, высказанные Н.И. Новиковым, не только не устарели до нашего времени и не стоят ниже современных идеалов педагогики, но во многом представляют еще до сих пор цель, которую желательно было бы достигнуть[7].

     Систематическое изучение Новикова началось приблизительно с середины XIX века. Перед учеными встала трудная задача поисков и разысканий, задача создания фондов, без которых немыслимо никакое серьезное изучение. И многим – Ешевскому, Тихонравову, Лонгинову, Пыпину – прежде всего удалось собрать немало ценных документов, материалов следственных дел, писем, воспоминаний и т.п. Одной из первых работ было исследование реакционера цензора М.Н. Лонгинова. Его книга представляет собой «первую попытку «связного изложения всех фактов», попытку построения концепции о Новикове. Однако, враг революционных демократов Лонгинов, занимаясь историей русской культуры и литературы, тщательно вытравлял из нее все передовое и демократическое, несправедливо зачисляя великого русского просветителя в лагерь охранительной, придворной, «карманной» ее императорского величества литературы. В книге он преподносится, как малообразованный, без знания языков, чтивший прежде всего своего первого учителя – Бога, Новиков выступил бойким журналистом, издателем, развивая в своих журналах идеи придворных кругов, с которыми был связан, подхватывая мнения и указания поощрявшей его императрицы. Эта мысль кажется странной уже только если вспомнить о многочисленных разногласиях и спорах Екатерины с просветителем. В противовес рассмотрим мнение другого исследователя - Г.П. Макогоненко. Труд Лонгинова он прямо называл клеветой и считал, что: «Передовые идеи, высказанные в статьях о воспитании, еще раз свидетельствуют о широкой образованности Новикова, о внимательном изучении им передовой философской и научной мысли его времени и, главное, об антифеодальном, антикрепостническом, подлинно просветительском характере воззрений автора». [10]

     Цель  работы – рассмотреть с взгляды Н.И.Новикова на воспитание и постараться обобщить их, сделать выводы о влиянии деятельности этого человека на отечественную педагогику и детские СМИ.

     Задачи  – изучить статьи Новикова о воспитании и его журнал «Детское чтение для  сердца и разума».

     Объект  исследования курсовой работы работы – взгляды Н. Новикова на воспитание молодого россиянина.

     Предмет – отражение им этих взглядов в статьях и журнале «Детское чтение для сердца и разума».

     Работа  состоит из двух глав. В первой мы рассмотрим отдельные педагогические статьи Новикова и сделаем из них  некоторые выводы о взглядах и  подходах публициста к воспитанию детей.. Во второй – познакомимся с журналом «Детское чтение» и придем к заключению о его влиянии на детскую публицистику.

     «Детское  чтение для сердца и разума» – одно из первых изданий в России, предназначенных специально для детского чтения. Этот журнал - первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского и юношеского чтения. Он обращен к “российскому юношеству”, которое не знало иностранных языков и из-за этого “либо совсем ничего не читало, либо обременяемы были чтением несоразмерным ни их развивающемуся еще понятию, ни памяти их”.

     Замечательны  и его педагогические статьи. В  них затрагиваются все существенные вопросы педагогики, и в совокупности они представляют собой целый педагогический курс.

     Признавая тесную связь между воспитанием  и образованием, Н. Новиков ставит их целью подготовку хороших граждан  и счастливых людей. И в то время, когда в русской жизни вообще, а в воспитании в особенности, практиковались совершенно домостроевские приемы, Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний и требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности[14, с. 168]. Уже за эту новизну и прогрессивность взглядов для того времени он заслуживает внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Педагогические взгляды Н.И.Новикова и их отражение в статьях о воспитании. 

     Н.И. Новиков сыграл значительную роль в  развитии педагогики детского чтения и распространении среди населения педагогических знаний путем опубликования в различных изданиях своих сочинений.

     Одним из наиболее известных является трактат  “О воспитании и наставлении детей  для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия” опубликованный в 1783 г. в журнале "Прибавление к "Московским ведомостям". Это большой педагогический трактат, в котором утверждается огромное значение воспитания. «Дети наши должны образованы быть счастливыми людьми и полезными гражданами» — вот основная задача воспитания. Новиков решительно утверждает, что уже сложилась у нас теория воспитания, что есть уже «довольно материалов для сии науки, которую можно назвать педагогикой». В своем трактате он пишет о всеобщей и «последней» цели воспитания и его частях, рассматривает причины, препятствующие правильному воспитанию, подробно освещает физическое воспитание. Нравственное воспитание является одним из центральных вопросов трактата Новикова[6].

     Другая  очень известная статья - «Об образовании сердца». Она выдержана в старой и доброй традиции европейской, даже античной педагогики, и в этом смысле отличается значительной глубиной. Мы не всегда обращаем внимание на то, что в основе любых педагогических взглядов лежит некое представление о человеке: мы можем рассматривать человеческую природу как изначально «благую» и самоустраниться от воспитания, либо же, считая ее по сути своей «злой», построить школу как пенитенциарное (исправительное) заведение. Антропологическая концепция, лежащая в основе педагогических взглядов Новикова, может быть, чересчур оптимистична; но у нее прочные и почтенные античные корни.[9]

     Тезис о том, что добродетель тождественна знанию и, соответственно, что поступающий  несправедливо делает это потому, что его знания о правильном и справедливом недостаточны, восходит к Сократу и становится неотъемлемым достоянием платоновской философии. Из того же источника – представление о том, что настоящему мудрецу никто не в силах причинить какого-либо вреда. Особого внимания заслуживает также имеющая античные корни мысль о роли истории. Современная педагогическая мудрость предпочитает ставить перед преподаванием этого предмета сколь недостижимую, столь же и бесполезную цель: научить детей разбираться в сущности происходящих в обществе процессов. Древность (не знающая истории как отдельного предмета в школе, но использующая исторические знания в комментировании образцовых литературных произведений, а кроме того, создавшая множество исторических книг, которые сами могли использоваться на занятиях в этом качестве) рассматривает историю как набор образцов для подражания, либо же наоборот – ошибок, на которых стоит учиться. Таким образом история обретает не ложно-интеллектуальное, а нравственно-эстетическое измерение, становится предметом подлинно человеческим и человековедческим, одним из самых эффективных зеркал, которыми мы можем воспользоваться в целях самопознания[14, с 134 – 168].

     Вопросы воспитания раскрываются и в ряде других специальных статей: "О  эстетическом воспитании", "О сократическом способе учения", "О раннем начале ученья детей", "Фамильный разговор", "Письмо о домашних учителях" и др. Кроме того, мысли и рекомендации наставительного, педагогического характера рассыпаны по многим публикациям, которые не являются собственно педагогическими, но в совокупности содержат целостную систему научных взглядов, охватывая большинство основных вопросов педагогики.

     Стоит отметить, что даже сам термин «педагогика» первым применил сам Новиков для  обозначения науки о воспитании. Он указал на основные ее источники: мысли знаменитых людей прошлого о воспитании; наблюдения за педагогической деятельностью и детьми, "собственные опыты" (т.е. эксперименты). В статье "О сократическом способе учения" им перечисляются выдающиеся авторы, которые высказывались о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Лютер, Меланхтон и др. И затем делается весьма примечательное указание: если наши современники "будут читать сочинения сих достойных мужей с философским остроумием, исследовать их, извлекать из них доброе, делать собственные опыты, испытывать советы других, наблюдать детей и юношей, из опытов и наблюдений выводить правила, и все сие будут делать обще..., если потомки будут продолжать сию работу и пользоваться познаниями своих предков, исправлять и дополнять оные, то свет приобретет науку, которая во всяком рассуждении будет заслуживать имя педагогики" [12, с. 193]. Пожалуй, мало кто из предшественников определил так же четко верный путь к созданию науки о воспитании, как Н. И. Новиков. Педагогика, замечал он, "особенная тонкая наука", необходимая всем занимающимся воспитанием, и поэтому каждому "должно научаться ей из благовыбранного чтения, из опыта и размышления" [13, с. 420].

     И все же исследователи педагогического  наследия Н. И. Новикова неоднозначно оценивают степень "самостоятельности" его собственно педагогических идей - от признания их неоспоримой самобытности до утверждений о почти полном заимствовании у западноевропейских мыслителей. Однако ознакомившись с деятельностью этого человека, можно прийти к выводу лишь о бережном и творческом отношении русского просветителя к педагогической классике, но никак не о слепом подражании. Здесь следует помнить о том, что на практике местом проведения его "опытов" и "испытаний" послужили открытые им в Санкт-Петербурге два народных училища для сирот и детей из бедноты, а также педагогическая и переводческая семинарии при Московском университете.

     Яркие аналитические способности, знание российской действительности позволили  Н. И. Новикову стать достойным продолжателем идей классиков педагогики.

     До  Н. И. Новикова многие высказывались  о цели воспитания. Я. А. Коменский, например, видел цель воспитания в подготовке к настоящей и будущей (загробной) жизни, стремился через просвещение  исправить человеческие пороки. У  Дж. Локка цель воспитания - подготовить джентльмена, делового человека. По Ж. Ж. Руссо, цель воспитания - воспитать человека, т.е. сформировать общечеловеческие качества. Н. И. Новиков формулирует цель воспитания по-новому - "образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами" [13, с. 422]. При этом справедливо утверждал, что для правильного воспитания, как и в любом деле, сначала необходимо четко уяснить цель и никогда не упускать ее из вида. А главная задача воспитания по Новикову - формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Он считал главным в воспитании — воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека[6].

     Как и большинство предшественников, Н. И. Новиков выделяет "три главные части" воспитания: физическое, нравственное и умственное. "Каждая из сих трех частей имеет особенные свои правила, положения и действия...". В то же время все части "между собой столь же близкую имеют связь, сколь натурно они проистекают из помянутого главного предмета", т.е. воспитания "счастливыми людьми и полезными гражданами" [13, с. 423 - 425]. В раскрытии этих "главных частей" и определении их значимости у русского просветителя действительно много общего обнаруживается с западноевропейскими учеными. Следуя за Дж. Локком, он подчеркивает приоритет физического воспитания, называя его "первой главной частью", поскольку "образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места".

     Для благополучного осуществления "телесного образования детей" Н. И. Новиков предлагает правила и предписания, которые опытом и искусством доселе за лучшее выдаваемы были" [13, с. 439]. Эти правила, касающиеся пищи, одежды, воздуха, движений и т.д., весьма схожи с советами Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо в отношении физического воспитания. Только приспособлены они более к условиям российской действительности, что, безусловно, само по себе уже ценно.

     По  вопросам "образования сердца", т.е. нравственного воспитания, Н. И. Новиков не только обобщает мысли предшественников, но во многих случаях дополняет их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. "Образовать сердце детей, - пишет он, - называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро..." [13, с. 466]. Он постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его (ребенка) и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца..." [13, с. 466].

Информация о работе Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании