Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет затронута деятельность Николая Ивановича Новикова. Он известен как издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", оказавших влияние на мировоззрение таких выдающихся сынов Отечества, как А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов. Н.И. Новиков публиковал произведения западноевропейских просветителей, подчеркивая, что есть насущная необходимость перенимать у них все самое ценное, но ни в коем случае при этом не отрываться от корней собственной многовековой культуры.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………………3
1 Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании…………………………………………………………………………7
2 «Детское чтение для сердца и разума», как проводник воспитательных идей Н.И. Новикова……………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………...………..22
Список использованных источников………………………………………….......24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Среди многих правил, относящихся к содержанию, средствам и методам нравственного  воспитания детей, можно выделить следующие:

     1. "Старайтесь вселять в них  искреннюю любовь и благоволение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия" [13, с. 481].

     2. "Сколько возможно заблаговременно  приучайте их к трудолюбию, порядку  и прилежанию в их делах" [13, с. 478].

     3. Научайте их "одержанию владычества над чувственными своими похотями. И в сем намерении соединяйте упражнения с наставлениями..." [13, с. 482].

     4. "Вливайте в детей ваших  владычествующую любовь к истине, праводетельности и чистосердечию.  Они им природны" [13, с. 477].

     5. "Старайтесь самолучшими средствами содержать себя в надлежащем уважении у детей своих" [13, с. 498].

     6. "Следуйте в воспитании детей  своих некоторому плану" [13, с. 500].

     7. "Не противоречьте самим себе; не противоречьте друг другу;  но паче взаимно один другого  подкрепляйте" [13, с. 501].

     8. "Стараясь других сделать мудрыми,  сами будете всегда становиться  мудрее; стараясь их исправить,  всегда благополучнее будете  успевать в собственном исправлении" [13, с. 502 - 503].

     Наибольший  интерес в наследии Н. И. Новикова представляет разработка вопросов умственного развития, "образования разума". Здесь нашли довольно полное отражение основные прогрессивные идеи предшественников в области теории обучения. И самое ценное заключается в ориентации на повышение познавательной активности учащихся - и не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности.

     В трактате Н. И. Новикова "О воспитании и наставлении детей" есть специальный  раздел "О образовании разума". Он начинается со слов: "Образовать разум, или дух, детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждения, который соразмерен истине и посредством которого могли бы они быть мудрыми... Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтоб они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилам и по кратчайшему идти пути" [13, с. 456 - 457].

     Далее автор подробно, опять в виде "правил", показывает, как следует реализовать  этот замысел:

     1. "Не погашайте любопытство  детей ваших и питомцев". С  радостью нужно откликаться на  вопросы воспитанников, не уклоняться  от ответов и использовать такие случаи "к упражнению размышления дитяти или юноши и посредством продолжения вопросов делать их самих изобретателями неизвестного еще им" [13, с. 457 - 458]. Для возбуждения любопытства отбирать такой материал, который бы имел "прелесть новости и чудесности", давал бы "много приятности", воздействовал на чувства.

     2. "Упражняйте детей ваших или  воспитанников в употреблении  чувств; научайте их чувствовать  справедливо" [13, с. 458]. Необходимо давать им возможность видеть и примечать красоты природы, наблюдать различные виды труда людей. Чем полнее восприятие изучаемого посредством наших органов чувств, тем глубже наше познание, "тем более может дух упражняться в размышлении".

     3. "Притом упражняйте их всегда  во внимательности. Внимательность  есть мать всякого основательного познания" [13, с. 459]. Следует приучать не переходить быстро от наблюдения одного объекта к другому, а выводы делать не только на основе прочитанного в книгах, но и на основе наблюдений окружающей жизни. Развивать внимательность и наблюдательность в игре, в практической деятельности.

     4. Не давать детям ложных понятий,  стараться сделать их познание "основательным и верным".

     5. "Не учите детей ничему такому, что они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при этом познаний разуметь на могут. Не размеряйте детские способности по своим" [13, с. 460].

     6. "Научайте их на все смотреть  с практической стороны" [13, с. 462].

     Приемы  развивающего обучения удачно популяризуются Н. И. Новиковым в статье "О сократическом способе учения": учителю принимать "вид соученика"; мудрыми вопросами развивать "спящие в душе темные понятия", а не "произвольно вводить"; "взаимными вопросами и ответами, решением и поправлением оных воспомоществовать рождающему идеи разуму ученика" [12, с. 195 - 196]. Не будет преувеличением утверждать, что в России вплоть до XIX в. проблемы развивающего обучения наиболее обстоятельно были освещены именно Н. И. Новиковым. Кроме того, он предвосхитил развитие ряда других актуальных для становления педагогической науки направлений.

     В статье "О эстетическом воспитании" Н. И. Новиков останавливается на формировании "вкуса" у молодых  людей, ознакомлении с основами "изящных  наук", красноречием, стихосложением.

     В предисловии к изданию "Древней  российской вивлиофики" он убеждает читателей в необходимости патриотического  воспитания: полезно знать о чужеземных народах, похвально отдавать дань их достоинствам, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; стыдно презирать своих соотечественников.

     Как и многие предшественники, Н. И. Новиков  высоко оценивал значение "должности  воспитателя и учителя", настаивал  на том, чтобы в "гофмейстеры" и "гофмейстерины" принимали людей  нравственных и образованных. Он высмеивал моду на приглашение в качестве учителей чужеземцев, которые часто были сами не образованы, плохо воспитаны и не знали педагогического дела, и ратовал за подготовку педагогов из своих соотечественников.

     Педагогические  взгляды Н. И. Новикова строятся на гуманном отношении к детям, уважении личности воспитанника.

     Это особенно выразилось в его суждениях  о телесных наказаниях. Если, например, Я. А. Коменский и Дж. Локк указывали  на вред таких наказаний и в  то время оказывались непоследовательными, допуская возможность их применения в отдельных случаях, то Н. И. Новиков был категорически против и не делал никаких отступлений. Он указывал, что сознание детей следует обогатить правильными моральными представлениями и прежде всего «впечатлевать глубоко натуральное равенство человеков», призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимости от их состояния, религии, национальности, положения в обществе.

     Чтобы вызвать у детей сострадание  и уважение к бедным и обездоленным, советовал «водить их в печальные, но поучительные жилища бедных, больных и умирающих», показывать им, как трудно достается хлеб больным и нуждающимся. [8]

     Важно отметить, что Н. И. Новиков толковал воспитание, образование, развитие как  категории возрастные, как непременные  атрибуты человека в течение всей его жизни. "Пока живем мы на земле сей, дотоле живем в всегдашнем воспитании и упражнении. Все мы должны воспитаны быть к лучшей жизни, к высочайшему блаженству, и воспитание сие оканчивается только смертью" [12, с. 173]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 «Детское чтение для сердца и разума» - первый журнал направленный на воспитание юношества  

     До  середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала  книга «Мир в картинках» Яна Амоса  Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

     Первым  детским журналом в мире стал «Лепцигский  еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное  детское периодическое издание - «Детское чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве.

     Журнал  русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил  начало отечественным изданиям для  юного читателя и стал проводником педагогических идей публициста. Он выходил каждую субботу как бесплатное приложение к газете “Московские ведомости” с 1785 по 1789 год.

     Приступая к журналу, Новиков руководствовался мыслью о том, что «в нашем отечестве... детям читать нечего» и для  разумного воспитания необходимо предоставить юным читателям доступное их возрасту полезное и приятное чтение.

     «Детское  чтение для сердца и разума» был  первым журналом в России, при подготовке которого учитывались особенности  детской аудитории, воспитательные и познавательные задачи чтения. Целью издания являлось «распространение науки, добрых обычаев, обогащение ума и воспитание чувств». К сотрудничеству привлекались видные писатели и педагоги: А.А. Прокопович-Антонский, В. Подшивалов, М.А. Дмитриев, А.А. Петров, Н.М. Карамзин. [15]

     Хороший вкус и литературный талант сотрудников  сказались и на отборе переводной литературы: читатели знакомились с  произведениями Вольтера, Лесинга, Томсона  и многих других.

     Журнал  исторически соответствовал тем  задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

     В его издании Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и  просветительские идеи.

     Детский журнал, по мнению редактора, должен был  служить «для сердца и разума», воспитывать  добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Он считал, что в государстве все «сделается удобным, когда воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». С этой целью он и предпринял свое издание.

     Журнал  на долгие годы стал образцом детского журнала, вплоть до XX века определил правила его построения. В первом номере в обращении к юным читателям было обозначено содержание издания. Во-первых, это моральные и нравоучительные пьесы: «чтение таких пьес послужит к рождению во младых сердцах ваших таких чувствований, без которых человек в жизни благополучен и доволен быть не может. Они помогут вам некогда сделаться угодными вашему творцу и добрыми гражданами вашего Отечества» (1785 Ч.1) Во-вторых – пьесы физики, натуральной истории, географии «для обогащения ума».

     Каждая  книжка содержала литературно-художественное произведение, научно-популярные, занимательные и общепознавательные статьи, переводные материалы. В журнале помещались очерки по различным отраслям науки («О побуждении диких животных к сохранению жизни», «О системе мира», «Путешествие Васко да Гамы в Индию» и др.), повести, басни, пословицы, сказки, нравоучительные статьи («Плачевные следствия пристрастия к игре», «О скромности», «Детская любовь и благодетельность», «Награждение прилежности и бережливости»), анекдоты, помещались и краткие выдержки из Священного Писания.

     Журнал  предназначался для детей из всех слоев общества: на него подписывались  дворяне, купцы, чиновники, священнослужители. Журнал Новикова в дальнейшем не раз  переиздавался, его материалы использовались при составлении букварей и хрестоматий для учащихся.[15]

     Главную задачу журнала Новиков видел  в том, чтобы воспитать, сформировать взгляды молодого культурного дворянина, горячо любящего Отечество.

     В следствие этого, в журнале поднимались  вопросы гуманизма, Новиков убеждал молодых дворян уважать тяжёлый крестьянский труд, видеть в крепостном человека. Не раз в нравоучительных рассказах утверждалась мысль о том, что люди простого сословия добры, умны и благородны. Например, на протяжении нескольких номеров журнала за 1785 год печатается переписка между отцом и сыном. Отец отправил своего избалованного сына в деревню к брату, чтобы он увидел жизнь, близкую к земле и природе, узнал, что такое труд и заслуженный отдых. Петербуржский ребенок, полный высокомерия и презрения, по отношению к сельской жизни, братьям и дяде, работающим на земле, после нескольких месяцев понимает пользу такого образа жизни, признает духовное и нравственное превосходство своих братьев. Рассказ «Разговор» (1785. Ч.3) построен как беседа между наставником и капризной девушкой, презирающей слуг и их труд. Наставник подчеркивает познавательную ценность работы на земле и труда в целом: «Садовник, которому вы оказываете такое презрение, есть человек искусный. Он знает свойства земли … Он употребляет всякий день это полезное знание, от чего силы его разума укрепляются, и он учится сравнивать одно с другим, различать, размышлять и судить с такою же исправностью, как и философ».[15]

Информация о работе Педагогические взгляды Н.И. Новикова и их отражение в статьях о воспитании