Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………………..
Глава1. Психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению………………………………………………………………………………
1.1Характеристика психологической готовности детей к школьному обучению (параметры, критерии)…….......................................................................
1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................
1.3 Педагогические условия психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие с родителями)………………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..
2.1. Методики исследования……………………………………
2.2.Анализ результатов………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………..……...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение
В программе выделяются следующие разделы:
Для каждого раздела составлены : учебник для воспитателя и тетрадь для детей.
Вывод по первой главе.
Итак, проведенный нами теоретический анализ проблемы позволил сделать следующие выводы:
ГЛАВА 2
2.
Экспериментальная
часть.
Основной
целью психологического обследования
ребенка приеме в школу является
распознавание его
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
Эмоциональной зрелостью
понимается как уменьшение импульсивных
реакций и возможность
К социальной зрелости
относится потребность в
На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости.
Цель исследования: исследование психологической готовности детей 6 и 7 лет к обучению в школе.
Гипотеза: Психологическая готовность детей 6-7лет к обучению в школе происходит при организации следующих педагогических условий:
Задачи исследования
Объект исследования: 6 детей – воспитанников детского сада в возрасте 6 лет и 6 детей в возрасте 7 лет.
Методики исследования:
2.Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной).
3.Методика "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска.
Исследование
проводилось только в индивидуальной
форме. Перед началом индивидуального
обследования взрослый устанавливал с
ребенком эмоциональный контакт, создавал
доверительную, комфортную для ребенка
атмосферу общения. Сначала с ребенком
проводили методику по выявлению внутренней
позиции школьника Н. И. Гуткиной, затем
- методику исследования мотивов учения
М.Р. Гинзбурга, после чего проводилась
методика "Ориентационный тест школьной
зрелости" Керна-Йнрасска. Такой порядок
проведения позволял ребенку сохранить
положительный настрой как при проведении
всей программы обследования.
2.1.Методики исследования.
2.1.1. Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника Н.И. Гуткиной.
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями "внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность "внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности /письмо, чтение, решение примеров и т.д./. Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности - игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.
Беседа состоит из 12 вопросов (см. Приложение 1), Ключевыми являютcя вопросы 2-8, 10-12.
Вопросы № I и № 9 не являются ключевыми, т.к. на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.
Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос № 2 -несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают; 'Что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., т.е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса, ребенка.
Вопросы № 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос 16 о любимых книгах.
Ответ на вопросы 8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе.
Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе 10 и наоборот.
Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться вопрос №11 и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью вопрос 12. Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность /+/ или несформированность /-/ "внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак "-". В Приложении 3-6 даны примеры возможных ответов на ключевые вопросы в случае сформированной и несформированной "внутренней позиций школьника.
2.1.2. Это методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)
Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.
Методика
Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемые за ошибки.
Ошибками считаются:
а) отсутствие, каких либо детали рисунка.
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в) не правильное изображение элементов рисунка.
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
ж) залезание линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
2.1.3."Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска.
Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трех заданий:
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти, второе срисовывание письменных букв, третье срисовывание группы точек. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий. Все три задания направлены на определение развития тонкой моторике руки и координации зрения и движений руки, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить (в общих чертах) интеллект развития ребенка. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец. Эти также позволяют определить, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь.
Результат каждого
задания оценивается по пятибалльной
системе (1 - высший бал; 5 - низший бал), а
затем вычисляется суммированный итог
по трем заданиям. Развитие детей, получивших
в сумме по трем заданиям от 3 до 6 балов,
рассматривается как выше среднего, от
7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже среднего.
Дети которые получили от 12 – 15 балов необходимо
дополнительно обследовать.
2.2.Анализ результатов.
Для выявления «внутренней позиции школьника» в работе была применена экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника, предложенная Н.И. Гуткиной. Результаты сравнения двух групп детей – 6-летних и 7-летних – представлены в таблице 1(Приложение 1).
Можно сказать, что в группе
детей 6 лет и в группе детей
7 лет есть дети, как с высоким,
так и с низким уровнем