Педагогические условия психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
Глава1. Психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению………………………………………………………………………………
1.1Характеристика психологической готовности детей к школьному обучению (параметры, критерии)…….......................................................................
1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................
1.3 Педагогические условия психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие с родителями)………………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..
2.1. Методики исследования……………………………………
2.2.Анализ результатов………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………..……...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой зрелости детей (А. Гетцен, А. Керн, С. Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как на важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

     Наибольшее  количество исследований посвящено  установлению взаимосвязей между различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь со школьной успеваемостью (С. Штребел, Я. Йирасек).

     По  мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

     К умственной области авторы относят  способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению, под эмоциональной  зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения [3, с. 8 – 15].

     Практически все авторы, исследовавшие психологическую  готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

     К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка. Речь – это умение связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

     Большое  значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. А так же физическая готовность ребенка к школьному обучению, которая определяет изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит  (то есть, все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы  и  даже  иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками.

     В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка  учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение  ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.

     Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов [7].

       Итак, психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников [8, с. 137].

     Рассмотрев, несколько подходов изучения психологической готовности детей к школе, можно выделить следующие критерии готовности ребенка к школьному обучению.

    • Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
    • Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
    • Социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
    • Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

     .Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, можно считать готовыми к школьному обучению. Однако, по мнению учителей начальных классов, дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т.е. не готовы к школе. Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки ребенка, и он остается недостаточно развит в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития  дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.  Особенности психического  развития детей  6 – 7 лет.

     В младшем школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

     1.2.1. Развитие речи.

     На  протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания;

     индивидуальные  особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области  психического развития.

     Словарь ребенка-дошкольника быстро увеличивается не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Само по себе увеличение словарного состава не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.).

     В дошкольном возрасте дети начинают необычайно легко образовывать слова, менять их смысл, добавляя различные суффиксы.

     Усвоение  языка определяется активностью  самого ребенка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям.

     Наряду  с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм.

     У старших дошкольников уже не встречается  случаев двойного склонения. Появление у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка.

     К началу школьного возраста ребенок  уже в такой мере овладевает сложной  системой грамматики, включая самые  тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным(13, С.176).

     Таким образом, в дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:

    • к 7 годам язык становиться средством общения и мышления ребёнка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму;
    • развивается   звуковая   сторона   речи;  
    • завершается   процесс фонематического развития;
    • развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие 
      закономерности морфологического порядка и синтаксического.

     1.2.2. Развитие мышления.

     Мышление  –  это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

     - наглядно-действенное (познание  с помощью манипулирования предметами (игрушками);

     - наглядно-образное (познание с помощью  представлений предметов явлений);

     - словесно-логическое (познание с  помощью понятий, слов, рассуждений).

     Мышление  ребёнка формируется в ходе педагогического  процесса. Своеобразие развития ребёнка  заключается в активном овладении  им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А.В.Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста (21, с. 100).

     Таким образом, мышление в своём развитии проходит следующие этапы:

    • совершенствование наглядно действенного мышления на базе развивающегося воображения;
    • улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
    • начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач

     1.2.3. Развитие восприятия.

     Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

     Период  дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

     Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок  начинает все более точно оценивать  их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При  восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

     Сенсорное развитие дошкольника включает две  взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно, и расчленено воспринимать окружающий мир.

     Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением  их словесных обозначений, которые  помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. При этом в каждом отношении («над-под», «за-перед») ребенок сначала усваивает представление об одном члене пары (например, «над», «перед»), а затем, опираясь на это представление, усваивает второе. Но, усваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что отношения изменяются, если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа и т.п.

     Только  к концу дошкольного возраста у детей (да и то далеко не у всех) появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета (13, с. 188). 

 

     1.2.4. Развитие памяти.

     Роль  памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

Информация о работе Педагогические условия психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению