Педагогические условия психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
Глава1. Психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению………………………………………………………………………………
1.1Характеристика психологической готовности детей к школьному обучению (параметры, критерии)…….......................................................................
1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................
1.3 Педагогические условия психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие с родителями)………………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..
2.1. Методики исследования……………………………………
2.2.Анализ результатов………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………..……...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

Тема.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Тема: «Педагогические условия психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению».

     Цель: Выявить условия развития психологической готовности детей 6-7лет к обучению в школе.

     Объект: Готовность к школьному обучению.

     Предмет: условия развития психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

     Гипотеза: Психологическая готовность детей 6-7лет к обучению в школе происходит при организации следующих педагогических условий:

    • развитие детей в ходе реализации программы дошкольного обучения «Предшкола нового поколения»;
    • взаимодействие воспитателей дошкольного учреждения с родителями дошкольников.

     Задачи:

    1)Изучить литературу  по проблеме психологическая  готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению.

    2)Выявить  условия развития психологической  готовности детей к школьному обучению.

    3)Исследовать  уровень психологической готовности  у детей 6лет, 7лет.

     Методы:

    1. Теоретический анализ литературы по проблеме.
    2. Программа исследования психологической готовности детей 6 и 7 лет школьному обучению

     Структура: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………..

     Глава1. Психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению………………………………………………………………………………

      1.1Характеристика психологической готовности детей к школьному обучению (параметры, критерии)…….......................................................................         

     1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................

     1.3 Педагогические условия психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие с родителями)………………………………………………………………………….

     Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..

                        2.1. Методики исследования……………………………………

                        2.2.Анализ результатов………………………………………….

       Выводы по второй главе……………………………………………..……...

       Заключение…………………………………………………………………..

     Список  литературы…………………………………………………………..

     Приложение 
 

Введение

 

           Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

           Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов  обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

           Основной целью  определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации.  Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

           Подготовка детей  к школе  - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
  3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
  4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

           Определяя психологическую  готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

  • понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
  • выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
  • распределение будущих первоклассников по классам, в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
  • отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

           По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

 

     

    1. Характеристика  психологической  готовности детей  к школе
 

      «Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка [18, с.237].

     Рассмотрим  несколько подходов изучения психологической  готовности детей к школе.

     Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

     Об  интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

    • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
    • концентрация внимания;
    • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
    • логическое запоминание;
    • сенсомоторная координация;
    • умение воспроизводить образец;
    • развитие тонких движений руки.

     Интеллектуальная  зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

     Эмоциональная зрелость предполагает:

    • уменьшение импульсивных реакций;
    • возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

     О социальной зрелости свидетельствуют:

    • потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
    • способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения [18, с.238].

       «Готовность к школе»  представлено  в работах психологов, которые  вслед за Л.С. Выготским   считают, что «обучение ведет  за собой развитие». То есть, обучение можно начинать, когда  задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе[20, с.238].

     По  мнению Л.И. Божович, психологическая  готовность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:

     1. Личностное – развитие мотивационной  и произвольной сфер ребенка. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [18, с.238]. Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Это новообразование может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности. Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно [13, с.73].

     2. Интеллектуальная готовность. Этот  компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности [12, с.156].

     Д.Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного  овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

    • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
    • умение ориентироваться на заданную систему требований;
    • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
    • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

     Все выше перечисленное и есть параметры  развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе [18, с.240].

     В концепции Е.Е. Кравцовой существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [10, с. 25].

     Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоение программного материала.

     Структура УВК, имеющаяся у будущего школьника  к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка [16, с.126].

Информация о работе Педагогические условия психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению