Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:43, курсовая работа
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении, по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Введение…………………………………………………………………..
Глава1. Психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению………………………………………………………………………………
1.1Характеристика психологической готовности детей к школьному обучению (параметры, критерии)…….......................................................................
1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................
1.3 Педагогические условия психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие с родителями)………………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..
2.1. Методики исследования……………………………………
2.2.Анализ результатов………………………………………….
Выводы по второй главе……………………………………………..……...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение
Тема: «Педагогические условия психологической готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению».
Цель: Выявить условия развития психологической готовности детей 6-7лет к обучению в школе.
Объект: Готовность к школьному обучению.
Предмет: условия развития психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза: Психологическая готовность детей 6-7лет к обучению в школе происходит при организации следующих педагогических условий:
Задачи:
1)Изучить литературу по проблеме психологическая готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
2)Выявить
условия развития
3)Исследовать
уровень психологической
Методы:
Структура:
введение, две главы, заключение, список
литературы, приложения.
Содержание
Введение……………………………………………
Глава1.
Психологическая готовность детей
6 и 7 лет к школьному обучению………………
1.1Характеристика
1.2. Особенности психического развития детей 6 - 7лет …..........................
1.3
Педагогические условия психологической
готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
в дошкольном учреждении(программа, взаимодействие
с родителями)…………………………………………………
Глава 2. Экспериментальная работа и её результаты……………………..
2.1. Методики исследования………………………
2.2.Анализ результатов……………………
Выводы по второй главе……………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью
определения психологической
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
«Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка [18, с.237].
Рассмотрим несколько подходов изучения психологической готовности детей к школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость предполагает:
О социальной зрелости свидетельствуют:
«Готовность к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л.С. Выготским считают, что «обучение ведет за собой развитие». То есть, обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе[20, с.238].
По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:
1.
Личностное – развитие
2.
Интеллектуальная готовность. Этот
компонент готовности
Д.Б.
Эльконин и его сотрудники в качестве
предпосылок, необходимых для успешного
овладения учебной
Все выше перечисленное и есть параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе [18, с.240].
В концепции Е.Е. Кравцовой существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [10, с. 25].
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоение программного материала.
Структура УВК, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка [16, с.126].