Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель исследования: определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проектной деятельности.
2. Рассмотреть виды проектной деятельности.
3.Изучить опыт работы педагогов школы по проектной деятельности.
Введение
1.Теоретические основы проектной деятельности младших школьников.
2.Структура учебного проекта.
3. Этапы работы над проектом.
Заключение
Библиография
Содержание
Введение
1.Теоретические основы проектной деятельности младших школьников.
2.Структура учебного проекта.
3. Этапы работы над проектом.
Заключение
Библиография
Введение
В эпоху, когда личность стоит
на первом месте, как в социальном,
так и в учебном пространстве,
необходимо создать благоприятные
условия для её реализации. Предполагается,
что образовательный процесс
в школе должен быть направлен
на достижение такого уровня образованности
учащихся, который был бы достаточен
для самостоятельного творческого
решения мировоззренческих
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Главная цель проектного обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и проектного обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
Цель исследования: определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проектной деятельности.
2. Рассмотреть виды проектной деятельности.
3.Изучить опыт работы педагогов школы по проектной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Наблюдение, интервьюирование
учителя, анализ продуктов
- Теоретический анализ
педагогической и методической
литературы по проблеме
1.Теоретические основы проектной деятельности младших школьников.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Деятельность — процесс
(процессы) активного взаимодействия
субъекта с миром, во время которого
субъект удовлетворяет какие-
Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проективное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.
Важнейшей целью образования провозглашается всестороннее развитие ребенка. Отчасти это дань гуманитарным ценностям – раскрыть полностью потенциал каждого, создать условия для максимального возможного доступа к образованию во всех его формах. Задача развития ребенка при всей трудности ее практической реализации является насущной и для общества в целом. Более того, эта задача декларируется в современных документах, а поиск путей ее решения рассматривается как едва ли не структурообразующий принцип современного образования.
Развитие ребенка означает формирование у него новых способностей, то есть особого рода свободы действия относительно некоторых областей практики. Условием развития может стать и новое знание, приобретенное ребенком, и навык, и умение, но суть способности не в них: способность есть нечто, не сводимое к знаниям, умениям, навыкам. Новая способность дает ребенку возможность свободного действия относительно ситуации – возможность увидеть ситуацию как поле возможных собственных действий по ее преобразованию.
Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? С одной стороны, раз учится в школе, значит, и деятельность у него учебная. С другой стороны, в теории деятельности это совсем не так. Чтобы сделать яснее все дальнейшие рассуждения и более точно описать проектную деятельность, надо сопоставить учебную и проектную деятельность: является ли проектная разновидностью учебной, или это разные деятельности? Учебная деятельность – это деятельность, в которой учащийся работает с учебным содержанием на строго отработанном учебном материале под прямым руководством педагога. Если определить эту деятельность точнее, то следует указать на содержание обучения – это научные понятия, организованные в систему. Именно такой смысл придавали термину «учебная деятельность» Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, в работах, которых впервые появилось близкое к приведенному определение. И специально подчеркивалось, что не любое учение, приобретение знаний является учебной деятельностью.
В учебной деятельности учащиеся приобретают предметные способы действия – культурные, то есть выработанные всей историей развития человечества, способы работы с предметным содержанием. Эти способы действия и называются в педагогике знаниями.
В проектной деятельности складывается иная ситуация. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования.
Проектирование – это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, то есть в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, то есть средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности является его продукт.
Исходно представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже – в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используется столь широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого, одним из наиболее часто употребляемых сегодня словосочетаний стало «бизнес-проект». Проект становится главным в тех сферах, где управление деятельностью и ее организация отграничиваются от самой практической деятельности. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике.
Применительно к образованию смешиваются такие понятия, как проект (проектирование) в образовании и проектная деятельность (способность) школьников. Пожалуй, наиболее непонятным остается часто употребляемый термин «образовательный проект» , поскольку это и проект, выполняемый школьниками, и преобразование педагогической деятельности учителя, и существенные преобразования в области образования в целом.
Проект и научное исследование.
Здесь уместно рассмотреть в качестве примера научное исследование. Его замысел возникает как ответ на некий вопрос, разрыв в логике, в способе понимания действительности средствами данной науки. В замысле присутствует и некий образ результата, действия по его достижению, их мониторинг и коррекция. Но результат исследования встраивается в понятийный ландшафт данной науки, меняя его, влияя на все многообразие потенциальных ходов дальнейшего его развития. Таким образом, научное исследование также имеет черты, присущие проекту.
Но есть и существенная разница. Она состоит в том пространстве, относительно которого совершаются действия. В науке им является пространство понятий данной науки – теория. Новое понятие, полученное в результате научного исследования, меняет именно понятийное пространство (теорию). При проектировании же меняется ситуация практических действий, меняется практика.
В. В. Давыдов указывал на то, что учебная деятельность разворачивается как квазиисследование. В процессе учебной деятельности, конечно, исходный понятийный ландшафт не изменяется (дети не развивают изучаемую теорию). Но меняется субъективный понятийный ландшафт – у ребенка возникают новые понятия, стало быть, меняется его способ рассмотрения действительности, то есть его собственная теория (или предметная позиция).
Но научное исследование может превратиться в проект или стать его составной частью. Это происходит в том случае, если новое знание меняет среду, не только собственно научную, но и социальную. В проект знание превращается при условии, если этот потенциал реализуется в практике.
Очевидно, что научное исследование и проект имеют множество точек пересечения. Исследование может быть составной честью проекта, органично включаться в него. Фундаментальное научное исследование может запустить серию проектов, которые были просто невозможны до получения результатов исследования. Напротив, некоторые мероприятия, замысленные как проект, могут породить исследование, которое далее обособится и приобретет самостоятельную ценность.
А зачем, собственно, внедрять в современное образование проектную деятельность школьников? Проект может пониматься как всеобщая форма управления собственным поведением, а поведение есть активность субъектная и целесообразная.
Выделенные выше характеристики проекта недостаточны для понимания проекта как формы деятельности. Необходимо обратиться к его сущностным характеристикам.
Для этого рассмотрим понятия и категории, так или иначе связанные с проектом, хотя бы на ассоциативном уровне.
Замысел мы будем называть эскизом, а весь путь от идеи до получения продукта – проектом.
Объективная трудность анализа проекта как особого типа деятельности состоит в том, что, как правило, описываются конкретные, возникшие в данном конкретном виде практики проекты, а не его родовые характеристики. Нас интересуют не только и не столько проект сам по себе, сколько его характеристики в сфере образования. И здесь, однако, возникают те же трудности. Термин используется для обозначения самых разных видов деятельности, имеющих разные формы, разные процессуальные характеристики и, что самое главное, самых разных субъектов.
Организация проекта в работе детей сродни организации детской игры: никогда не известно, что именно будет той искрой, которая вдруг пробудит интерес и станет стартом долгого и захватывающего занятия.
История проектирования. История появления в культуре и практике такого широкого использования термина «проект» еще не написана и, главное, судя по литературе, остается не вполне ясной. Можно высказать некоторые общие соображения по этому поводу.
Первое направление, на которое необходимо обратимо внимание,- существенные изменения социальной практики на протяжении ХХ в. Если раньше любые изменения в жизни людей происходили постепенно, то в ХХ в. Мы столкнулись с почти катастрофическими изменениями. Жизнь стремительно обострялась, людям пришлось к этому приспосабливаться. Любая профессиональная деятельность, личная жизнь, социальные отношения – все это стало изменчивым. Конечно, жизнь менялась и раньше, но теперь эти изменения стали происходить в течение жизни одного индивида. Место жительства, профессия, брак, сфера интересов, даже родительство – все становится временным. Конечно, этому способствовало и увеличение продолжительности жизни. В социологических исследованиях, например, часто рассматривается пример соотношения профессиональной деятельности и родительства женщин: многодетность и относительно небольшая продолжительность жизни приводила к тому, что женщина едва успевала дожить до взрослости своих детей. Теперь же детей в семье становится меньше, продолжительность жизни увеличилась, а потому женщина реально может участвовать в производительном труде до рождения первого ребенка и после совершеннолетия младшего.
Информация о работе Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников