Педагогические идеи Байтурсынова

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:32, статья

Описание работы

Первый Комиссар народного просвещения в КазССР (1920-1921) Ахмет Байтурсынов считал, что «учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа, т.е. качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приемами обучения. Следовательно, во-первых, всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку. Во-вторых, она нуждается во всевозможных средствах обучения, в учебниках и учебных пособиях.

Работа содержит 1 файл

срсп.docx

— 14.84 Кб (Скачать)

     Первый  Комиссар народного просвещения  в КазССР (1920-1921) Ахмет Байтурсынов считал, что «учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа, т.е. качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приемами обучения. Следовательно, во-первых, всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку. Во-вторых, она нуждается во всевозможных средствах обучения, в учебниках и учебных пособиях. Не имея учебников и учебных пособий, нельзя вести речь об обучении; качество преподавания зависит от качества учебников. Чтобы обеспечить успешную работу в деле обучения, учителя должны иметь в своем распоряжении весь комплекс средств обучения. В-третьих, школе нужна соответствующая программа, в которой бы упорядочились и систематизировались все материалы, подлежащие усвоению» (1, 226-227)

     Вся его педагогическая деятельность была направлена на совершенствование учебного процесса в школе и подготовку квалифицированного педагога, умеющего грамотно организовать педагогический процесс в общеобразовательном  учреждении. По-мнению, А.Байтурсынова, успех работы школы зависит от педагогического мастерства учителя, поэтому при профессиональной подготовке учителя в учебных заведениях необходимо особое внимание уделить усвоению учителем педагогической техники, умению на научной основе вести процесс обучения школьников.

     А.Байтурсыновым проблема профессиональной подготовки вновь поднимается в работе «Об обучении по-казахски». Он определяет основные требования к учителю, в первую очередь, учитель должен хорошо владеть частной методикой, знать психологические особенности детей, теоретические основы процесса обучения. Его идея подводит к мысли, что при подготовке учителя надо усилить внимание психолого-педагогической и методической подготовке. Подтверждением этого являются его слова: «...надо помнить, что любое дело будет сделано хорошо и быстро, если его будет делать знающий человек. Это касается не только физического труда, но и умственного. Люди, занимающиеся обучением детей, должны хорошо знать вопросы методики. Те, кто хочет хорошо знать вопросы обучения, сначала сами должны усвоить все, чему будут обучать детей. Во-вторых, они должны хорошо знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутреннее состояние ребенка надо уметь различать по его действиям. У образованных народов обучением детей занимаются люди, специально обученные педагогической науке. Это и правильно, потому что если судья обучается своим судейским делам, а доктор – медицине, то педагог тем более должен быть обучен педагогике...» (2, 230).

     А.Байтурсынов отмечает, что вторым факторов успешности учебного процесса является наличие учебников и учебных программ. В послеоктябрьский период Наркомпрос КазССР уделил особое внимание решению этого вопроса. Для этой цели в 1920 году была организована Ученая комиссия при отделе Народного образования Кирревкома, которая определила круг задач по составлению и изданию учебников и научных трудов.

     Исключительно важное значение принадлежит А.Байтурсынову в развитии казахского языкознания. Начиная с VIII века в казахской Степи в связи с распространением ислама постепенно прививалась арабская письменность. Казахское письмо существовало на основе арабской графики, несмотря на то, что в арабском алфавите недоставало много букв, необходимых для точного изображения всех звуков казахского языка. Глубоко изучив природу казахского языка, А.Байтурсынов создал новый казахский алфавит, взяв за основу арабский. Он был против введения латинского и, тем более, русского алфавита, не отвечающим в то время нуждам развития казахского языка, не отражающим его грамматический и фонетический строй. В 1924 году им был выпущен труд «Языкознание». О зигзагах казахской графики он говорил в своем выступлении в 1927 году. Он дал своему народу азбуку, заложил основы фонетики, морфологии, синтаксиса казахского языка, написал первые учебники. По праву Институт языкознания АН РК носит имя Ахмета Байтурсынова. 
Большая заслуга есть у Ахмета Байтурсынова в исследованиях по истории казахской литературы и по теории литературы. Например, он был основоположником абаеведения, первые статьи о роли и значении творчества Абая Кунанбаева принадлежат перу Байтурсынова. Он писал о абаевцах-сказителях, носителях устного народного творчества. В 1920 году книга «Баянши» («Певцы-сказители») вышла в Казани. Важнейшую роль в становлении казахского литературоведения сыграла его «Теория словесности». Байтурсынов был горячим сторонником отражения в литературе национальных способов видения и осмысления действительности. 

Информация о работе Педагогические идеи Байтурсынова