Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:25, реферат
Заслугой гуманистов стала разработка содержания образования, основу которого составляли древние языки, дававшие возможность оценить произведения и философию мыслителей прошлого, и изучение античного культурного наследия. Были внесены дополнения в содержание «семи свободных искусств», расширялся тривиум, в него включались история, моральная философия, поэзия.
Введение……………………………………………………………….....стр.3
1. Мишель Монтень. Его воспитание..………..…………………………..стр.4
2. Монтень -- отрицатель мертвого, пассивного образования. ………....стр.5
3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.………………...стр.6
4. Образовательный материал по Монтеню…………………………..…...стр.7
5. Монтень о нравственном приучении………………..………………...…..стр.9
6.Монтень о физическом воспитании и закаливании…………………….стр.10
7. Монтень о дисциплине в школе и семье………………………………...стр.11
Заключение………………………………………………………..….…...стр.12
Литература……………………………………………………………...…стр.13
Пензенский государственный
по истории педагогики и образования
на тему :
Содержание :
Введение…………………………………………………………
1. Мишель
Монтень. Его воспитание..………..…………………………..
2. Монтень -- отрицатель мертвого, пассивного образования. ………....стр.5
3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.………………...стр.6
4. Образовательный материал по Монтеню…………………………..…...стр.7
5.
Монтень о нравственном приучении………………..………………...…..
6.Монтень о физическом воспитании и закаливании…………………….стр.10
7. Монтень о дисциплине в школе и семье………………………………...стр.11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Воспитание и
образование для Возрождения
имели жизненно важное значение. Кроме
того, общественному интересу к этим
сферам человеческой деятельности способствовало
значительное распространение книгопечатания
в конце XV в. Гуманисты понимали, что
новые идеалы войдут в жизнь с молодым
поколением, воспитанным в духе этих идеалов,
поэтому вопросы образования и воспитания
подрастающего поколения становились
предметом пристального внимания педагогов-гуманистов.
Поставив человека в центр своего мировоззрения,
гуманисты связывали с его целенаправленным
воспитанием моральный и социальный прогресс
общества. Этим объясняется особое внимание
к педагогике в эпоху Возрождения, когда
педагогическая мысль значительно опережала
образовательную практику, как правило,
сохранявшую традиционную для Средневековья
форму. В педагогических сочинениях виднейших
гуманистов формулировалась новая цель
воспитания, выделялись условия и требования,
способствующие развитию гармоничной
личности. Особый акцент делался на интеллектуальные,
нравственные, эстетические элементы
воспитания. Получили признание потребность
и ценность физического воспитания подрастающего
поколения.
Основой образования и воспитания гуманисты,
опираясь на идеи М.Ф. Квинтилиана, считали
совокупность природных способностей
ребенка, которые развиваются в обучении
с помощью руководства, наставления и
упражнений. Педагоги настаивали на необходимости
выявления путем наблюдения природных
склонностей детей, учета их индивидуальных
особенностей и применения различных
методов воздействия на учеников в зависимости
от их характеров и способностей. В эпоху
Возрождения сложилось понимание важной
роли обучения и воспитания в формировании
нравственности, развитии ростков добра,
смягчении и обуздании нежелательных
наклонностей.
Заслугой гуманистов стала разработка
содержания образования, основу которого
составляли древние языки, дававшие возможность
оценить произведения и философию мыслителей
прошлого, и изучение античного культурного
наследия. Были внесены дополнения в содержание
«семи свободных искусств», расширялся
тривиум, в него включались история, моральная
философия, поэзия. К XVI в. возрастает внимание
к дисциплинам естественно-научного цикла,
кроме того, в обучении считалось важным
наблюдение природных явлений, знакомство
с различными ремеслами и искусствами.
В это же время формулируется положение
о необходимости обучения на родном языке.
Таким образом, сформировалось представление
об энциклопедическом содержании образования,
включавшем обширный круг научных и культурных
достижений. В эпоху Возрождения сложилось
новое понимание процесса обучения как
добровольного, сознательного и радостного,
с чем связаны и методы обучения – принцип
«мягкой руки», широкое применение морального
поощрения. Идея гуманистов о связи обучения
с жизнью сделала основным критерием образования
его полезность, прежде всего для подготовки
человека к жизни в обществе.
Сформулированные педагогами-гуманистами
идеи отражались в педагогической действительности,
преображая ее: возникали новые типы учебных
заведений, пропитанные исключительно
идеями гуманизма; пересматривались содержание,
формы, методы обучения; создавались новые
учебники и учебные пособия. Схоластическое
образование уступило место грамматико-риторическому
(классическому), суровая дисциплина Средневековья
сменилась на более мягкую и гуманную.
Все настойчивее звучала мысль о внимательном,
бережном отношении к личности ребенка.
1.Мишель Монтень. Его воспитание.
М. Монтень родился в 1533 году в замке Монтеней в Перигоре. Детство и воспитание Монтеня протекало в довольно оригинальных условиях. Отец Монтеня отправил ребенка, тотчас после рождения, в бедную деревеньку, ему принадлежавшую, и ребенок „пробыл там все время, пока питался грудью, и даже больше, приучаясь к самой простой жизни” Автобиографические данные разбросаны по „Опытам” Монтеня. „Избранные места из „Опытов Монтеня”, в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 119. Впоследствии, ради того же опрощения, только в более широком смысл, в деревню посылает Руссо и своего Эмиля.. Помимо приучения к простоте, у отца Монтеня была и другая цель: „сблизить ребенка с народом и с тем классом людей, который нуждается в нас”. „Он желал”, говорит Монтень, „чтобы я скорее стремился к тому, кто протягивает нам руки, нам к тому, кто поворачивается к нам спиной; поэтому же он выбрал мне в восприемники людей низшего сословия, чтобы обязать меня и привязать к ним”. „Его план удался”, -- добавляет Монтень, -- „я всегда принимаю живое участие в жизни”. Далее, прямо от кормилицы, раньше чем ребенок выучился говорить, отец отдал его „на попечение одного немца, впоследствии знаменитого врача Франции, который совсем не знал французского языка, но за то очень хорошо знал латинский”. „Ему в подмогу взяты были еще двое, мене ученые, чем он”, и все они должны были говорить с ребенком по латыни. Даже слугам было запрещено говорить с ребенком иначе, чем по латыни: если они хотели говорить, они должны были усвоить латинские слова и выражения Избранны я места из „Опытов” Монтеня, стр. 99.. Отец Монтеня хотел этим скорее открыть своему сыну *тогдашнюю „дверь” всех наук,--латинский язык. В результате, -- как говорит о том сам Монтень, -- ребенок „без всякого искусства, без книг, без грамматики или правил, без хлыста и слез выучил латынь также хорошо, как и учитель...” Необычным способом Монтень выучился и греческому языку, „в виде соединения забавы и упражнения: учили склонения во время игры в мяч, вроде того, как некоторые изучают арифметику и геометрию по игральным табличкам”. Вообще, замечает Монтень о своем воспитании, „отцу посоветовали приучать меня к науке и исполнение долга без принуждения и развивать мою душу со всею мягкостью и свободой, без какой бы то ни было жестокости и принуждения” Избранные места из Монтеня, стр. 100.. На 6-м году Монтень был отдан в „самую лучшую” тогда во Франции Гиеньскую коллегию, где, однако, преподавали очень плохо И если бы здесь мой учитель, вспоминает Монтень (ibid., стр. 102) „был так безрассуден, что запретил бы мне читать, то я, наверно, вынес бы из коллегии только ненависть, отвращение к книгам, как случается с большинством нашей дворянской молодежи”.. 13-ти лет Монтень оставил школу, пройдя (благодаря своей подготовке) весь курс „и в сущности без малейшей пользы для себя” (Монтень). С 21-го года мы видим его занимающим почетные должности в г. Бордо (то советника Бордосского парламента, то мэра г. Бордо): он добросовестно исполняет свои обязанности, хотя и не чувствует к ним влечения, предпочитая частную, свободную жизнь. Последние годы жизни, с 1585 г., он проводит в своем имении. Умер в 1592 году.
2. Монтень -- отрицатель мертвого, пассивного образования.
У Монтеня нет
особых сочинений, посвященных вопросам
воспитания. Но в его значительном
философском произведении, появившемся
в 1580 году под именем „Опытов” („Essays”)
и представляющем собрание философских
размышлений о самых
3. Истинное образование по Монтеню: его постановка.
В противоположность
педантскому образованно, Монтень
хотел бы такого образования, которое
делает человека лучше и умнее, т.е.,
воспитывающего образования. „Если
наука”, - говорит Монтень, в одном
месте, - „не изменяет и не улучшает
несовершенное состояние души, то
лучше все бросить” ibid., стр. 59.. „Если,
несмотря на занятия, наша душа не направлена
на лучший путь, если наше суждение не
стало более здравым, пусть лучше
мой воспитанник играет в мяч,
-- по крайней мере, его тело станет
более гибким” ibid., стр. 57.. Позднее,
через полтораста слишком лет, эту
условную мысль о науке, -- если она
не улучшает человека, -- повторил в
безусловной форме Ж. Ж. Руссо
В этюд по вопросу, предложенному
на премию Дижонской академией: „Способствовало
ли восстановление наук и искусств
улучшению нравов?”. „Мы портились
по мер того”, -- „говорит здесь Руссо,--
„как наши науки и искусства
4. Образовательный материал по Монтеню.
При указании предметов
обучения, Монтень руководствуется
тем же основным идеалом образования,
-- чтобы оно делало человека лучше
и умнее. В этих видах он особенно
рекомендует знакомить детей
с положениями нравственной философии
„Он ставить ее на первом план”,--Zenz-Frank-Ziegert,
ibid., стр. 188.. „Если философия”, говорит
он, „поучает нас, как надо жить, и
если детство также находить в
ней урок для себя, как и всякий
другой возраст, то почему же ее не преподают
ему?” „Употребим время (ученья) на
полезное познание. Удалим все диалектические
тонкости, которые не могут улучшить
нашу жизнь, выберем простые философская
правила и изложим их, когда
надо,-- их легче понять, нежели какой-нибудь
рассказ Боккаччо; ребенок, только что
отнятый от груди, способен легче
изучать философию, чем научиться
читать и писать. Философия имеет
истины, пригодные для младенца и
для старца” „Избранные места”,
ibid., стр. 87. Нас учат жить тогда, когда
жизнь уже прошла. Сто учеников
получили ужасную болезнь, прежде чем
дошли до урока Аристотеля „о воздержании”..
Здесь у Монтеня слышатся веяния,
которые несколько позднее