В основе богатых
и своеобразных педагогических традиций
Древнего Китая, как и других первых
человеческих цивилизаций, лежит опыт
семейно-общественного воспитания,
уходящий корнями в первобытную
эпоху.
Жизнь в любой
семье протекала под знаком
сложившихся веками обычаев и
представлений. Так, считалось,
что у каждого дома есть
свой покровитель (цзаован), который
оценивает поведение, труд и
прилежание домочадцев. Всем членам
семьи следовало соблюдать определенные
правила и ограничения, например,
запрет на бранные слова, поступки,
которые могут навредить старшим
и остальным родственникам. Людям
представлялось, что существуют
божества, следящие за нравственностью
на земле Подобный настрой
усиливала непременная атрибутика
в каждом жилище - картинки с
изображением нравоучительных сценок.
В основе воспитательных
отношений лежало уважение младших
к старшими Наставник почитался,
как отец Деятельность учителя считалась
весьма почетной Приобретение образования
было делом крайне важным.
Согласно древним
китайским книгам, первые школы в
Китае появились в 3-м тысячелетии
до и э и назывались сян и
сюй. Сян возникли на месте прибежищ
для престарелых, которые брались
обучать и наставлять молодежь. В
сюй поначалу учили военному делу,
в частности стрельбе из лука. Позже
для обозначения учебного заведения
пользовались словом сюэ (учить, учиться).
Первые свидетельства о сюэ содержатся
в отдельных надписях эпохи Шан
(Инь) (XVI -XI вв. до н. э). В тогдашних
сюэ учились лишь дети свободных
и состоятельных людей. В программу
обучения и воспитания входили шесть
искусств мораль, письмо, счет, музыка,
стрельба из лука, управление лошадью.
Эпоху Шан (Инь)
сменила эпоха Чжоу (XI - III вв. до
и э). В этот период в школах
обучались дети из высокопоставленных
слоев (госюэ) и менее родовитой
знати {сансюэ} госюэ - в столице,
сансюэ - в провинциальных городах.
Главной целью
обучения было освоение иероглифического
письма. Ко времени возникновения
первых школ иероглифическим
письмом владели немногие - т и
пишущие жрецы. Умение пользоваться
иероглификой передавалось по
наследству и распространялось
в обществе крайне медленно. Первые
иероглифы были высечены на
черепашьих панцирях и костях
различных животных. С X в до
н. э. появляются иероглифы
на бронзовых сосудах. В VIII
в до и э - начале новой
эры для письма стали использовать
расщепленный в пластины бамбук
и шелковую ткань, на которых
писали соком лакового дерева
с помощью заостренной бамбуковой
палочки. После того как в
начале II в н. э. стали изготовлять
бумагу и тушь, процесс написания
иероглифов и обучения иероглифическому
письму стал более простым.
Подход к школьному
обучению в Древнем Китае сводился
к краткой, но емкой формуле
легкость, согласие между учеником
и учителем, самостоятельность школяров.
Наставник заботился о том,
чтобы научить самостоятельно
ставить и решать различные
задачи.
Китай стоит в
ряду древних цивилизаций, где в
недрах философской мысли были сделаны
первые попытки теоретически осмыслить
воспитание и образование. Основные
философские школы сформировались
в Китае к VI в до н. э. К ним
относились моизм, школа легистов (законников)
и конфуцианство. Наибольшее воздействие
на развитие педагогической мысли оказали
Конфуций и его последователи.
Конфуций (551 —479
до н. э.) создал свою школу,
где, по преданию, прошли обучение
до 3 тыс. учеников. В дальнейшем
мыслитель почитался как божественный
покровитель науки и образования.
Методика преподавания в школе
Конфуция предусматривала диалоги
учителя с учениками, классификацию
и сравнение фактов и явлений,
подражание образцам.
Конфуций обобщил
опыт воспитания и образования
Древнего Китая и высказал
собственные оригинальные идеи
в этой области. В основе
их лежали общефилософские и
социальные воззрения. Он рассматривал
воспитание, нравственное самосовершенствование
как существенный фактор человеческого
бытия, непременное условие благополучия.
Стабильность общества, считал Конфуций,
покоится на воспитании согласно
социальному назначению "Государь
должен быть государем, сановник
- сановником, отец - отцом, сын - сыном".
Философский смысл
заложен в постановке Конфуцием
проблемы роли природы и общества
в воспитании. Природа человека -
тот материал, из которого при
правильном воспитании можно
сформировать идеальную личность.
Усматривая в воспитании огромную
созидательную силу, Конфуций, однако,
не считал его всесильным, увязывая
конечный педагогический результат
с наследственностью.
Развивая этот
тезис, ученый отмечал, что
возможности людей от природы
неодинаковы он различал обладателей
высшей врожденной мудрости ("сыны
неба", "правители"), людей, достигающих
знания благодаря учению и
вопреки ограниченным природным
задаткам ("благородные мужи",
"опора государства"), людей,
не способных к трудному процессу
постижения знании ("чернь").
Идеально воспитанный
человек, по Конфуцию, должен был
обладать высокими качествами
благородством, стремлением к
истине, правдивостью, почтительностью,
богатой духовной культурой. По
сути, китайскому философу принадлежит
едва ли не первая в истории
человечества идея всестороннего
развития личности, где преимущество
перед образованностью отдавалось
нравственному началу. Программой
нравственного, умственного, эстетического,
физического развития предусматривалось
обучение "сынов неба" и "благородных
мужей" упомянутым "шести Искусствам".
Классический
труд, где нашли отражение педагогические
взгляды Конфуция, - это трактат
"Беседы и суждения" ("Лунь
ЮЙ"), в нем воспроизведены беседы
философа с учениками. Начиная
со II в н. э. трактат был обязательным
для заучивания наизусть в
китайской школе.
Приведем некоторые
изречения из этой книги, определяющие
высокое назначение, принципы воспитания
и обучения. "Учиться и не
размышлять - напрасно терять время,
размышлять и не учиться - губительно",
"Если не можешь совершенствоваться
сам, то, как ты сможешь совершенствовать
других людей?", "Учиться без
пресыщения", "Учиться и время
от времени повторять изученное".
Последователями
Конфуция на протяжении четырех
веков был составлен трактат
"Книга обрядов" (IV -I вв. до н.
э). " В этой книге школьное
образование признается необходимым
и первостепенным для человека:
"Думай о том, чтобы постоянно
пребывать в учении". В книге
изложена система педагогических
принципов, методов и приемов:
"Если не пресечь дурное, когда
оно обнаружилось, то дурное не
преодолеть "/'Благородный муж
наставляет, но не тянет за
собой, побуждает, но не заставляет,
открывает путь, но не доводит
до конца", "Благородный муж
в учении закаливается, совершенствуется,
приобретает знания в развлечениях",
" Если учиться, когда ушло
время, успеха не добьешься",
"Питай почтение к последовательности",
"Если учиться в одиночестве,
кругозор будет ограничен, а
познания скудны", "Учитель
и ученик растут вместе" и
т. д.
В трактате
есть глава "Об учении", где
содержится развернутая характеристика
дидактических идей в духе
конфуцианства. В ней излагаются
задачи и программа девятилетнего
образования и воспитания. Начинать
обучение предлагалось в возрасте
7 - 8 лет. После первого учебного
года выясняли, умеет ли школьник
читать и каковы его способности,
через три года - питает ли ученик
склонность к учению, приятно
ли ему общество товарищей,
через пять лет - насколько
глубоки его знания и сильна
привязанность к наставнику, через
семь лет - способен ли он
к рассудочным суждениям и
умеет ли выбирать друзей. И,
наконец, через девять лет выпускник
школы должен был "твердо
стоять в науке".
По-своему развили
конфуцианский взгляд на воспитание
и образование китайские мыслители
Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и
Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н.
э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы
выдвинул тезис о доброй природе
человека и потому определял
воспитание как формирование
высоконравственных людей. Сюньцзы,
напротив, придерживался взгляда
о злой природе человека и
задачу воспитания видел в
преодолении злого начала.
Перу неизвестного
последователя Конфуция и Мэнцзы
принадлежит трактат "Заметки
об обучении" (Сюэцзи) (III в. до
н. э.), где различаются понятия
воспитания и обучения. Автор
настаивает на необходимости
в учебно-воспитательном процессе
идти от простого к сложному.
На исходе эпохи
Древнего Китая (2 в до н.
э. - 2 в. н. э ) конфуцианство
являлось официальной идеологией,
образования и воспитания в
том числе. В этот период
образованность получила сравнительно
широкое распространение. Вырос
престиж обученного человека, сложился
своеобразный культ образованности.
Школьное дело превратилось в
неотъемлемую часть государственной
политики. Возникла система государственных
экзаменов на занятие чиновничьих
должностей. Прошедшие курс школьного
образования в сдаче таких
экзаменов видели путь к общественной
карьере.