Педагогические идеи конфуцианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам.

Работа содержит 1 файл

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая.docx

— 16.39 Кб (Скачать)

В основе богатых  и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную  эпоху.  

 Жизнь в любой  семье протекала под знаком  сложившихся веками обычаев и  представлений. Так, считалось,  что у каждого дома есть  свой покровитель (цзаован), который  оценивает поведение, труд и  прилежание домочадцев. Всем членам  семьи следовало соблюдать определенные  правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим  и остальным родственникам. Людям  представлялось, что существуют  божества, следящие за нравственностью  на земле Подобный настрой  усиливала непременная атрибутика  в каждом жилище - картинки с  изображением нравоучительных сценок.

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших  к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась  весьма почетной Приобретение образования  было делом крайне важным. 

Согласно древним  китайским книгам, первые школы в  Китае появились в 3-м тысячелетии  до и э и назывались сян и  сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались  обучать и наставлять молодежь. В  сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука. Позже  для обозначения учебного заведения  пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв. до н. э). В тогдашних  сюэ учились лишь дети свободных  и состоятельных людей. В программу  обучения и воспитания входили шесть  искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.  

 Эпоху Шан (Инь)  сменила эпоха Чжоу (XI - III вв. до  и э). В этот период в школах  обучались дети из высокопоставленных  слоев (госюэ) и менее родовитой  знати {сансюэ} госюэ - в столице,  сансюэ - в провинциальных городах.  

 Главной целью  обучения было освоение иероглифического  письма. Ко времени возникновения  первых школ иероглифическим  письмом владели немногие - т и  пишущие жрецы. Умение пользоваться  иероглификой передавалось по  наследству и распространялось  в обществе крайне медленно. Первые  иероглифы были высечены на  черепашьих панцирях и костях  различных животных. С X в до  н. э. появляются иероглифы  на бронзовых сосудах. В VIII в до и э - начале новой  эры для письма стали использовать  расщепленный в пластины бамбук  и шелковую ткань, на которых  писали соком лакового дерева  с помощью заостренной бамбуковой  палочки. После того как в  начале II в н. э. стали изготовлять  бумагу и тушь, процесс написания  иероглифов и обучения иероглифическому  письму стал более простым.  

 Подход к школьному  обучению в Древнем Китае сводился  к краткой, но емкой формуле  легкость, согласие между учеником  и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том,  чтобы научить самостоятельно  ставить и решать различные  задачи.

Китай стоит в  ряду древних цивилизаций, где в  недрах философской мысли были сделаны  первые попытки теоретически осмыслить  воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до н. э. К ним  относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство. Наибольшее воздействие  на развитие педагогической мысли оказали  Конфуций и его последователи.  

 Конфуций (551 —479 до н. э.) создал свою школу,  где, по преданию, прошли обучение  до 3 тыс. учеников. В дальнейшем  мыслитель почитался как божественный  покровитель науки и образования.  Методика преподавания в школе  Конфуция предусматривала диалоги  учителя с учениками, классификацию  и сравнение фактов и явлений,  подражание образцам.  

 Конфуций обобщил  опыт воспитания и образования  Древнего Китая и высказал  собственные оригинальные идеи  в этой области. В основе  их лежали общефилософские и  социальные воззрения. Он рассматривал  воспитание, нравственное самосовершенствование  как существенный фактор человеческого  бытия, непременное условие благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно  социальному назначению "Государь  должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".  

 Философский смысл  заложен в постановке Конфуцием  проблемы роли природы и общества  в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при  правильном воспитании можно  сформировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную  созидательную силу, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая  конечный педагогический результат  с наследственностью.  

 Развивая этот  тезис, ученый отмечал, что  возможности людей от природы  неодинаковы он различал обладателей  высшей врожденной мудрости ("сыны  неба", "правители"), людей, достигающих  знания благодаря учению и  вопреки ограниченным природным  задаткам ("благородные мужи", "опора государства"), людей,  не способных к трудному процессу  постижения знании ("чернь").  

 Идеально воспитанный  человек, по Конфуцию, должен был  обладать высокими качествами  благородством, стремлением к  истине, правдивостью, почтительностью,  богатой духовной культурой. По  сути, китайскому философу принадлежит  едва ли не первая в истории  человечества идея всестороннего  развития личности, где преимущество  перед образованностью отдавалось  нравственному началу. Программой  нравственного, умственного, эстетического,  физического развития предусматривалось  обучение "сынов неба" и "благородных  мужей" упомянутым "шести Искусствам".  

 Классический  труд, где нашли отражение педагогические  взгляды Конфуция, - это трактат  "Беседы и суждения" ("Лунь  ЮЙ"), в нем воспроизведены беседы  философа с учениками. Начиная  со II в н. э. трактат был обязательным  для заучивания наизусть в  китайской школе.  

 Приведем некоторые  изречения из этой книги, определяющие  высокое назначение, принципы воспитания  и обучения. "Учиться и не  размышлять - напрасно терять время,  размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться  сам, то, как ты сможешь совершенствовать  других людей?", "Учиться без  пресыщения", "Учиться и время  от времени повторять изученное".  

 Последователями  Конфуция на протяжении четырех  веков был составлен трактат  "Книга обрядов" (IV -I вв. до н.  э). " В этой книге школьное  образование признается необходимым  и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно  пребывать в учении". В книге  изложена система педагогических  принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда  оно обнаружилось, то дурное не  преодолеть "/'Благородный муж  наставляет, но не тянет за  собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит  до конца", "Благородный муж  в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях", " Если учиться, когда ушло  время, успеха не добьешься", "Питай почтение к последовательности", "Если учиться в одиночестве,  кругозор будет ограничен, а  познания скудны", "Учитель  и ученик растут вместе" и  т. д.  

 В трактате  есть глава "Об учении", где  содержится развернутая характеристика  дидактических идей в духе  конфуцианства. В ней излагаются  задачи и программа девятилетнего  образования и воспитания. Начинать  обучение предлагалось в возрасте 7 - 8 лет. После первого учебного  года выясняли, умеет ли школьник  читать и каковы его способности,  через три года - питает ли ученик  склонность к учению, приятно  ли ему общество товарищей,  через пять лет - насколько  глубоки его знания и сильна  привязанность к наставнику, через  семь лет - способен ли он  к рассудочным суждениям и  умеет ли выбирать друзей. И,  наконец, через девять лет выпускник  школы должен был "твердо  стоять в науке".  

 По-своему развили  конфуцианский взгляд на воспитание  и образование китайские мыслители  Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и  Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н.  э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы  выдвинул тезис о доброй природе  человека и потому определял  воспитание как формирование  высоконравственных людей. Сюньцзы,  напротив, придерживался взгляда  о злой природе человека и  задачу воспитания видел в  преодолении злого начала.  

 Перу неизвестного  последователя Конфуция и Мэнцзы  принадлежит трактат "Заметки  об обучении" (Сюэцзи) (III в. до  н. э.), где различаются понятия  воспитания и обучения. Автор  настаивает на необходимости  в учебно-воспитательном процессе  идти от простого к сложному.  

 На исходе эпохи  Древнего Китая (2 в до н.  э. - 2 в. н. э ) конфуцианство  являлось официальной идеологией, образования и воспитания в  том числе. В этот период  образованность получила сравнительно  широкое распространение. Вырос  престиж обученного человека, сложился  своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в  неотъемлемую часть государственной  политики. Возникла система государственных  экзаменов на занятие чиновничьих  должностей. Прошедшие курс школьного  образования в сдаче таких  экзаменов видели путь к общественной  карьере.

Информация о работе Педагогические идеи конфуцианства