Педагогическая технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:25, доклад

Описание работы

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его бук¬вальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педаго¬гики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педаго¬гических процессов.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

 Определяющим  в этой технологии являются планируемые  результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т. е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

 

 

 Учитель должен довести до учащихся планируемые  показатели полного усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся:

  • знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);
  • понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);
  • применение (ученик применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);
  • обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);

 • оценка (ученик определил ценность и значение объекта изучения). 
Подготовка учебного материала при данной технологии состоит в том,

 что все содержание учебного материала  разбивается на отдельные учебные единицы (у разных авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т. д.). Учебные единицы закончены по смыслу (содержательная целостность) и небольшие по объему (3—6 уроков). По каждой из единиц усвоения готовится тест (контрольное задание) по двухбалльной шкале (зачет-незачет). К каждой учебной единице также разрабатывается коррекционный дидактический материал, рассчитанный на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения и дает возможность ученику подобрать подходящие для него способы восприятия, осмысления и запоминания. По всей теме определяется эталон ее полного усвоения.

 Определенным  образом к предстоящей работе подготавливаются учащиеся. Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся.

 В ходе работы каждый ученик получает необходимую  помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления.

 Деятельность  учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:

  • ознакомление с учебными целями;
  • разъяснение общего плана обучения;
  • изложение нового материала (осуществляется традиционно);
  • организацию текущей проверки;
  • оценивание текущих результатов;
 
 
  • коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного  усвоения;
  • организацию малых подгрупп взаимопомощи;
  • повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.

 Аналогично  проводится работа по всем единицам усвоения, завершающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учеником.

 Технология  дистанционного обучения

 Технология  дистанционного обучения — это получение  образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

 Учитывая  территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Хотя возможности ее гораздо шире, она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

 Получив учебные материалы в электронном  или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.

 Технология  дистанционного обучения дает возможность  учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанционного обучения.

 Данная  технология предполагает использование  традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Лекции исключают живое общение с преподавателем. Для записи лекций используются дискеты, СО-КОМ-диски и др. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-техно-логий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

 Консультации  при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.

 Лабораторные  работы предназначены для практического  усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы тре-

 338

 

      

      буют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

      27. технология мастерских.

      Утверждающаяся  новая субъект-субъектная образовательная парадигма оказывает воздействие на все компоненты процесса обучения, в том числе и на образовательные технологии. Востребованными становятся такие способы организации учебной деятельности, при которых обучающийся становится реальным субъектом деятельности, ведущей к самоактуализации, самопобуждению и саморазвитию. Технология педагогических мастерских основывается на идеях французской группы ЖФЭН – движение за новое образование, возникшего 70 лет назад и объединившего философов, педагогов, ученых Франции.

      Сущность  предлагаемой технологии:

        1. учитель равен ученику, он выполняет задания наравне со всеми, учится на каждом уроке вместе со своими учениками.
        2. Последовательность заданий, которые предлагает учитель, должна стимулировать мысль детей, знания одного ученика должны быть обогащены знаниями других.
        3.   Специально организованное педагогом – мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.
        4. Развивающее пространство – объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия для развития потребностей и способностей ребенка.

      А. Окунев таким образом характеризует этапы работы мастерской:

        1. актуализация знаний каждого  по заданному вопросу и их  обогащение знаниями соседа по  парте.

        2. корректировка знаний в разговоре с другой парой.

        3. объявление точки зрения четверки  всему классу.

    Принципы  построения педагогических мастерских:

  1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  2. Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).
  3. Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.
  4. Мастер не торопиться отвечать на вопросы.
  5. Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не ставит отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

                  Этапы работы мастерской  

    № этапа Название этапа Характеристика  этапа
    1. Индукция (наведение) Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, предмет, фраза, звук, мелодия, рисунок, текст – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций и воспоминаний.
    2. самоконструкция Индивидуальное  создание гипотизы, решения, текста, рисунка, проекта.
    3. социоконструкция Построение этих элементов группой.
    4. социализация Все, что сделано  индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения расслышаны, все гипотезы рассмотрены.
    5. афиширование Выделение работ  учеников и Мастера (текстов, рисунков, проектов, схем, решений) в аудитории  и ознакомление с ними – все  ходят, читают обсуждают или зачитывают вслух.
    6. разрыв Внутреннее осознание  участником мастерской неполноты или  несоответствия своего старого знания. Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным  источником.
    7. рефлексия Отражение чувств, ощущений, возникавших у учеников.

Информация о работе Педагогическая технология