Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:25, доклад
Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его бук¬вальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педаго¬гики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педаго¬гических процессов.
- представление
о результативности
- определение
эффективности использования в
педагогическом процессе
4) самоизучения, саморазвития:
- познание
себя, своих возможностей, создание
условий саморазвития через
5) развивающую (воспитательную):
- создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности;
6) конструктивную:
- повышение
эффективности педагогического
процесса, педагогического
Сущность
педагогического
Педагогическая диагностика представляется нам как сложное системное явление, в котором можно выделить ряд направлений:
Процедура педагогической диагностики предполагает следующую логику операций (действий):
6. ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Понятие рефлексии (от лат. обращение назад, отражение) рассматривается в философии, психологии, педагогике.
В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Хотя по сути своей педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается «вчувствоваться» в воспитанника, понять его эмоциональное состояние. Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой – другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.
Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотображение, взаимооценку участников педагогического процесса, состоявшегося взаимодействия, отображение педагогом внутреннего мира, состояния развития учащегося и наоборот.
Рефлексия
в педагогическом процессе – это
процесс самоидентификации
Определению
сущности педагогической рефлексии
способствует рассмотрение ее структуры.
Опираясь на представления о структуре
педагогического процесса, педагогического
взаимодействия, изложим свой взгляд
на структуру рефлексии в
Так как педагогический процесс предполагает обмен деятельностями педагога и учащихся, то рефлексия в педагогическом процессе будет включать следующие компоненты:
- рефлексию
педагогом деятельности
- рефлексию
педагогом своей
- рефлексию
педагогом педагогического
- рефлексию
учащимся (воспитанником) своей
- рефлексию учащимся деятельности педагога (учителя);
- рефлексию
учащимся педагогического
Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, то и все компоненты рефлексии в педагогическом процессе обусловлены рефлексией воспитанника своей деятельности в педагогическом процессе. Именно этот компонент делает целесообразным рефлексию деятельности педагога, рефлексию взаимодействия.
Определяя
функции рефлексии в
Конечно
же, рефлексия выполняет
Среди других функций, присущих рефлексии в педагогическом процессе, назовем следующие:
- проектировочная – рефлексия предполагает моделирование, проектирование деятельности, взаимодействия участников педагогического процесса, целеобразование в деятельности;
- организаторская – рефлексия способствует организации наиболее продуктивной деятельности, взаимодействия педагога и учащихся;
- коммуникативная – рефлексия является важным условием общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческая – рефлексия обусловливает формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационная – рефлексия определяет направленность, характер, результативность деятельности, взаимодействия учителя и учащихся;
- коррекционная – рефлексия побуждает участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, взаимодействия.
Выделение этих и других функций, их реализация будут способствовать повышению развивающего потенциала рефлексии в педагогическом процессе, определять процедуру рефлексивной деятельности педагога и учащихся.
Прежде
всего, организуя рефлексивную деятельность
студентов педвуза на занятиях дисциплин
психолого-педагогического
Отметим,
что процедура рефлексии
На наш взгляд, процедура рефлексии в педагогическом процессе складывается из трех ведущих компонентов:
Вначале
субъект педагогического
- эмоционально-чувственной
сфере (происходило ли
- сфере
потребностей (пассивное или активное
состояние; появилось ли
- мотивационной
сфере (какие переживания
- сфере
интересов (какие интересы
- сфере
ценностных ориентаций (что явилось
личностной ценностью; как
- деятельностной сфере (какую деятельность это взаимодействие провоцирует; какую деятельность корректирует; от какой деятельности заставляет отказаться; насколько обогащает опыт деятельности и т.д.);
- гностической
сфере (что произошло со
- сфере сознания (произошло ли осознание своей деятельности; осознает ли себя субъектом деятельности (взаимодействия); как изменилась «Я-концепция»; самооценка своей деятельности);
- сфере умений (какие умения приобрел или нет и др.).
Вторым
шагом в осуществлении
Заканчивается
процедура рефлексии в
Критериями
оценки при этом, на наш взгляд, являются
компоненты состояния развития (т.е.
эмоциональное состояние, состояние
мотивов, деятельности и т.д.).
14.Технология полного усвоения
Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М. В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие — хуже, а некоторые вообще часть информации не усваивают, т. е. уровень овладения знаниями у учеников разный.
Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.