1.
Понятие «педагогическая
технология»
Долгое
время термин «технология» оставался
за пределами понятийного аппарата
педагогики, относился к технократическому
языку. Хотя его буквальное значение
(«учение о мастерстве») не противоречит
задачам педагогики: описанию, объяснению,
прогнозированию, проектированию педагогических
процессов.
Зарождение
идеи технологии педагогического процесса
связано прежде всего с внедрением достижений
научно-технического прогресса в различные
области теоретической и практической
деятельности. Нужно отметить, что у истоков
технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко.
В своей всемирно известной "Педагогической
поэме" он писал, что "наше педагогическое
производство никогда не строилось по
технологической логике, а всегда по логике
моральной проповеди". Он считал, что
именно поэтому у нас просто отсутствуют
все важные отделы педагогического производства:
технологический процесс, учет операций,
конструкторская работа, применение конструкторов
и приспособлений, нормирование, контроль,
допуски и браковка.
Понятие
«педагогическая технология» появилось
в начале 1960-х годов. В 70-е годы
понятие «педагогическая технология»
расширилась, к нему начали относить
все, что касается совершенствования
учебного процесса. Массовое внедрение
педагогических технологий исследователи
относят к началу 1960-х гг. и связывают его
с реформированием вначале американской,
а затем и европейской школы.
Что
такое педагогическая технология? На
этот вопрос имеется множество, порой
не совпадающих друг с другом, ответов.
Это говорит о том, что теория
и практика педагогических технологий
еще только разрабатывается
и является в педагогике новым
объектом изучения. Существуют разные
подходы к определению понятия
«технология», например:
- Проект
определенной педагогической системы,
реализуемым на практике ( В. П. Беспалько).
- Педагогическая
технология – это продуманная
во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного
процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся
и учителя ( В. М. Монахов).
- Образовательная
технология – способ системной организации
образовательной деятельности в различных
областях знания, культуры, окружающего
мира, мышления, основанный на рефлексии,
стандартизации и использовании специализированного
инструмента ( Т. С. Назарова).
- Технологию
можно представить как более
или менее жестко запрограммированный
(алгоритмизированный) процесс
взаимодействия преподавателя и учащихся,
гарантирующий достижение поставленной
цели ( М. И. Махмутов).
- Педагогическая
технология представляет собой внедрение
в педагогику системного способа мышления,
который можно иначе назвать “систематизацией
образования” (Т. Сакамото).
- Педагогические
технологии есть совокупность способов
педагогического взаимодействия, создающих
условия развития участников педагогического
процесса и предполагающих определенный
результат этого развития (С. С. Кашлев)
Несмотря
на многообразие приведенных трактовок
понятия «технология», все они
лежат в процессуальной плоскости,
то есть отвечают на вопрос «как учить
результативно?».
В современной
педагогической науке нет единой
терминолексики, выделяются разные подходы
к определению таких понятий, как «образовательная
технология», «технологии в образовании»,
«пед. технологии» и т. д. в зависимости
от того, как авторы представляют структуру
и составляющие образовательного процесса,
существует более 300 формулировок термина
«технология» и его вариаций.
2.
Классификация педагогических
технологий
По
сущностным и инструментально значимым
свойствам (например, целевой ориентации,
характеру взаимодействия учителя
и ученика,, организации обучения) выделяются
следующие классы педагогических технологий.
- По уровню
применения выделяются общепедагогические,
частнометодические (предметные) и локальные
(модульные) технологии.
- По философской
основе: материалистические и идеалистические,
диалектические и метафизические, научные
(сциентистские) и религиозные, гуманистические
и антигуманные, антропософские и теософские,
прагматические и экзистенциалистские,
свободного воспитания и принуждения
и другие разновидности.
- По ведущему
фактору психического развития: биогенные,
социогенные, психогенные
к идеалистские технологии. Сегодня
общепринято, что личность есть результат
совокупного влияния биогенных, социогенных
и психогенных факторов, но конкретная
технология может учитывать или делать
ставку на какой-либо из них, считать его
основным.
В принципе
не существует таких монотехнологий,
которые использовали бы только один какой-либо
единственный фактор, метод, принцип
— педагогическая технология
всегда комплексна. Однако своим акцентом
на ту или иную сторону процесса обучения
технология становится характерной и
получает от этого свое название.
- По научной
концепции усвоения опыта выделяются:
ассоциативно-рефлекторные,
бихевиористские, гештальттехнологии,
интериоризаторские,
развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные
технологии нейролингвистического программирования
и суггестивные.
- По ориентации
на личностные структуры: информационные
технологии (формирование школьных
знаний, умений, навыков по предметам -
ЗУН); операционные (формирование способов
умственных действий - СУД); эмоционально-художественные
и эмоционально-нравственные (формирование
сферы эстетических и нравственных отношений
- СЭН), технологии саморазвития
(формирование самоуправляющих механизмов
личности— СУМ); эвристические (развитие
творческих способностей) и прикладные
(формирование действенно-практической
сферы — СДП).
- По характеру
содержания и структуры называются
технологии: обучающие
и воспитывающие, светские
и религиозные, общеобразовательные
и профессионально-ориентированные,
гуманитарные и технократические,
различные отраслевые,
частнопредметные, а
также монотехнологии,
комплексные (политехнологии)
и проникающие технологии.
В монотехнологиях
весь учебно-воспитательный процесс строится
на какой-либо одной приоритетной, доминирующей
идее, принципе, концепции, в комплексных
-комбинируется из элементов различных
монотехнологий. Технологии, элементы
которых наиболее часто включаются в другие
технологии и играют для них роль катализаторов,
активизаторов, называют проникающими.
- По типу
организации и управления познавательной
деятельностью В. П. Беспалько предложена
такая классификация педагогических систем
(технологий). Взаимодействие учителя
с учеником (управление) может быть разомкнутым
(неконтролируемая и некорректируемая
деятельность учащихся), цикличным
(с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем)
, рассеянным
(фронтальным) или направленным (индивидуальным)
и, наконец, ручным (вербальным) или
автоматизированным (с помощью учебных
средств).
- Способ, метод,
средство обучения определяют названия
многих существующих технологий: догматические,
репродуктивные, объяснительно-иллюстративные,
программированного
обучения , проблемного
обучения, развивающего
обучения, саморазвивающего
обучения, диалогические,
коммуникативные, игровые,
творческие и др.
- По категории
обучающихся наиболее важными и оригинальными
являются:
-
массовая (традиционная) школьная технология,
рассчитанная на усредненного ученика;
-
технологии продвинутого уровня
(углубленного изучения предметов,
гимназического, лицейского, специального
образования и др.);
- технологии
компенсирующего обучения (педагогической
коррекции, поддержки, выравнивания
и т.п.);
-
различные виктимологические технологии
(сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- технологии
работы с отклоняющимися (трудными
и одаренными) детьми в рамках
массовой школы.
- По характеру
модернизации традиционной системы
обучения: технологии по активизации и
интенсификации деятельности учащихся;
технологии на основе гуманизации и демократизации
отношений между учителем и учащимися;
технологии на основе дидактической реконструкции
учебного материала и др.
Педагогические
технологии также классифицируются
по доминированию целей и решаемых
задач; по применяемой форме организации
обучения; по доминирующим методам, которым
отдается предпочтение, и другим основаниям.
[ 4, с. 320]
- И, наконец,
названия большого класса современных
технологий определяются содержанием
тех модернизаций и
модификаций, которым в них подвергается
существующая традиционная система.
Монодидактические
технологии применяются очень редко. Обычно
учебный процесс строится так, что конструируется
некоторая полидидактическая технология,
которая объединяет, интегрирует ряд элементов
различных монотехнологий на основе какой-либо
приоритетной оригинальной авторской
идеи. Существенно, что комбинированная
дидактическая технология может обладать
качествами, превосходящими качества
каждой из входящих в нее технологий.
Обычно
комбинированную технологию называют
по той идее (монотехнологии), которая
характеризует основную модернизацию,
делает наибольший вклад в достижение
целей обучения. По направлению модернизации
традиционной системы можно выделить
следующие группы технологий.
а)
Педагогические технологии
на основе гуманизации
и демократизации педагогических
отношений. Это технологии с процессуальной
ориентацией, приоритетом личностных
отношений, индивидуального подхода, нежестким
демократическим управлением: и яркой
гуманистической направленностью содержания.
К ним
относятся педагогика сотрудничества,
гуманно-личностная технология Щ.А.Амонашвили,
система преподавания литературы как
предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина
и др.
б)
Педагогические технологии
на основе активизации
и интенсификации деятельности учащихся.
Примеры: игровые технологии, проблемное
обучение, технология обучения на основе
конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова,
коммуникативное обучение Е. И. Пассова
и др.
в)
Педагогические технологии
на основе эффективности
организации и управления процессом
обучения. Примеры: [программированное
обучение, технологии дифференцированного
обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик),
технологии индивидуализации обучения
(А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков),
перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем при комментируемом
управлении (С.Н. Лысенкова), групповые
и коллективные способы обучения (И.Д.
Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные)
технологии и др.
г)
Педагогические технологии
на основе методического
усовершенствования
и дидактического реконструирования
учебного материала: укрупнение дидактических
единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология
«Диалог культур» B.C. Библера и С. Ю. Курганова,
система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова,
технология реализации теории поэтапного
формирования умственных действий М.Б.
Воловича и др.
д)
Природосообразные,
использующие методы
народной педагогики, опирающиеся на
естественные процессы развития ребенка;
обучение по Л.Н. Толстому, воспитание
грамотности по А. Кушниру, технология
М. Монтессори и др.
е)
Альтернативные: вальдорфская педагогика
Р.Штейнера, технология свободного труда
С.Френе, технология вероятностного образования
А.М.Лобка.
ж)
Наконец, примерами комплексных
политехнологий являются многие из
действующих систем авторских школ (из
наиболее известных — «Школа самоопределения»
А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова,
«Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк»
М.Балабана и др.).[5, с.25-31]
5.
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ
Педагогическая
диагностика – процесс изучения изменения
состояния участников педагогического
процесса, педагогической деятельности,
педагогического взаимодействия.
Диагностика
выполняет в педагогическом процессе
следующие функции:
- констатирующую
(информационную):
- получение
информации об участниках педагогического
процесса,
- выявление
уровня развития ребенка, его
индивидуальности,
- выявление
уровня развития личностных качеств
педагога, профессионализм его педагогической
деятельности,
- выявление
состояния педагогического взаимодействия,
- составление
характеристики воспитанника, педагогического
процесса;
2)
прогностическую:
- способствование
выявлению потенциальных возможностей
развития участников педагогического
процесса,
- прогнозирование
организации педагогического взаимодействия;
3)
ценностно-ориентационную (оценочную):