Педагогическая технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:25, доклад

Описание работы

Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его бук¬вальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педаго¬гики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педаго¬гических процессов.

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

 1. Понятие «педагогическая  технология»

 Долгое  время термин «технология» оставался  за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому  языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.

 Зарождение  идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной "Педагогической поэме" он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

 Понятие «педагогическая технология» появилось  в начале 1960-х годов. В 70-е годы понятие «педагогическая технология»  расширилась, к нему начали относить все, что касается совершенствования  учебного процесса. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы.

 Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой  не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика  педагогических  технологий  еще  только  разрабатывается  и  является  в педагогике  новым  объектом  изучения. Существуют разные подходы к определению понятия  «технология», например:

  • Проект  определенной педагогической системы, реализуемым на практике ( В. П. Беспалько).
  • Педагогическая  технология – это продуманная  во всех деталях модель совместной педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ( В. М. Монахов).
  • Образовательная технология – способ системной организации образовательной деятельности в различных областях знания, культуры, окружающего мира, мышления, основанный на рефлексии, стандартизации и использовании  специализированного инструмента ( Т. С. Назарова).
  • Технологию  можно  представить  как  более  или  менее  жестко  запрограммированный (алгоритмизированный)  процесс  взаимодействия  преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели ( М. И. Махмутов).
  • Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать “систематизацией образования” (Т. Сакамото).
  • Педагогические технологии есть совокупность способов педагогического взаимодействия, создающих  условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития (С. С. Кашлев)

 Несмотря  на многообразие приведенных трактовок  понятия «технология», все они  лежат в процессуальной плоскости, то есть отвечают на вопрос «как учить  результативно?».

 В современной  педагогической науке нет единой терминолексики, выделяются разные подходы к определению таких понятий, как «образовательная  технология», «технологии в образовании», «пед. технологии» и т. д. в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательного процесса, существует более 300 формулировок термина «технология» и его вариаций. 
 
 

 2. Классификация педагогических технологий

 По  сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя  и ученика,, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные к идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

 В принципе не существует таких монотехнологий,  которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

  • По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности— СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП).
  • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

 В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

  • По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем,  самоконтролем и взаимоконтролем) ,  рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
  • Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения , проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
  • По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

 -  массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

 -  технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов,  гимназического, лицейского, специального образования и др.);

 - технологии  компенсирующего обучения (педагогической  коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

 -  различные виктимологические технологии (сурдо-,  орто-,  тифло-, олигофренопедагогика);

 - технологии  работы с отклоняющимися (трудными  и одаренными) детьми в рамках  массовой школы.

  • По характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

 Педагогические  технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации  обучения; по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.   [ 4, с. 320]

  • И, наконец, названия большого класса современных  технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

 Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

 Обычно  комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

 а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением: и яркой гуманистической направленностью содержания.

 К ним  относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Щ.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

 б)  Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова и др.

 в)  Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: [программированное обучение, технологии дифференцированного обучения  (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик),  технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

 г)  Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

 д)  Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

 е)  Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

 ж)  Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных — «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).[5, с.25-31]

 

 5. ТЕХНОЛОГИЯ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДИАГНОСТИКИ

 Педагогическая  диагностика – процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия.

 Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции:

  1. констатирующую (информационную):

 - получение  информации об участниках педагогического  процесса,

 - выявление  уровня развития ребенка, его  индивидуальности,

 - выявление  уровня развития личностных качеств  педагога, профессионализм его педагогической  деятельности,

 - выявление  состояния педагогического взаимодействия,

 - составление  характеристики воспитанника, педагогического  процесса;

 2) прогностическую: 

 - способствование  выявлению потенциальных возможностей  развития участников педагогического  процесса,

 - прогнозирование  организации педагогического взаимодействия;

 3) ценностно-ориентационную (оценочную):

Информация о работе Педагогическая технология