Педагогическая психология и теория воспитания

Автор: b*************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:08, научная работа

Описание работы

индивидуальное задание по вопросам: 1.Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской). 2.Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. 3.Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя. 4. Структура, особенности учебной деятельности

Работа содержит 1 файл

столяренко.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

    3. Социальный, внешкольный: включающий  нарушение прав ребёнка со  стороны взрослых, отсутствие опеки  над ребёнком, либо гиперопека, вовлечение ребёнка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

    4. Социально-школьный, где в качестве  составляющих включены следующие  составляющие: негативно влияющий  социально - психологический климат  учебной группы, низкий статус  группы.

    Это основные факторы, влияющие на развитие и ведущие к развитию у подростка  алкогольной зависимости. Поэтому  социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию  или полное устранение факторов, осложняющих  социализацию ребёнка.

    Цель  социально-педагогической деятельности может быть реализована путём  решения следующих задач:

    1. Создание форм активной, действенной  социально-педагогической помощи  и защиты для конкретного ребёнка.

    2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентацией в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

    3. Вовлечение школьников в социально-полезную  деятельность, формирование у него  разносторонних интересов и увлечений.

    4. Воспитание активной личности, привитие  ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.

    5. Укрепление физического и психического  здоровья путём осуществления  комплекса медицинских, психолого-педагогических  и других мероприятий.

    6. Формирование основ правовой  культуры ребёнка.

    7. Формирование навыков "выживания"  в условиях кризиса современного  общества.

    Второй  компонент структуры деятельности - это её субъекты. Основным субъектом  деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут  привлекаться специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

    Третий  компонент- это объект, для которого и организованна вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются школьники в алкоголизации.

    Четвёртый компонент - функции деятельности. Они  вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности.

    У социального педагога такими основными  функциями являются три:

    1. Социально - педагогическая, заключающаяся  в оказании помощи ребёнку  и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей  и отношений, создании благополучной  социальной среды для развития  ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.

    2. Социально - обучающая функция  направлена на овладение ребёнком  знаниями о проблеме пьянства  и алкоголизма, а также необходимыми  специальными умениями и навыками  противостояния вовлечения в  процесс алкоголизации.

    3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

    Воспитательную  функцию, способствующую формированию и развитию личности ребёнка, в полной мере должны реализовать родители, как наиболее значимые субъекты деятельности. Остальные функции (социально-бытовая, социально-экономическая, социально-медицинская) реализуют такие специалисты, как: специалист по социальной работе, валеолог, психолог.

    Следующим компонентом деятельности являются методы. Они зависят от специфической  деятельности ее различных субъектов, возрастных особенностей ребенка, уровня вовлеченности ребенка в алкоголизацию.

    Методы  социально-педагогической деятельности, так или иначе, связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается  и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы  организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или  формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного  к алкоголизму, и способствуют преодолению  проблемы алкоголизма.

    Таким образом, данная технология социально-педагогической деятельности может рассматриваться  как комплексная, объединяющая единой концепцией деятельность разных специалистов, а в данном случае деятельность социального  педагога, направленная на достижение одной цели.  

4. Структура, особенности  учебной деятельности 

    Учебная деятельность – достаточно неоднозначное  понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в  педагогике.

    1. Иногда УД рассматривается как  синоним научения, учения, обучения.

    2. В "классической" советской  психологии и педагогике УД  определяется как ведущий тип  деятельности в младшем школьном  возрасте. Она понимается как  особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью  предметных и познавательных  действий.

    3. В трактовке направления Д.Б.  Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

    Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием  овладение обобщенными способами  действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.

    Известно, что знания, умения и навыки человек  получат не только в школе и  не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении  театра, из рассказов родителей и  сверстников, а также в игровой  и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и  при каких условиях должны усваиваться  ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего УД.

    Усвоение  знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.

    Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

    Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).

    В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

    Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных  элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения.

    По  мнению В.В. Давыдова, одним из важнейших  компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.           

    Следующий компонент – осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д. 
          Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Информация о работе Педагогическая психология и теория воспитания