Педагогическая психология и теория воспитания

Автор: b*************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 00:08, научная работа

Описание работы

индивидуальное задание по вопросам: 1.Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской). 2.Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике. 3.Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя. 4. Структура, особенности учебной деятельности

Работа содержит 1 файл

столяренко.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

    Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в  общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении  и получении профессионального  образования. Профессиональное самоопределение  выступает ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов, и учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных  заведений начального профессионального  образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

    Особое  значение в этом плане имеет профессиональное образование детей-инвалидов и  детей, находящихся в местах лишения  свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых  детей на снижение престижности образования («деньги можно заработать и другим путем»). Следует также иметь в  виду довольно большую категорию  детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального  развития на предшествующих этапах. Таких  детей объединяет нежелание или  неумение реализовать себя в социально  значимой профессиональной области  деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального  образования, которые для преодоления  этого отклонения нуждаются в  социально-педагогической помощи специалиста. Социальные отклонения связаны с  понятием «социальная норма».

    Социальная  норма – это правила, образец  действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или  деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено  или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступа ют моделью  должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые  создаются людьми на основе познания социальной реальности.

    Существуют  следующие типы отклонений:

    1)физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

    2)психические: задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.

    3)педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.

    4)социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

    Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается  на другую. Социальные отклонения у  ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жизни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на формировании их биологических потребностей: физических, физиологических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физическом развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хронические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходимо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество.

    Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать  «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует  другие виды отклонений. Поэтому в  федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной  ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых  шла речь выше: дети, оставшиеся без  попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом  и (или) физическом развитии; дети –  жертвы вооруженных и межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных  катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных  ситуациях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в ; виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Для работы социального педагога очень  важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению, Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

    Поэтому, с одной стороны, работа социального  педагога направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений  определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой – на реабилитацию детей, в развитии которых установлены  те или иные отклонения. Это очень  важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество. 
 

3. Социально-педагогическая  деятельность с  подростками, склонными к употреблению алкоголя 

    Проблема  борьбы с алкоголизмом актуальна  для большинства стран мира. Можно  без преувеличения сказать, что  алкоголь совершил триумфальное шествие  по планете, и него не существует границ. И как никогда остро стоит  сегодня вопрос о борьбе с алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама  и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая  напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации  населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе  и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза.

    Поэтому необходимо организовать деятельность по оказанию помощи школьникам в предупреждении и преодолении проблемы алкоголизации. Эту функцию в школе выполняют  классный руководитель, воспитатель, психолог и социальный педагог.

    Работа  социального педагога должна быть направлена на профилактику употребления алкоголя и предупреждение развития алкоголизма.

    Особенности алкоголизма у  подростков

    сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для  взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к  алкогольному отравлению. У взрослых вначале бывает этап умеренного потребления  алкоголя, а затем наступает злоупотребление (бытовое пьянство). Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них регулярно бывает тяжелая  алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

    Стремясь  избежать насмешек других членов группы, подростки начинают "тренировать" себя спиртным. При появлении тошноты  и позыва к рвоте они убегают  подальше, чтобы их не увидели, и  после прекращения рвоты снова  присоединяются к сверстникам и  продолжают пить с ними. Некоторые  ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь  возможность пить дальше.

    Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и  нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения  больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

    После передозировок с тяжелыми формами  нарушения сознания возникают амнезии - подросток не может вспомнить  произошедшего или помнит лишь самое  начало выпивки. Раннее появление амнезией - плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия - это всегда следствие  нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия - грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А  если это частое явление, и амнезии  бывают длительными, то тем более. Понятно, что такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

    Пьющих  подростков не пугают случаи передозировок  с последующей амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего  приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно  напиваются "до рвоты" и тяжелого опьянения не из-за того, что сознательно  хотят достичь именно этого эффекта, а из стремления не отставать от других членов группы, среди которых  всегда есть более "опытные" и  более выносливые.

    Хотя  подростков, как правило, не страшат  тяжелое опьянение и его последствия, но не этого эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной воли, не от требований других членов группы, на этом этапе  они вполне могли бы остановиться на той степени опьянения, которая  вызывает у них веселье и активность. Я не слышал от подростков, что им самим хотелось напиться до "полной отключки". Обычно они говорят: "Так получилось, я не знал, все пили, и я пил".

    В результате регулярного потребления  спиртного, утраты рвотного рефлекса и  возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к  нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени  между появлением все новых симптомов  непродолжительны. Многие симптомы возникают  гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых.

    Влечение  к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться  состояние опьянения как состояние  веселья, интересных "приключений". Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их "тянет  на подвиги", и именно это им особенно нравится.

    Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает  и прогрессирует психическая  деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно  отстает от возрастных норм, они  не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей  стадии. Они отстают от сверстников  в общем, физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает  серовато-бледный цвет, вялая, могут  появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как  маленькие старички. У большинства  из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения  и заболевания внутренних органов.

    Структура социально - педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя.

    Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем  посредством изучения развития личности и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребёнком; выявления средств, помогающих ребёнку самостоятельно решить свою проблему.

    Социально- педагогическая деятельность реализуется  в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, также  путём организации различных  сфер жизнедеятельности детей.

    Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие  принципы:

    - индивидуально - личностный подход  к ребёнку;

    - опора на положительные стороны  личности ребёнка;

    - объективность подхода к ребёнку;

    - конфиденциальность.

    Целью социально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации  детей.

    1. Индивидуально - психологический: искажение личностных черт, деформация мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическая запущенность, задержка психического развития.

    2. Индивидуально - соматический: предполагает наличие у ребёнка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Информация о работе Педагогическая психология и теория воспитания