Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать)

А. Адлер утверждал, что  каждому человеку присуще чувство  неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта, и врождённое побуждение – стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида. Учёный пришёл к выводу, что асоциальное  поведение является следствием недоразвития социального чувства. Он отрицал  понимание агрессивности как  неизбежной стороны личности.

Аналогичных взглядов придерживался  и основоположник этологии К. Лоренц. Он считал, что отождествление агрессии с «инстинктом смерти» неверно. Учёный предложил четыре способа, помогающих исправлению людей и преодолению  инстинкта агрессии: переориентирование агрессии на другой объект; сублимацию агрессивного потенциала: разумное и  критическое овладение реакцией воодушевления, которая должна быть направлена на науку и искусство; направленную евгенику – способ, позволяющий  избавиться от агрессивного инстинкта, теоретически возможного, но нежелательного. Так как взаимодействие различных  побуждений очень сложно, то исчезновение одного из них (агрессии), по мнению Лоренца, приведёт к непредсказуемым последствиям.

Джордж Доллард и его коллеги выдвинули фрустрационную теорию, основное положение которой состоит в следующем: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой- либо форме, а движущей силой развития человеческой личности является фрустрация. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические, моральные, духовные препятствия. Вся жизнь заключается в борьбе с ними. Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане; в виде негативизма (у подростков); в виде проявлений садизма и мазохизма; в виде депрессии и гнева. [12, c.117]

Х. Хекхаузен уточнял, что не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации и не всякая фрустрация и не во всех случаях жизни ведёт к агрессии.

К. Левин считал агрессию лишь одной из возможных реакций  человека на фрустрацию.

А.В. Александрова отмечала, что агрессия не проявляется, если человек  успевает найти конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышена пороговая  величина уровня напряжения. В противном  случае продолжающее усиливаться напряжение может вывести человека из состояния  душевного равновесия. Считая агрессию деструктивным и вредным последствием фрустрации Александрова склонна приписывать  ей адаптивные функции.

К. Роджерс связывал агрессивность с уровнем развития самоактуализации, которая в свою очередь связана с адекватностью самооценки человека. Он считал, что агрессивность является одной из психологических защит, к которым вынужден прибегать индивид с целью сохранения положительной самооценки. [30, c.201]

В. Франкл не рассматривает агрессивность как формирующее личностное качество и ограничивается подходом к агрессии как к защитному механизму. Психологи - неофрейдисты, приписывая агрессивности защитный реактивный характер, тем не менее, склонны рассматривать её как приобретённое личностное качество. Аналогичных взглядов на проблему агрессивности в рамках данной теории придерживается Ф.Г. Василюк.

Во фрустрационной теории агрессия понимается как различные модальности и формы поведения, а агрессивность – как приобретённое личностное качество.

А. Бандура представляет схему агрессивного поведения следующим  образом. Агрессия приобретается через биологические факторы (гормоны, особенности нервной системы), научение (непосредственный опыт, наблюдение) и провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги, восхищение), инструкциями (приказы), эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи). Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, механизмами саморегуляции (гордость, вина) Поскольку А. Бандура понимает агрессию как обучаемую форму поведения, тои способы её ослабления он предлагает как ряд процедур по удалению условий, направленных на её подкрепление.

Подытоживая ретроспективный  обзор взглядов, можно дать такое  определение: агрессия есть следствие  инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороной личности, и ослабить её можно путём направления энергии в социально приемлемые формы.

Теория социального изучения сконцентрировала в себе следующие  представления: агрессивность формируется  в течение жизни и в частности  в процессе социализации личности; особенно – в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников. Агрессивное поведение может  выполнять функцию защиты или  адаптации к социальным условиям, а в рамках противоправного поведения  – инструмента воздействия; агрессивность  как психологическое явление  в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида может приводить как  к социально одобряемому поведению, так и к противоправному.

Свою концепцию агрессии и агрессивности имеет мотивационная  теория. Н.Д. Левитов отмечает, что  в некоторых случаях нелегко  установить, является агрессия средством  или целью, но это различие весьма существенно. Он различает «инициативную» и «оборонную» агрессию, а также подчёркивает, что агрессивное состояние может быть открытым, т.е. внешне выраженным в соответствующих действиях, и скрытым, т.е. не реализуемым в агрессивном поведении. [28, c.99]

Р.С. Немов считает, что у человека есть различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением.

«Тенденция к агрессии, пишет он, - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведёт к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных действий». Агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (враждебность, гнев и др.), таки тормозящий (культурные стереотипы, страх наказания, чувство вины и др.) компоненты.

Таким образом, в мотивационной  теории агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а агрессия – есть акт нападения или проявление агрессивности.

Анализ проблем агрессии и агрессивного поведения позволяет  заметить, что на ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.

В психолого-педагогической литературе акцент делается на изучение агрессивности как деятельности, направленной либо против существования  прав и свобод окружающих людей. Либо против самого себя (самоагрессия) и имеющей целью причинения зла, вреда, ущерба. В качестве предмета изучения в исследованиях выступает агрессивность, как комплексное свойство личности, связанное с нарушениями психического развития.

Агрессия рассматривается  как взаимодействие двух субъектов. При этом агрессивное действие трактуется как « субъект – субъектное» взаимодействие, в котором одна сторона «агрессор», а другая «жертва».

В психолого-педагогической и специальной литературе описаны  типы агрессии. Э. Фромм рассматривает агрессию доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия – это биологически адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Злокачественная агрессия – рассматривается как вредная, деструктивная, жестокая. [34, c.102]

М. Мендель различает агрессию, направленную наружу и внутрь.

В.В. Лебединский в зависимости  от направленности выделяет внешнюю  и внутреннюю агрессию. Д. Майерс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную (причинение страданий жертве) и инструментальную (агрессоры нападают на людей. Преследуя цели, не связанные с причинением вреда).

По форме проявления А. Басс и другие исследователи выделяет активную и пассивную агрессию, речевую и физическую.

Многие авторы указывают  на связь агрессивного поведения  с неудовлетворённостью потребностей. А.Бандура, Д.,З. Скорны отмечают, что проявляемая ребёнком агрессивность бывает последствием нереализованной потребности в общении, вызванной эмоциональной холодностью родителей, отсутствием с их стороны сердечности и доброжелательности, чрезмерной суровостью и применением физических наказаний. Нереализованная потребность в признании, вызванная слишком частыми запретами и приказами со стороны взрослых, а также чрезмерным ограничением самостоятельности детей и молодёжи. Многие исследователи называют и другие раздражители [16, с.82-85].

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь  к себе внимание сверстников;

- стремление получить  желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство  другого человека с целью подчеркнуть  своё превосходство.

У детей, как и у взрослых существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя

Вторая – не просто злобное  и враждебное поведение, но и желание  причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения  обычно бывают конфликты, становление  агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребёнка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Ỳ- хромосомами: учёные установили, что она особенно присуща мальчикам.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение  детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие  интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

-- неразвитость игровой  деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях  со сверстниками.

Таблица 1. Классификация  видов агрессии

Разделение по направленности на объект.

Гетероагрессия - направленность на окружающих - убийство, изнасилование, побои, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия – направлена на себя: самоуничтожение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине  появления.

Реактивная агрессия –  ответная реакция на какой-то внешний  раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия –  появляется без видимой причины, под влиянием каких- то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях.

Разделение по целенаправленности.

Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата.

Целевая (мотивированная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение  вреда или ущерба объекту.

Разделение по открытости проявлений.

Прямая агрессия – направляется на объект, вызывающий раздражение, тревогу  или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия – обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение, но более удобные для  проявления агрессии (доступны и безопасны). Например: отец срывает злость на всей семье, придя, домой с работы не в  духе.

Разделение по форме проявлений.

Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых говорит о  наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой. Интонацией голоса и пр.

Физическая – прямое применение морального и физического ущерба противнику.


И.А. Фурманов делит агрессивное  поведение на две формы:

А. Социализированная.

Дети используют агрессию для привлечения внимания. Такое  поведение направлено на получение  эмоционального отклика от других или  отражает стремление к контактам  со сверстниками. Добившись внимания партнёров они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессия носит непроизвольный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными.

Информация о работе Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта