Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Содержание

Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть “Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогическая этика_реферат из интернета.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Этические знания и нравственные  взгляды становятся убеждениями  личности в процессе  социальной  практики  и  под  воздействием  объективных  условий трудовой деятельности.  Требованиям  профессиональной  педагогической  этики отвечает    убеждённость,    органически    сочетающаяся     с     подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе. 

В профессиональной  педагогической  этике  нравственные  чувства  учителя рассматриваются  как  эмоциональная  сторона  его   духовной   деятельности, характеризующая наряду  с  убеждениями  субъективную  моральную  позицию  по отношению  к  профессиональной  деятельности  и участникам  воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования  личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные  чувства учителя можно условно разделить на  несколько групп в соответствии  с отражаемым объектом.  В  группе  чувств,  регулирующих  отношение   педагога   к   свое профессии,  выделяются  чувства  профессионального  долга,  ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя  к  себе как  представителю  педагогической   профессии;   наконец,   особую   группу составляют  чувства,  отражающие  отношение  к  участникам   педагогического процесса.   

Нравственные отношения педагога.  

В основе нравственных отношений  лежат  зависимости  между  предписаниями долженствования и субъективным  восприятием этих  предписания личностью, между личностными и общественными интересами.   Нравственные   отношения регулируются   моральными   принципами,   нормами,   обычаями,   традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные   личностью в процессе её коллективной деятельности. 

Особенность нравственных  отношений  в  том,  что  они  имеют  ценностно- регулятивный  и  непосредственно-оценочный  характер,  то  есть  в  них  всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. 

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения  имеют определённые особенности  –  сферу  учебного  труда,  различного  рода общественной  деятельности   педагогов   и   учащихся,   сферу   внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических  контактов учителей  и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической  среде является  учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном  процессе,  он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д. 

Педагогическая  мораль  признаёт  такие   нормы   взаимоотношений   между воспитателями  и  воспитуемыми,  которые  способствуют  развитию  творческой личности,   формированию   человека,   обладающего   чувством   собственного достоинства.  Важнейшее  условие  положительного  воздействия  педагога   на воспитуемого – сочетание разумной  требовательности  и  доверия  к  нему.  В системе нравственных отношений в  педагогической  среде  очень  важную  роль играет взаимодействие учителя  с  ученическим  коллективом,  которые  должны строиться на основе  взаимопонимания  и  взаимоуважения,  уважения  учителем положительных  традиций  коллектива  и  чувства   собственного   достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит  и  от  влияния  той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.   

Нравственная деятельность педагога.  

Нравственная деятельность педагога, как и  любая  духовная  деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана  с  другими  видами деятельности  и  может  реализовываться  в  различных   предметных   формах: нравственное  просвещение,  организация  нравственного  опыта,  нравственное самовоспитание. 

В процессе  нравственного  просвещения  школьников  педагог  проводит  их ознакомление с основными  проблемами  морали,  критериями  моральной  оценки, раскрывает  возможности  свободы  выбора  нравственного  поступка   и   меру ответственности  личности за своё поведение и т.д. 

Процесс  нравственного  самовоспитания  представляет  собой   не   только формирование  недостающих  привычек,  но  и   ломку   ранее   сформированных негативных установок.   

Педагогический такт как  важный компонент нравственной культуры учителя.  

Переход от нравственного  сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного  творчества – педагогический такт.  Нравственное творчество  учителя  включает  в  себя  ряд   компонентов,   среди   которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в  отношении к  обществу,  педагогической  профессии;  осмысление  сложных  обстоятельств ситуации,  условия  её  возникновения;  необходимость  выбрать  лучший   вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой. 

Педагогический  такт  есть  форма  реализации  педагогической  морали   в деятельности учителя, в которой совпадают  мысль  и  действие.  Такт  –  это  нравственное поведение, включающее предвидение  всех объективных  последствий поступка и субъективного его восприятия; в  такте  проявляется  поиск  более лёгкого и менее болезненного пути к цели.  Педагогический  такт  это  всегда творчество и поиск. 

В числе основных составляющих  элементов  педагогического  такта  учителя можно назвать уважительное отношение к личности,  высокую  требовательность, умение   заинтересованно   слушать   собеседника   и    сопереживать    ему, уравновешенность   и    самообладание,    деловой    тон    в    отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и  чуткость  по  отношению  к людям и т.д.   

Раздел 3. Нравственное воспитание педагога. 

Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога.  

Среди требований, предъявляемых к  педагогической культуре  учителя,  есть общечеловеческие, которые были выработаны  в  ходе  развития  педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние  имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является  нравственное самовоспитание. Ведь  многие  действия  педагога  никем  не  контролируются. Зачастую своим  действиям  и  поступкам  он  сам  даёт  оценку,  сам  же  их корректирует. Поэтому моральный  «барометр»  учителя  –  его  педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени. 

Кодекс   профессиональной   этики   педагога   определяет    совокупность нравственных требований,  вытекающих  из  принципов  и  норм  педагогической морали,  и  регулирует  его  поведение  и  систему  отношений   в   процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса  профессиональной  этики учителя  является  установление  основных  требований,  которые   определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к  ученическому  и педагогическому коллективам и т.д.   

Творческая часть 

“Нравственные аспекты отношений  учителя с родителями учащихся”   

Далее   в   реферате   я   постараюсь   раскрыть    требования    кодекса профессиональной  этики  по  отношению  к   родителям   учащихся   с   целью установления плодотворного педагогического сотрудничества с ними.   

1. Необходимость сотрудничества  педагога и родителей учащихся  в рамках педагогического процесса  

Итак, одна  из  значимых  профессиональных  обязанностей  учителя  –  это  организация  такого  сотрудничества  с  родителями   учащихся,   чтобы   оно дополняло  его  педагогические  действия,  составляя   специфическую   сферу родительского влияния. В систему отношений  “учитель  –  родители  учащихся” учитель  вовлекается   объективной   необходимостью   и   самими   условиями осуществления  педагогического  процесса.  Эта  система  отношений  способна функционировать и без непосредственного контакта её  частников,  потому  что их связывает учащийся как объект взаимного  влияния.  Отношения  “учитель  – родители учащихся” являют  собой  значимый  педагогический  фактор,  который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. 

Осуществление ведущей роли учителя  в сотрудничестве с родителями учащихся представляет  значительную  трудность. Морально-педагогический   фактор   в формировании этих отношений играет важную роль. 

Ещё одно важное обстоятельство, которое  должно  приниматься  во  внимание при изучении нравственных отношений  школы  и  семьи:  школа  или  развивает нравственные  качества  ребёнка,  заложенные  в  семье,  или  вынуждена  его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную  нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования  учителя.   

2. Причины противоречий между  учителем и родителями учащихся 

Между тем, далеко не всегда учителю  удаётся осуществлять ведущую  роль  в сотрудничестве с  родителями  учащихся,  по  той  причине,  что  учитель  не располагает никакой  властью помимо своего  морального  авторитета,  а  также потому, что ему  приходится  налаживать  целесообразные  контакты  с  любыми родителями. Среди других  причин  могут  быть  названы  разобщённость  между учителем  и  родителями  учащихся  или  их   недоброжелательные   отношения. Разобщённость возникает вследствие  отсутствия  контактов,  неопределённости представления учителя  о  родителях  ученика  и  тех,  в  свою  очередь,  об учителе. 

Противоречия между учителем и  родителями  учащихся  возникают  по  разным причинам. В их числе  разобщённость интересов;  большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу;  различие  типов отношений к ребёнку;   различный   уровень   педагогической   квалификации.   Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже. 

Непомерно  большое   количество  обязанностей,   которые   предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки,  в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности,  досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований  свидетельствует  об  особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. 

Различие типов отношений к  ребёнку вытекает из различия институтов  школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические  группы  с многообразными  функциями  и  отношениями.  Представители  различных   групп начинают  взаимодействовать  между  собой,  сохраняя  в  отношении   ученика установившиеся и привычные  (для  своей  группы)  связи  и  стереотипы.  Эти противоречия  усиливаются  в  том  случае,  когда  учитель  – формалист   и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая  с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же  проявляют человеческий  подход  к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная  потребность.  Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику,  учителю же эти  претензии  и  переживания  родителей  покажутся  чрезмерными.  Из-за разной природы подхода к  учащимся  может  возникнуть  недовольство  сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей  деятельности  переживания  и опасения родителей за судьбу своего ребёнка.  Иному  учителю  бывает  сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может  вызвать в семье целый переполох,  волнение  родителей  и  т.д.  Иногда  противоречия подобного  рода  возникают  из-за  различной  информированности  о  ребёнке: родителям более известна жизнь  их  ребёнка  вне  школы,  учителю  же  более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще. 

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также  может вызывать противоречия. Разный  уровень  компетентности  в  понимании  целей, задач и методов воспитания и обучения  порождает  расхождение  во  взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах  обучения и  воспитания,  неуважительно  относиться  к  мнению  другой  стороны,   что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве. 

Причины противоречий между  учителем  и  родителями  учащихся,  способные  помешать  установлению  педагогически  целесообразных  контактов,   содержат факторы, которые часто могут быть смягчены. 

3. Требования к поведению учителя  при установлении им контактов  с родителями учащихся  

Педагогическая  мораль  предусматривает  выявление  таких  требований   к личности  учителя,  которые   являются   педагогически   целесообразными   и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди  них выделяются:  Сознание  и  нравственная  ответственность  перед  родителями  учащихся   за результаты обучения и воспитания.  Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей  ответственности  за организацию  такого  сотрудничества.  Уже   подчёркивалось,   что   родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно  ответственные  за  воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая  целесообразность  этого  требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке  и  учёте  её  в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в  требованиях по отношению  к  ребёнку  между  сторонами.  При  этом  контакты  учителя  с родителями учащихся должны носить  постоянный  характер.  Причины  нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в  области высокой самоуверенности в своих педагогических  возможностях,  равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.  Недопущение   оскорбления   родительских   чувств   необоснованной   оценкой способностей, успеваемости и поведения детей.  Ведь  всякая  небрежность и предвзятость в  суждениях  о  детях  ими  переживается  и  передаётся  своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель  обязан  давать  ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён  о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он  говорит  о  ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников  в  обучении и воспитании.  Повышение авторитета родителей в глазах детей,  умение  оценить  и  показать детям  наиболее  значимые  качества  их  родителей.  Причём   педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной  стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится  прибегать  к  усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое  могло  возникнуть  в  отношениях  между ребёнком  и  его  родителями.  Учитель,  который  смог  повлиять   на   рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.  Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью  улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов  их  родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что  родители могут в чём-то ошибаться,  совершать  непедагогические  действия,  в  чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и  учитель из  соображений  сотрудничества  и  создания   благоприятных   условий   для педагогического процесса должен  помочь  развивать  педагогическую  культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к  их ребёнку.  Однако  при  этом  учитель  не  должен  пытаться  переложить  свои обязанности на родителей,  так  как  этим  он  расписывается  в  собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.  Анализ критических замечаний родителей  учащихся  по  отношению  к  учителю. Педагогическая мораль  требует  от  учителя  доброжелательного  отношения  к замечаниям родителей в его адрес.  Хотя  психологически  учителю  далеко  не всегда приятно бывает слышать  критические  замечания,  так  как  многие  их высказывающие мало осведомлены в педагогике  вообще.  Критика  от  родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель  сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему  необходимо  знать  их мнение о том, правильно ли его  понимают  ученики  и  родители,  имеются  ли промахи  в  организации  педагогического  процесса.  Требовательный  к  себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях  родителей  нечто полезное. Тем более,  что  при  отсутствии  критики  недовольство  родителей сохраняется, приводя  к  взаимному  непониманию  и  недоверию  к  авторитету учителя.  В  конечном  итоге  родители  должны  оценивать  и   положительные качества педагога.   

Информация о работе Педагогическая этика