Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Содержание

Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть “Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Педагогическая этика_реферат из интернета.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Педагогическая этика

Педагогическая  этика 

Содержание  

Нормативная часть 

1. Теоретико-методологические проблемы  педагогической этики. 

2. Педагогическая мораль и её  проявления в деятельности педагога.

3. Нравственное воспитание педагога.  

Творческая часть  “Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся” 

1. Необходимость сотрудничества  педагога и родителей учащихся  в рамках 

педагогического процесса

2. Причины противоречий между  учителем и родителями учащихся

3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов  с родителями учащихся

Заключение 

Список литературы  

Нормативная часть.  

 

Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики. 

Предмет и задачи педагогической этики.  

Профессиональной   этикой   в   общем   называют    кодексы    поведения, обеспечивающие  нравственные  характер  тех  взаимоотношений  между  людьми,которые  вытекают  из   их   профессиональной   деятельности.   Особенностью профессиональной этики является  её  тесная  связь  с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. 

Педагогическая этика  является самостоятельным разделом этической науки  и изучает  особенности педагогической  морали,  выясняет  специфику  реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает  её функции,  специфику  содержания  принципов  и  этических  категорий.   Также педагогической этикой изучается характер нравственной  деятельности  учителя и нравственных отношений в профессиональной  среде,  разрабатываются  основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность  выработанных  в учительской среде специфических  правил  общения,  манер  поведения  и  т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены  на теоретические и прикладные), в числе которых  исследование проблем  методологического  характера,  выяснение   структуры   и   изучения процесса  формирования   нравственных   потребностей   учителя,   разработка специфики   нравственных   аспектов   педагогического    труда,    выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.  

Практическая  деятельность  учителя  не   всегда   соответствует   нормам профессиональной   этики,   что   вызвано   сложностью   и    противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач  педагогической  этики – в изучении  состоянии  нравственного  сознания  педагога.  Для  этой  цели необходимо  располагать  достаточно  корректными  и   научно   обоснованными методами. Универсальные  и  наиболее  распространённые  методы  исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на  выяснение ценностных ориентаций,  мотивационной  сферы личности,  оценочных суждений опрашиваемых.  Этико-социологические методы  позволяют изучить   этическую эрудицию  учителя,  ценностные  ориентации,  нравственную  воспитанность   и характер  коллективных  взаимоотношений.  Можно назвать в числе   методов исследования  педагогической  этики:  метод  «частотных   словарей»,   метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др. 

Среди задач  курса  педагогической  этики  –  поднять  уровень  морально- педагогической  подготовки  учителя  и  вооружить  его  знаниями,  пользуясь которыми,  противоречия  в  учебно-воспитательном  процессе  им  могут  быть решены  более  эффективно.  Изучение  педагогической  этики  даёт  материал, необходимый для анализа педагогического процесса как  процесса  нравственных отношений между его участниками.   

Зарождение и развитие педагогической этики.  

Потребность  общества  передавать  свой  опыт   и   знания   подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного  образования и  породила  особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную  педагогическую деятельность.    Элементы   педагогической   этики   появились   вместе    с возникновением педагогической деятельности как особой общественной  функции.  

Философами античного общества в  своих  работах  высказывались  некоторые суждения по вопросам педагогической  этики.  Например,  Демокрит  говорил  о необходимости   сообразовывать   воспитание   с   природой    ребёнка,    об использовании детской любознательности как  основы  учения,  о  предпочтении средств  убеждения  над  средствами  принуждения;  Платон  исповедовал  идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и  постоянного  контроля  за ними, высокой  оценки  послушания  и  использования  методов  наказания  при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной  важности; но   только   Квинтилиан   впервые   поставил    вопросы    педагогики    на профессиональном уровне –  его  рекомендации  представляли  собой  обобщение педагогического   опыта,   предостерегали    педагога    от    использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности  ребёнка  в процессе учёбы и её результатах. 

В эпоху средневековья  общество  не  интересовали  вопросы  педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В  эпоху  Возрождения эти вопросы получили своё  новое  развитие  –  в  трудах  Монтеня  (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать  “душевные  склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного  принятия  идей  учителя  учеником), Коменского (акцент  на  доброжелательном  отношении  педагога  к  обучаемым, критика  формально-показного  выполнения  учительских  обязанностей),  Локка (уделял   внимание   нравственным   отношениям    между    воспитателем    и воспитанником, выступал против  принуждения и наказаний,  считал  значимым пример собственного поведения учителя). 

Представители французского Просвещения  трактовали  задачи  нравственного воспитания,  формулировали  требования  к  нравственному  облику  учителя  и выдвигали  свои  этические  концепции,  считая  движущей   силой   прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо,  учитель  должен  быть  лишён человеческих пороков  и  в  нравственном  отношении  стоять  выше  общества. Песталоцци считал,  что истинный  педагог должен  уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные  качества,  пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег,  более  глубоко   конкретизировали   требования   к   учителю   и критиковали изолированное от общества  воспитание.  В  частности,  Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное  владение  предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.) 

Качественно новый этап в  развитии этики и вопросов педагогической  морали связан с русскими революционерами-демократами,  обогатившими  и  углубившими  этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание  вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что  воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании  и всестороннем развитии  педагога,  его  твёрдых  и  непогрешимых  убеждениях, уважении прав детей. 

В советское время разработку проблем профессиональной этики  мы находим  у Сухомлинского. Им неоднократно  подчёркивалось,  что  учение  –  это  прежде всего живые  человеческие отношения между педагогом  и  детьми.  Значительный вклад  в разработку  теоретических  и  практических  вопросов  педагогической морали,  изучение  уровня  нравственного  сознания  учителя,   поиск   путей совершенствования нравственных отношений  в  педагогическом  коллективе  был внесён  такими  учёными,  как  Гоноболин,   Кузьмина,   Гришин,   Согомонов, Чернокозовы и др.   

Категории педагогической этики.  

Педагогическая   этика   рассматривает   сущность   основных    категорий  педагогической морали и моральных  ценностей.  Моральными  ценностями  можно назвать систему  представлений  о  добре  и  зле,  справедливости  и  чести, которые  выступают  своеобразной  оценкой   характера   жизненных   явлений, нравственных  достоинств  и  поступков  людей  и   т.п.   К   педагогической деятельности применимы все  основные  моральные понятия,  однако  отдельные понятия отражают  такие черты педагогических  воззрений,  деятельности  и отношений,   которые   выделяют   педагогическую   этику   в    относительно самостоятельный раздел  этики.  Среди этих  категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая  честь  и и педагогический авторитет. 

Справедливость  вообще  характеризует  соответствие  между  достоинствами  людей и их общественным признанием, правами и обязанностями;  педагогическая справедливость имеет специфические черты,  представляя собой своеобразное мерило  объективности учителя,  уровня   его   нравственной   воспитанности (доброты,  принципиальности,  человечности),  проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной  деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя  и  оценка  мер  его воздействия  на  учащихся,  соответствующая  их  реальным   заслугам   перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том,  что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у  педагога  и  учащихся на разных  уровнях  нравственной  зрелости;  в  том,  что  определение  меры объективности зависит от педагога  в  большей  степени;  в  том,  что  общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной  самозащитой; наконец,  в  том,   что   педагогически   необходимое,   запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. 

Профессиональный  педагогический  долг  –  одна  из  важнейших  категорий педагогической  этики.  В  этом  понятии  концентрируются  представления   о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых  обществом  к личности учителя, к выполнению профессиональных  обязанностей:  осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно  интеллектуальные,  правильно строить  взаимоотношения  с  учащимися,  их  родителями  (рассмотрение  этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами  по  работе,  глубоко осознавать  свой   отношение   к   выбранной   профессии,   ученическому   и педагогическому коллективу и обществу  в  целом.  Основой  профессионального педагогического  долга  являются  объективные   и   актуальные   потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В  профессиональном долге  педагога  запрограммирована  необходимость  творческого  отношения  к своему труду,  особая  требовательность  к  себе,  стремление  к  пополнению профессиональных   знаний   и    повышению    педагогического    мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся  и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. 

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее  не  только осознание  учителем  своей  значимости,   но   и   общественное   признание, общественное уважение  его  моральных  заслуг  и  качеств.  Высоко  развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства  в  профессии  педагога выделяется отчётливо.  Если  учителем  в  своём поведении и межличностных отношениях  нарушаются  требования,   предъявляемые   обществом   к   идеалу педагога,   то   соответственно   им   демонстрируется    пренебрежение    к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная  оценка его  реальных  профессиональных   достоинств,   проявляющихся   в   процессе выполнения им профессионального долга. 

Наконец, педагогический авторитет  учителя – это его  моральный  статус  в коллективе учащихся и  коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует  поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от  предшествующей морально-этической и психолого-педагогической  подготовки  учителя.  Уровень его определяется  глубиной  знаний,  эрудицией,  мастерством,  отношением  к работе и т.д.  

Раздел 2. Педагогическая мораль и  её проявления в деятельности педагога.

Сущности и функции педагогической морали.  

Педагогическая мораль представляет собой систему общих  и  частных  норм, правил и обычаев, находящихся между собой в  сложных  взаимоотношениях.  Для того, чтобы эффективно регулировать поведение  учителя,  система  требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью,  то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое. 

Педагогическая   мораль   –   это   система   нравственных    требований, предъявляемых к учителю  в его отношении к самому себе, к своей профессии,  к обществу, к детям и остальным  участникам  учебно-воспитательного  процесса. Она выступает  одним  из  регуляторов  поведения  учителя  в  педагогическом труде.  Система  требований  педагогической   морали   является   выражением профессионального  долга  учителя,  его  нравственных   обязанностей   перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием. 

Общая норма  педагогической  морали  является  широким  и  содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и  представляет  наиболее широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду,  учащимся  и их родителям, коллегам, что даёт общее направление  его  поведению.  Частная нравственно-педагогическая норма  обобщает  более  узкий  круг  отношений  и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма  требования, заключённого в той или иной общей форме.   

Нравственное сознание педагога.  

Нравственным  сознанием  называется  осознание  норм  своего   поведения, характера  взаимоотношений  в  обществе  и  ценности  качеств   человеческой личности,  что закрепляется  во  взглядах,   представлениях,   чувствах   и привычках.   Общественное   сознание   даёт   обобщённое   теоретическое   и идеологическое   обоснование   морали   как   общественного    явления;    в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика  той  среды, с которой человек постоянно взаимодействует. 

Нравственные взгляды учителя  характеризуются  полнотой  и  устойчивостью. Одним из элементов  нравственного  сознания  учителя  является  осознание  им нравственных ценностей и  осмысление  того,  как  осуществляется  восприятие этих  ценностей  его  воспитанниками.  Основой   формирования   нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм  морали  и  их специфического отражения в педагогической деятельности. 

Педагогическая этика рассматривает  нравственные убеждения  как  моральные  знания,  ставшие  нормой  поведения  учителя,  его  собственной  позицией  в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам,  учащимся  и их родителям.  Учитель не может ограничиваться знанием нравственных  норм  и принципов,  хотя  они и   являются   условием   правильной   ориентации   в действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные  убеждения, являющиеся предпосылкой   для   активной   сознательной   деятельности   по целенаправленному формированию личности воспитанника. 

Информация о работе Педагогическая этика