Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:00, реферат
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Причины противоречий
между учителем и родителями учащихся,
способные помешать установлению педагогически
целесообразных контактов, содержат факторы,
которые часто могут быть смягчены.
3. Требования к
поведению учителя при
Педагогическая мораль
предусматривает выявление
Сознание и нравственная
ответственность перед
Поиск контактов
с родителями учащихся и осознание
своей ответственности за организацию
такого сотрудничества. Уже подчёркивалось,
что родители учащихся и учитель
– это две стороны, взаимно
ответственные за воспитание ребёнка
перед обществом. Педагогическая целесообразность
этого требования основана на необходимости
всесторонней информации о ребёнке
и учёте её в работе учителя, а
также на необходимости преодоления
разнобоя в требованиях по отношению
к ребёнку между сторонами. При
этом контакты учителя с родителями
учащихся должны носить постоянный характер.
Причины нежелания учителя
Недопущение оскорбления
родительских чувств необоснованной оценкой
способностей, успеваемости и поведения
детей. Ведь всякая небрежность и
предвзятость в суждениях о детях
ими переживается и передаётся своим
родителям, которые чутко реагируют
на это. Учитель обязан давать ученикам
только объективную характеристику.
Когда классный руководитель осведомлён
о семейных устоях и умеет понять
родительские чувства, он говорит о
ребёнке уважительно и со знанием
дела, приобретая в родителях союзников
в обучении и воспитании.
Повышение авторитета
родителей в глазах детей, умение
оценить и показать детям наиболее
значимые качества их родителей. Причём
педагогическая целесообразность этого
велика – учитель приобщает детей
к важной стороне нравственности,
заставляет их задуматься, с какими
интересными и уважаемыми людьми
они живут. Иногда учителю, правда, приходится
прибегать к усилиям, дабы преодолеть
отчуждение, которое могло возникнуть
в отношениях между ребёнком и
его родителями. Учитель, который
смог повлиять на рост авторитета родителей
в глазах своих детей, поднимает
и свой авторитет.
Тактичное предъявление
необходимых требований к родителям
с целью улучшения воспитания
детей и совершенствования
Анализ критических
замечаний родителей учащихся по
отношению к учителю. Педагогическая
мораль требует от учителя доброжелательного
отношения к замечаниям родителей
в его адрес. Хотя психологически
учителю далеко не всегда приятно
бывает слышать критические замечания,
так как многие их высказывающие
мало осведомлены в педагогике вообще.
Критика от родителей учащихся приобретает
более конкретный и деловой характер,
когда учитель сам организует
родителей на неё, убедив их в том,
что ему необходимо знать их мнение
о том, правильно ли его понимают
ученики и родители, имеются ли
промахи в организации
Заключение
Выделение в системе
нравственных отношений подсистему
«учитель – родители учащихся» исходит
из того, что семья является бесспорно
важнейшим источником формирования
нравственных позиций ребёнка, закрепления
его нравственно-
Характер взаимоотношений
родителей и учителей нельзя представлять
как полное взаимопонимание и
бесконфликтное содружество, несмотря
на общность их целей и задач. Педагогу
важно наладить контакт с родителями
учащихся, сделать их союзниками в
деле воспитания. В оптимальном варианте
педагог должен стать частью семейной
микросреды (как ближайший советчик
родителей в вопросах обучения и
воспитания их детей), а родители ученика
– частью его школьной микросреды
(как участники общего педагогического
процесса).
Список литературы
1. В. Писаренко,
И. Писаренко. Педагогическая
этика. Минск, 1986
2. И. Чернокозов. Профессиональная
этика учителя. Киев, 1988
3. В. Чернокозова,
И. Чернокозов. Этика учителя.
Киев, 1973
4. Ю.Азаров. Искусство
воспитывать. М, 1978
5. Э. Гришин. Книга
для учителя. Владимир, 1976
6. Я.Котигер, В.Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.