Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Содержание

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.

Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 29.60 Кб (Скачать)

Нравственное сознание педагога. 

Нравственным сознанием  называется осознание норм своего поведения, характера взаимоотношений в  обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует. 

Нравственные взгляды  учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из элементов  нравственного сознания учителя  является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как  осуществляется восприятие этих ценностей  его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения  в педагогической деятельности. 

Педагогическая этика  рассматривает нравственные убеждения  как моральные знания, ставшие  нормой поведения учителя, его собственной  позицией в системе отношений  к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.  Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности –  он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для  активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. 

Этические знания и  нравственные  взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически  сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью  к себе. 

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются  как эмоциональная сторона его  духовной деятельности, характеризующая  наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению  к профессиональной деятельности и  участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают  как средство формирования личности и как одна из задач нравственного  воспитания. Нравственные чувства учителя  можно условно разделить на несколько  групп в соответствии с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального  долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как  представителю педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса. 

Нравственные отношения  педагога. 

В основе нравственных отношений лежат зависимости  между предписаниями долженствования  и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными  и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое  признание и усвоенные  личностью  в процессе её коллективной деятельности. 

Особенность нравственных отношений в том, что они имеют  ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный  характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей  функции регулирования и контроля. 

В педагогической среде  выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности  – сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов  и учащихся, сферу внешкольных  контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом  нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами  и т.д. 

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений  между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего  чувством собственного достоинства. Важнейшее  условие положительного воздействия  педагога на воспитуемого – сочетание  разумной требовательности и доверия  к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде  очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит  и от влияния той ближайшей  микросреды, в которой живут и  воспитываются дети.  

Нравственная деятельность педагога. 

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной  самостоятельностью, тесно связана  с другими видами деятельности и  может реализовываться в различных  предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. 

В процессе нравственного  просвещения школьников педагог  проводит их ознакомление с основными  проблемами морали, критериями моральной  оценки, раскрывает возможности свободы  выбора нравственного поступка и  меру ответственности личности за своё поведение и т.д. 

Процесс нравственного  самовоспитания представляет собой  не только формирование недостающих  привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.  

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя. 

Переход от нравственного  сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного  творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди  которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств  ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид  поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.  

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в  которой совпадают мысль и  действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение  всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск  более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это  всегда творчество и поиск. 

В числе основных составляющих элементов педагогического  такта учителя можно назвать  уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно  слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и  чуткость по отношению к людям  и т.д. 

Раздел 3. Нравственное воспитание педагога. 

Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики  педагога. 

Среди требований, предъявляемых  к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического  труда свои особенности и влияние  имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой  является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем  не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени. 

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение  и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной  из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам  и т.д.  

Творческая часть 

“Нравственные аспекты  отношений учителя с родителями учащихся” 

Далее в реферате я постараюсь раскрыть требования кодекса  профессиональной этики по отношению  к родителям учащихся с целью  установления плодотворного педагогического  сотрудничества с ними. 

1. Необходимость  сотрудничества педагога и родителей  учащихся в рамках педагогического  процесса 

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя  – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно  дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу  родительского влияния. В систему  отношений “учитель – родители учащихся” учитель вовлекается  объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического  процесса. Эта система отношений  способна функционировать и без  непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся как объект взаимного влияния. Отношения  “учитель – родители учащихся”  являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое  воздействие на нравственную жизнь  учащихся.  

Осуществление ведущей  роли учителя в сотрудничестве с  родителями учащихся представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в формировании этих отношений играет важную роль. 

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений  школы и семьи: школа или развивает  нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его  перевоспитывать. В обоих случаях  педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать  нравственно-педагогические требования учителя.  

2. Причины противоречий  между учителем и родителями  учащихся 

Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в сотрудничестве с  родителями учащихся, по той причине, что учитель не располагает никакой  властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с  любыми родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость  между учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения. Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости представления учителя о родителях  ученика и тех, в свою очередь, об учителе. 

Противоречия между  учителем и родителями учащихся возникают  по разным причинам. В их числе разобщённость  интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь конкретизировать эти аспекты ниже. 

Непомерно большое  количество обязанностей, которые предъявляются  сторонами в самой общей форме  без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует  об особом статусе учителя, высоком  уровне ожиданий от него. 

Различие типов  отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи  – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и  отношениями. Представители различных  групп начинают взаимодействовать  между собой, сохраняя в отношении  ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в  том случае, когда учитель –  формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют  человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут  соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания  родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к  учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей  за судьбу своего ребёнка. Иному учителю  бывает сложно встать на место родителей  и осознать, что приглашение в  школу может вызвать в семье  целый переполох, волнение родителей  и т.д. Иногда противоречия подобного  рода возникают из-за различной информированности  о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю  же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе  вообще. 

Разный уровень  педагогической подготовки родителей  и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и  методов воспитания и обучения порождает  расхождение во взглядах, создаёт  у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и  воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость  в сотрудничестве. 

Информация о работе Педагогическая этика