Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:00, реферат
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Нравственное сознание
педагога.
Нравственным сознанием
называется осознание норм своего поведения,
характера взаимоотношений в
обществе и ценности качеств человеческой
личности, что закрепляется во взглядах,
представлениях, чувствах и привычках.
Общественное сознание даёт обобщённое
теоретическое и идеологическое обоснование
морали как общественного явления; в индивидуальном
нравственном сознании отражается ещё
и специфика той среды, с которой человек
постоянно взаимодействует.
Нравственные взгляды
учителя характеризуются
Педагогическая этика
рассматривает нравственные убеждения
как моральные знания, ставшие
нормой поведения учителя, его собственной
позицией в системе отношений
к обществу, своей профессии, труду,
коллегам, учащимся и их родителям.
Учитель не может ограничиваться
знанием нравственных норм и принципов,
хотя они и являются условием правильной
ориентации в действительности –
он должен иметь твёрдые идейно-
Этические знания и
нравственные взгляды становятся
убеждениями личности в процессе
социальной практики и под воздействием
объективных условий трудовой деятельности.
Требованиям профессиональной педагогической
этики отвечает убеждённость, органически
сочетающаяся с подлинной сознательностью,
принципиальностью и
В профессиональной
педагогической этике нравственные
чувства учителя
Нравственные отношения
педагога.
В основе нравственных
отношений лежат зависимости
между предписаниями
Особенность нравственных
отношений в том, что они имеют
ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный
характер, то есть в них всё основано
на моральной оценке, выполняющей
функции регулирования и
В педагогической среде
выделяются сферы, в которых нравственные
отношения имеют определённые особенности
– сферу учебного труда, различного
рода общественной деятельности педагогов
и учащихся, сферу внешкольных
контактов, общего досуга, сферу педагогических
контактов учителей и др. Субъектом
нравственных отношений в педагогической
среде является учитель. Будучи основным
звеном в учебно-воспитательном процессе,
он осуществляет самое широкое взаимодействие
с учащимися, их родителями, коллегами
и т.д.
Педагогическая мораль
признаёт такие нормы взаимоотношений
между воспитателями и
Нравственная деятельность
педагога.
Нравственная деятельность
педагога, как и любая духовная
деятельность, обладает относительной
самостоятельностью, тесно связана
с другими видами деятельности и
может реализовываться в
В процессе нравственного
просвещения школьников педагог
проводит их ознакомление с основными
проблемами морали, критериями моральной
оценки, раскрывает возможности свободы
выбора нравственного поступка и
меру ответственности личности за своё
поведение и т.д.
Процесс нравственного
самовоспитания представляет собой
не только формирование недостающих
привычек, но и ломку ранее сформированных
негативных установок.
Педагогический такт
как важный компонент нравственной
культуры учителя.
Переход от нравственного
сознания к нравственной практике включает
в себя особый элемент нравственного
творчества – педагогический такт.
Нравственное творчество учителя включает
в себя ряд компонентов, среди
которых важнейшими являются такие,
как осмысление нормы и её значимости
в отношении к обществу, педагогической
профессии; осмысление сложных обстоятельств
ситуации, условия её возникновения;
необходимость выбрать лучший вид
поступка в соответствии с нравственно-педагогической
нормой.
Педагогический такт
есть форма реализации педагогической
морали в деятельности учителя, в
которой совпадают мысль и
действие. Такт – это нравственное
поведение, включающее предвидение
всех объективных последствий
В числе основных
составляющих элементов педагогического
такта учителя можно назвать
уважительное отношение к личности,
высокую требовательность, умение заинтересованно
слушать собеседника и
Раздел 3. Нравственное
воспитание педагога.
Нравственное самовоспитание
педагога. Кодекс профессиональной этики
педагога.
Среди требований, предъявляемых
к педагогической культуре учителя,
есть общечеловеческие, которые были
выработаны в ходе развития педагогической
практики. Но в сфере педагогического
труда свои особенности и влияние
имеет и моральная регуляция,
неотъемлемым элементом которой
является нравственное самовоспитание.
Ведь многие действия педагога никем
не контролируются. Зачастую своим действиям
и поступкам он сам даёт оценку, сам же
их корректирует. Поэтому моральный «барометр»
учителя – его педагогическая совесть
– должен быть чувствительным в высокой
степени.
Кодекс профессиональной
этики педагога определяет совокупность
нравственных требований, вытекающих
из принципов и норм педагогической
морали, и регулирует его поведение
и систему отношений в процессе
педагогической деятельности. Одной
из основ кодекса профессиональной
этики учителя является установление
основных требований, которые определяют
отношение учителя к самому себе,
к педагогическому труду, к ученическому
и педагогическому коллективам
и т.д.
Творческая часть
“Нравственные аспекты
отношений учителя с родителями
учащихся”
Далее в реферате
я постараюсь раскрыть требования кодекса
профессиональной этики по отношению
к родителям учащихся с целью
установления плодотворного педагогического
сотрудничества с ними.
1. Необходимость
сотрудничества педагога и
Итак, одна из значимых
профессиональных обязанностей учителя
– это организация такого сотрудничества
с родителями учащихся, чтобы оно
дополняло его педагогические действия,
составляя специфическую сферу
родительского влияния. В систему
отношений “учитель – родители
учащихся” учитель вовлекается
объективной необходимостью и самими
условиями осуществления
Осуществление ведущей
роли учителя в сотрудничестве с
родителями учащихся представляет значительную
трудность. Морально-педагогический фактор
в формировании этих отношений играет
важную роль.
Ещё одно важное обстоятельство,
которое должно приниматься во внимание
при изучении нравственных отношений
школы и семьи: школа или развивает
нравственные качества ребёнка, заложенные
в семье, или вынуждена его
перевоспитывать. В обоих случаях
педагог должен знать семейную нравственную
ситуацию, а родители – знать
нравственно-педагогические требования
учителя.
2. Причины противоречий
между учителем и родителями
учащихся
Между тем, далеко не
всегда учителю удаётся осуществлять
ведущую роль в сотрудничестве с
родителями учащихся, по той причине,
что учитель не располагает никакой
властью помимо своего морального авторитета,
а также потому, что ему приходится
налаживать целесообразные контакты с
любыми родителями. Среди других причин
могут быть названы разобщённость
между учителем и родителями учащихся
или их недоброжелательные отношения.
Разобщённость возникает
Противоречия между
учителем и родителями учащихся возникают
по разным причинам. В их числе разобщённость
интересов; большое число обязанностей,
которые предъявляются
Непомерно большое
количество обязанностей, которые предъявляются
сторонами в самой общей форме
без учёта возможностей и обстановки,
в силу их невыполнимости на практике
ведут к непониманию, неблагодарности,
досаде. С другой стороны, повышенный
уровень требований свидетельствует
об особом статусе учителя, высоком
уровне ожиданий от него.
Различие типов
отношений к ребёнку вытекает
из различия институтов школы и семьи
– они представляют собой разные
социально-психологические
Разный уровень
педагогической подготовки родителей
и учителя также может вызывать
противоречия. Разный уровень компетентности
в понимании целей, задач и
методов воспитания и обучения порождает
расхождение во взглядах, создаёт
у учителя неоправданное