Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:00, реферат

Описание работы

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Содержание

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.

Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 29.60 Кб (Скачать)

Реферат: Педагогическая этика 

Педагогическая этика 

Содержание 

Нормативная часть 
 

1. Теоретико-методологические  проблемы педагогической этики. 

2. Педагогическая  мораль и её проявления в  деятельности педагога. 

3. Нравственное воспитание  педагога. 
 

Творческая часть 

“Нравственные аспекты  отношений учителя с родителями учащихся” 

1. Необходимость  сотрудничества педагога и родителей  учащихся в рамках 

 педагогического  процесса 

2. Причины противоречий  между учителем и родителями  учащихся 

3. Требования к  поведению учителя при установлении  им контактов 

 с родителями  учащихся 

Заключение 

Список литературы 

Нормативная часть. 

Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики. 

Предмет и задачи педагогической этики. 

Профессиональной  этикой в общем называют кодексы  поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между  людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с  деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей  теорией морали.  

Педагогическая этика  является самостоятельным разделом этической науки и изучает  особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих  принципов нравственности в сфере  педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов  и этических категорий. Также  педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя  и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического  этикета, представляющего собой  совокупность выработанных в учительской  среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально  занимающихся обучением и воспитанием. 

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены  на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление  предъявляемых требований к нравственному  облику педагога и т.д.  

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует  нормам профессиональной этики, что  вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики  – в изучении состоянии нравственного  сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными  и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного  мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы  личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют  изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать  в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др. 

Среди задач курса  педагогической этики – поднять  уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в  учебно-воспитательном процессе им могут  быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического  процесса как процесса нравственных отношений между его участниками. 

Зарождение и развитие педагогической этики. 

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему  школьного образования и породила особый вид общественно необходимой  деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.  Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.  

Философами античного  общества в своих работах высказывались  некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о  необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании  детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения  над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости  подчинения детей воле воспитателя  и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования  методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом  государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы  педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического  опыта, предостерегали педагога от использования  принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка  в процессе учёбы и её результатах. 

В эпоху средневековья  общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии  в вопросах обучения. В эпоху Возрождения  эти вопросы получили своё новое  развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении  педагога к обучаемым, критика формально-показного  выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя). 

Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного  воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя  и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.) 

Качественно новый  этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова  – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании  и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. 

В советское время  разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что  учение – это прежде всего живые  человеческие отношения между педагогом  и детьми. Значительный вклад в  разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования  нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др. 

Категории педагогической этики. 

Педагогическая этика  рассматривает сущность основных категорий  педагогической морали и моральных  ценностей. Моральными ценностями можно  назвать систему представлений  о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных  явлений, нравственных достоинств и  поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные  понятия отражают такие черты  педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный  раздел этики. Среди этих категорий  – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет. 

Справедливость вообще характеризует соответствие между  достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет  специфические черты, представляя  собой своеобразное мерило объективности  учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках  поступках учащихся, их отношения  к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер  его воздействия на учащихся, соответствующая  их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё  находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности  зависит от педагога в большей  степени; в том, что общей моральной  оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в  том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может  не осознаваться учениками. 

Профессиональный  педагогический долг – одна из важнейших  категорий педагогической этики. В  этом понятии концентрируются представления  о совокупности требований и моральных  предписаний, предъявляемых обществом  к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно  интеллектуальные, правильно строить  взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни. 

Профессиональная  честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его  моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства  в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём  поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые  обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется  пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя  – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся  в процессе выполнения им профессионального  долга. 

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его  моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма  дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет  зависит от предшествующей морально-этической  и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. 

Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога. 

Сущности и функции  педагогической морали. 

Педагогическая мораль представляет собой систему общих  и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в  сложных взаимоотношениях. Для того, чтобы эффективно регулировать поведение  учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.  

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в  его отношении к самому себе, к  своей профессии, к обществу, к  детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она  выступает одним из регуляторов  поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального  долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим  призванием. 

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее широкое  требование в отношении учителя  к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов поведения  учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той или иной общей форме. 

Информация о работе Педагогическая этика