Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:00, реферат
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Реферат: Педагогическая
этика
Педагогическая этика
Содержание
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические
проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая
мораль и её проявления в
деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание
педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты
отношений учителя с родителями
учащихся”
1. Необходимость
сотрудничества педагога и
педагогического
процесса
2. Причины противоречий
между учителем и родителями
учащихся
3. Требования к
поведению учителя при
с родителями
учащихся
Заключение
Список литературы
Нормативная часть.
Раздел 1. Теоретико-методологические
проблемы педагогической этики.
Предмет и задачи
педагогической этики.
Профессиональной
этикой в общем называют кодексы
поведения, обеспечивающие нравственные
характер тех взаимоотношений между
людьми, которые вытекают из их профессиональной
деятельности. Особенностью профессиональной
этики является её тесная связь с
деятельностью членов конкретной группы
и неразрывное единство с общей
теорией морали.
Педагогическая этика
является самостоятельным разделом
этической науки и изучает
особенности педагогической морали,
выясняет специфику реализации общих
принципов нравственности в сфере
педагогического труда, раскрывает
её функции, специфику содержания принципов
и этических категорий. Также
педагогической этикой изучается характер
нравственной деятельности учителя
и нравственных отношений в профессиональной
среде, разрабатываются основы педагогического
этикета, представляющего собой
совокупность выработанных в учительской
среде специфических правил общения,
манер поведения и т.п. людей, профессионально
занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической
этикой стоит целый ряд насущных
задач (которые могут быть разделены
на теоретические и прикладные),
в числе которых исследование
проблем методологического
Практическая деятельность
учителя не всегда соответствует
нормам профессиональной этики, что
вызвано сложностью и противоречиями
педагогической практики, поэтому одна
из важных задач педагогической этики
– в изучении состоянии нравственного
сознания педагога. Для этой цели необходимо
располагать достаточно корректными
и научно обоснованными методами.
Универсальные и наиболее распространённые
методы исследования общественного
мнения в области педагогической
этики направлены на выяснение ценностных
ориентаций, мотивационной сферы
личности, оценочных суждений опрашиваемых.
Этико-социологические методы позволяют
изучить этическую эрудицию учителя,
ценностные ориентации, нравственную
воспитанность и характер коллективных
взаимоотношений. Можно назвать
в числе методов исследования
педагогической этики: метод «частотных
словарей», метод этического практикума,
контент-анализ, метод общественной
аттестации и др.
Среди задач курса
педагогической этики – поднять
уровень морально-
Зарождение и развитие
педагогической этики.
Потребность общества
передавать свой опыт и знания подрастающим
поколениям вызвала к жизни систему
школьного образования и
Философами античного
общества в своих работах высказывались
некоторые суждения по вопросам педагогической
этики. Например, Демокрит говорил о
необходимости сообразовывать воспитание
с природой ребёнка, об использовании
детской любознательности как основы
учения, о предпочтении средств убеждения
над средствами принуждения; Платон
исповедовал идею необходимости
подчинения детей воле воспитателя
и постоянного контроля за ними,
высокой оценки послушания и использования
методов наказания при
В эпоху средневековья
общество не интересовали вопросы педагогической
этики ввиду доминирования
Представители французского
Просвещения трактовали задачи нравственного
воспитания, формулировали требования
к нравственному облику учителя
и выдвигали свои этические концепции,
считая движущей силой прогресса просвещение,
науку и разум. Как полагал Руссо, учитель
должен быть лишён человеческих пороков
и в нравственном отношении стоять выше
общества. Песталоцци считал, что истинный
педагог должен уметь в любом ребёнке
обнаружить и развить положительные личностные
качества, пропагандировал идеи трудового
и нравственного воспитания. Немецкие
просветители, такие как Дистервег, более
глубоко конкретизировали требования
к учителю и критиковали изолированное
от общества воспитание. В частности, Дистервег
сформулировал чёткие требования к учителю
(совершенное владение предметом, любовь
к профессии и детям, бодрость, оптимизм,
работа над собой и т.д.)
Качественно новый
этап в развитии этики и вопросов
педагогической морали связан с русскими
революционерами-демократами, обогатившими
и углубившими этические идеи
деятелей Просвещения. В частности,
большое внимание вопросам педагогической
морали уделено у Добролюбова
– он доказывает, что воспитание
должно основываться не на авторитете
подавления, а на высоком образовании
и всестороннем развитии педагога,
его твёрдых и непогрешимых убеждениях,
уважении прав детей.
В советское время
разработку проблем профессиональной
этики мы находим у Сухомлинского.
Им неоднократно подчёркивалось, что
учение – это прежде всего живые
человеческие отношения между педагогом
и детьми. Значительный вклад в
разработку теоретических и практических
вопросов педагогической морали, изучение
уровня нравственного сознания учителя,
поиск путей совершенствования
нравственных отношений в педагогическом
коллективе был внесён такими учёными,
как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов,
Чернокозовы и др.
Категории педагогической
этики.
Педагогическая этика
рассматривает сущность основных категорий
педагогической морали и моральных
ценностей. Моральными ценностями можно
назвать систему представлений
о добре и зле, справедливости
и чести, которые выступают своеобразной
оценкой характера жизненных
явлений, нравственных достоинств и
поступков людей и т.п. К педагогической
деятельности применимы все основные
моральные понятия, однако отдельные
понятия отражают такие черты
педагогических воззрений, деятельности
и отношений, которые выделяют педагогическую
этику в относительно самостоятельный
раздел этики. Среди этих категорий
– профессиональный педагогический
долг, педагогическая справедливость,
педагогическая честь и и педагогический
авторитет.
Справедливость вообще
характеризует соответствие между
достоинствами людей и их общественным
признанием, правами и обязанностями;
педагогическая справедливость имеет
специфические черты, представляя
собой своеобразное мерило объективности
учителя, уровня его нравственной воспитанности
(доброты, принципиальности, человечности),
проявляющейся в его оценках
поступках учащихся, их отношения
к учёбе, общественно полезной деятельности
и т.д. Справедливость это нравственное
качество учителя и оценка мер
его воздействия на учащихся, соответствующая
их реальным заслугам перед коллективом.
Специфика педагогической справедливости
заключается в том, что оценка
действия и ответная реакция на неё
находятся у педагога и учащихся
на разных уровнях нравственной зрелости;
в том, что определение меры объективности
зависит от педагога в большей
степени; в том, что общей моральной
оценке подвергается взаимодействие сторон
с неравной самозащитой; наконец, в
том, что педагогически необходимое,
запрограммированное педагогом, может
не осознаваться учениками.
Профессиональный
педагогический долг – одна из важнейших
категорий педагогической этики. В
этом понятии концентрируются
Профессиональная
честь в педагогике – это понятие,
выражающее не только осознание учителем
своей значимости, но и общественное
признание, общественное уважение его
моральных заслуг и качеств. Высоко
развитое осознание индивидуальной
чести и личного достоинства
в профессии педагога выделяется
отчётливо. Если учителем в своём
поведении и межличностных
Наконец, педагогический
авторитет учителя – это его
моральный статус в коллективе учащихся
и коллег, это своеобразная форма
дисциплины, при помощи которой авторитетный
и уважаемый учитель регулирует
поведение воспитуемых, влияет на их
убеждения. Педагогический авторитет
зависит от предшествующей морально-этической
и психолого-педагогической подготовки
учителя. Уровень его определяется
глубиной знаний, эрудицией, мастерством,
отношением к работе и т.д.
Раздел 2. Педагогическая
мораль и её проявления в деятельности
педагога.
Сущности и функции
педагогической морали.
Педагогическая мораль
представляет собой систему общих
и частных норм, правил и обычаев,
находящихся между собой в
сложных взаимоотношениях. Для того,
чтобы эффективно регулировать поведение
учителя, система требований педагогической
морали должна обладать внутренней согласованностью,
то есть общие и частные нормы,
правила и обычаи должны составлять
единое целое.
Педагогическая мораль
– это система нравственных требований,
предъявляемых к учителю в
его отношении к самому себе, к
своей профессии, к обществу, к
детям и остальным участникам
учебно-воспитательного
Общая норма педагогической
морали является широким и содержательным
требованием, охватывает наиболее типичные
ситуации и представляет наиболее широкое
требование в отношении учителя
к педагогическому труду, учащимся
и их родителям, коллегам, что даёт
общее направление его