Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ Выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки.
ОБЪЕКТ Патриотическое воспитание младших школьников.
ПРЕДМЕТ Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки.
ЗАДАЧИ
1) Изучить особенности патриотического воспитания и его особенности в работе с младшими школьниками;
2) Охарактеризовать средства воспитания уроков музыки, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников;
3) Проанализировать программу «Музыка» (1-3 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников…5
1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы…..5
2. Возрастные особенности младших школьников…………………..…..14
Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы…17
1. Воспитание среды урока музыки………………………………….……..17
2. Воспитание патриотизма на уроке музыки……………………….……24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 55.47 Кб (Скачать)

 

      Заключение 

     В сегодняшней социальной ситуации в  нашей стране, когда политика государства  направлена на возрождение духовных ценностей,  большое значение приобретает  патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

     Идеологической  основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации.  Сущность  патриотического  воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

     В  повседневной жизни мы не встречаемся  с мерой, с помощью которой  можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

     Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

     Патриотизм  как возвышенное чувство, незаменимая  ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

     Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; 
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; 
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия;
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания. 

     Возрастные  психологические особенности детей  младшего школьного возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:

    • способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
    • интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;
    • эмоционально-выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость;
    • способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

     Уроки эстетического цикла, и музыка в  частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

     Патриотическое  воспитание должно гармонично сочетаться с  приобщением учащихся  к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система  должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть  нечутким к трагедиям отечества и народа.

 

      Список литературы 

  1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение  1999.130.С.
  2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений - Москва, 1991.  309.С.
  3. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.
  4. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.
  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.
  6. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.
  7. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.
  8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.
  9. “Искусство в школе 1994 № 2 С.11
  10. Назаров Л. Введение в песенный фольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22.  2000 № 1 С.15.
  11. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с.
  12. Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 2001.- 310.с.
  13. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-89.с.
  14. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-150.с.
  15. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 1995. — 271 с.
  16. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки