Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 14:23, курсовая работа
ЦЕЛЬ Выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников на уроках музыки.
ОБЪЕКТ Патриотическое воспитание младших школьников.
ПРЕДМЕТ Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки.
ЗАДАЧИ
1) Изучить особенности патриотического воспитания и его особенности в работе с младшими школьниками;
2) Охарактеризовать средства воспитания уроков музыки, способствующие патриотическому воспитанию младших школьников;
3) Проанализировать программу «Музыка» (1-3 классы) как педагогическое условие патриотического воспитания.
Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания школьников…5
1. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы…..5
2. Возрастные особенности младших школьников…………………..…..14
Глава 2. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы…17
1. Воспитание среды урока музыки………………………………….……..17
2. Воспитание патриотизма на уроке музыки……………………….……24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………30
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству (6).
В связи с этим мнением стиль учителя при организации воспитательно-образовательного процесса правомерно учитывать замечание Е.А. Ануфриева о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота (12).
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.
Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношения человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество, охватывающее все три группы, проявляющиеся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.
1.2.
Возрастные особенности
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем – предметником психологических данных об учениках. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях музыкой.
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
Первые
четыре показателя зарождаются и
естественно проявляются в “
Воспитание
этой способности через
Действия
в соответствии с требуемым результатом
формирует у детей такие
Сложность
музыкально-воспитательного
Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.
Глава
2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ
МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Воспитательные
средства урока музыки
Развитие музыкальной культуры учащихся начальных классов приобретает новое направление. Ведущую идею тематического содержания программы можно сформулировать в двух аспектах:
Раздел программы «Музыка
Музыкальная грамотность — это способность воспринимать «музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное». Это особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это способность на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений.
Наиболее близкими и понятными ребятам композиторами в начальной школе становятся Чайковский, Бетховен и Шопен, Прокофьев, Дунаевский и Хачатурян. Яркие черты творчества этих композиторов глубоко запечатлеваются в сознании учащихся. Разумеется, на этом первоначальном этапе развития их музыкальной культуры названные композиторы должны быть представлены самыми характерными чертами, наиболее доступными детскому восприятию, составляющими «сердцевину» их творчества, хотя далеко не охватывающими все его грани.
Музыка и жизнь — это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий музыкой, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, воспитывая их нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». С каждым годом учитель может выдвигать ее все шире и смелее. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы здесь не было ни капли внешней назидательности и риторики, ни одной пустой стандартной фразы, ни одного «общего слова», лишенного конкретного содержания и эмоциональности.
Но, отвергая «общие слова», нельзя отрицать огромную роль в учебно-воспитательной работе простого, умного и сердечного слова учителя. «Слово учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении. В еще большей мере, чем к отдельным произведениям, это относится к богатым по содержанию темам, связанным с музыкой на Красной площади, с революционными песнями (детям необходимо разъяснять значение этого периода в истории страны и народа), с музыкой Великой Отечественной войны, с музыкой в школе и т. д.
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки