Ознакомлении детей с историей родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

цель исследования: разработать и обосновать значимость методик введения регионального компонента в изучение дошкольниками истории родного края. Данные исследования, описываемые в дипломной работе осуществляются на базе образовательного процесса в МДОУ №52 «Центр развития ребенка «Искорка» г. Тирасполь.

Объект исследования - процесс развития исторического сознания личности посредством изучения региональных особенностей в области окружающей природы, особенностей родного города, особенностей республики и искусства родного края.

Предмет исследования - изучение влияния средств регионального компонента на формирование и развитие исторического представления у дошкольников о родном крае. В связи с вышеизложенным, основными задачами в рамках проводимого исследования будут выступать:

- изучить становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;

- выявить противоречия в теории и практике по введению регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОО;

- разработать и апробировать в практике ДОО методику внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс посредством воспитания любви к малой Родине, изучения истории и природы родного края, формирования духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических и исторических идеалов;

- выявить эффективность разработанной методики.

Гипотеза. Данная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.

Гипотеза исследования: также определяет, что если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Республики, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. В данной дипломной работе использовались следующие методы экспериментального исследования:

- наблюдение за детьми различных возрастных групп;

- разработка и проведение экскурсий;

- обследование уровня исторических знаний дошкольников;

- обзор и чтение тематической художественной литературы;

- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;

- осуществление организации бесед.

Работа содержит 1 файл

патриотизм.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Природа является одним  из факторов, влияющих на развитие и  формирование эстетических чувств, она  неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия  на человека. В жизни людей природа  занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь  к родной природе  воспитывается с  раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Эстетические  чувства тесно  связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Наиболее  эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение  над природой во время прогулок  и экскурсий.

-сочетание метода  наблюдения с методом активных  действий во время работы на  опытном участке. 

В настоящее время, когда с такой осторожностью  поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Национальная культура входит в наше сознание вместе с  генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Душа народа едина, только проявляется по-разному в  разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.

Ребенок должен понимать, что  каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Хорошо известно, что  среди видов деятельности, имеющих  большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но мне кажется, что особенность карельских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Еще одно художественное богатство Карелии - ее сказка. Вам хорошо известны сказки о животных - «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «За скалочку - курочку» и многие другие. Вы знаете много волшебных сказок о Сивке-Бурке, Бабе Яге, Финисте - Ясном Соколе, Елене Прекрасной и Василисе Премудрой. Наверное, менее известны так называемые новеллистические, или бытовые сказки. В них, как правило, действие происходит не в море-океане, на острове Буяне и не в тридевятом царстве, тридесятом государстве, а на деревенской улице или избе, в обычной обстановке. И ее персонажи обыкновенные люди: мужик, баба, купец, солдат, царь и т.д. И хотя в этих сказках отсутствует сверхъестественное, в них говорится о невероятном - невероятной, чрезмерной глупости, невероятной лени, невероятной доверчивости, невероятной злобе. Чрезмерность, невероятность и создает тот абсурд держится новеллистическая сказка  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ознакомлении детей с историей родного края