Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:42, дипломная работа
цель исследования: разработать и обосновать значимость методик введения регионального компонента в изучение дошкольниками истории родного края. Данные исследования, описываемые в дипломной работе осуществляются на базе образовательного процесса в МДОУ №52 «Центр развития ребенка «Искорка» г. Тирасполь.
Объект исследования - процесс развития исторического сознания личности посредством изучения региональных особенностей в области окружающей природы, особенностей родного города, особенностей республики и искусства родного края.
Предмет исследования - изучение влияния средств регионального компонента на формирование и развитие исторического представления у дошкольников о родном крае. В связи с вышеизложенным, основными задачами в рамках проводимого исследования будут выступать:
- изучить становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
- выявить противоречия в теории и практике по введению регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОО;
- разработать и апробировать в практике ДОО методику внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс посредством воспитания любви к малой Родине, изучения истории и природы родного края, формирования духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических и исторических идеалов;
- выявить эффективность разработанной методики.
Гипотеза. Данная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.
Гипотеза исследования: также определяет, что если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Республики, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. В данной дипломной работе использовались следующие методы экспериментального исследования:
- наблюдение за детьми различных возрастных групп;
- разработка и проведение экскурсий;
- обследование уровня исторических знаний дошкольников;
- обзор и чтение тематической художественной литературы;
- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;
- осуществление организации бесед.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе каким и является Тирасполь есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку
особенности поведения
Само собой разумеется,
что ребенок должен научиться
«видеть» окружающих домашних животных.
Не следует переоценивать «
Главная задача в историческом и эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. [10.120]
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время работы на опытном участке. [19.71]
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие. [53.191]
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений. [41.98]
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники,
как правило, не могут верно оценивать
картину виденного в целом. У
них еще отсутствует
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
Да, доброта по сей
день становится в ряд с такими качествами,
как мужество и храбрость. А ведь для доброты
требуется немалое мужество и храбрость.
Для доброго дела часто нужно наступить
«на горло собственной песне», и это
требует гораздо большего мужества, чем
«наступить на горло» чужой песне.
Ах, Олонец, ты юностью пленен.
Глаза - озера, волосы - как лен.
Бежит дорога, вьется лентой длинной,
Уходит вдаль Олонецкой равниной.
Остановиться можно. Только путь
назад, в былую жизнь, не повернуть.
Сияет день, блаженный миг суля.
Улыбка все: вода, трава, земля.
И парки островные в свете зыбком,
И мост любой - как радуги улыбка».
Сумманен
Т. Веление памяти. Стихи, поэмы. Петрозаводск.,
1986. -С42
***
«Осенний вечер позолотой
покрыл окрестные леса.
И опрокинул для чего-то
в реку Олонку небеса.
В косых лучах скупого солнца.
Пылает лиственный наряд.
На тихих улицах Олонца
Березки желтые пестрят...»
Руденко
П. Я люблю. Стихи. Петрозаводск., 1958.
Представим, что нам
удалось побывать на берегах Онежского
озера в середине прошлого тысячелетия.
Природа, скорее всего, изменилась незначительно,
а вот жизнь людей будет очень отличаться.
И в древности, и в средние века Онежское
озеро было своеобразным магнитом для
вепсских, карельских и русских племен,
совместно обживавших его берега. Прибрежные
территории именовались Обонежъем,
т. е. землей вокруг Онежского озера, а
позже - Заонежьем.
Давайте заглянем в какую-либо деревню
Обонежья. Первое, что замечаешь, - это
внушительные размеры почти всех крестьянских
домов. Оно и неудивительно - ведь хорошего
строевого леса на севере много. По этой
причине свои дома местные крестьяне величали
хоромами. Но окна у этих хором были очень
невелики и, казалось, подслеповато глядели
на улицу с бревенчатых стен. Почему северные
крестьяне старались делать их маленькими,
догадаться нетрудно. Во-первых, чтобы
лучше сохранялось тепло. Поэтому и двери
в крестьянской избе небольшие: низкие
и с высоким порожком, чтобы войти в нее,
взрослому человеку обязательно приходилось
нагибаться. Во-вторых, крестьянин всегда
старался сделать свой дом как можно более
прочным, а для большого окна надо перерезать
несколько бревен. От этого прочность
стены резко снижалась. В-третьих, на большое
окно требуется много прозрачного или
полупрозрачного материала. Но в это время
оконного стекла еще и не знали, а прозрачные
пластинки слюды для «застекления» окон
были довольно дороги. Их надо было везти
издалека, с берегов Белого моря.
Чаще всего окна в крестьянских домах
затягивались довольно тонкой матовой
пленкой. Это был, конечно, не искусственный,
а материал животного происхождения: например,
высушенный в надутом состоянии бараний
желудок. Иногда окна заделывались еще
более доступным материалом - грубой бумагой,
пропитанной каким-нибудь жиром. От таких
окон в избах даже днем царил полумрак,
тем более что стены внутри жилого помещения
были почти черными, словно просмоленными.
Да это и была смола, вернее, смолистые
вещества, которые при топке печей вместе
с дымом оседали на стенах.
Другого способа обогрева жилья в деревнях
пока и не знали. Только у очень богатых
людей (воевод да купцов) имелись печи
с дымоходами. В крестьянских избах дым
из очага шел прямо под потолок, и только
после того как прогорали все угли, специальной
задвижкой на потолке закрывали дымовое
отверстие. Такие дома, топившиеся «по-черному»,
сразу можно узнать даже по внешнему виду
жилья: вместо кирпичной трубы у них на
крыше виднеется деревянная труба-дымник.
Кровля у крестьянских изб дощатая, безгвоздевая.
Тоже из-за дороговизны гвоздей, которые
в кузницах делали вручную, поштучно. Крышу
мастерили из длинных досок-тесин. Вверху
они придавливались тяжелым выдолбленным
снизу коньковым бревном, а нижний конец
досок вставляли в желоб длинного бревна
поддерживали массивные деревянные крюки
(их называли курицами
Мы приглашаем
вас в путешествие по родному краю.
Здесь многие из вас родились и выросли.
Наверное, каждый из нас скучает по дому,
когда уезжает надолго, а по возвращению
радуется встрече с родными местами. Приглашая
в гости своих родных и знакомых, мы стараемся
показать им особые, только у нас встречающиеся
достопримечательности. Например, в подмосковном
лесу ни за что не сыскать янтарной морошки.
Только на наших северных болотах растет
эта ягода!
Жители Прибалтики и равнинной России
считают красивыми свои плавные реки,
неспешно струящиеся в песчаных берегах.
Но им совершенно непривычны наши северные
порожистые реки. Да еще если эти потоки
прыгают с обрывистых круч, образуя пенные
водопады! Полюбоваться на них к нам приезжали
туристы еще задолго до появления в Карелии
железных дорог и самолетов. И до нынешнего
дня в Карелии сохранились заповедные
уголки, каких во всем мире считанные единицы.
Не тронутые рубками леса с обилием редких
зверей и птиц, чистейшие рыбные озера,
целебные воды и шумные могучие реки, сплавиться
по которым рискнет не каждый путешественник.
Своеобразие природы Карелии проявляется
во всем: в ее причудливом холмисто-каменистом
и болотисто-лесном пространстве, постепенно
переходящем на севере в арктическую тундру.
А своеобразие людей, освоивших эти пространства,
в их самобытной истории, в содружестве
русских, карел и вепсов, помогавших друг
другу совместно противостоять суровому
климату Карелии. По площади наш край вполне
сопоставим со средней по величине европейской
страной. И назывался он ранее Олонецкой
губернией, потом Карельской автономией,
а сейчас - Республикой Карелия.
Республика Карелия - составная часть
Российской Федерации. Но имеет собственную
законодательство, а также герб, флаг и
гимн
ОЛОНЕЦ-ТРИЖДЫ СТОЛИЦА
250 лет назад Олонец
был главным и наиболее многолюдным поселением
нашего края. Древняя Олонецкая крепость
зорко оберегала северную Россию от захватчиков.
Нынешний Олонец - необыкновенный город.
Своим равнинным рельефом
и двумя полноводными реками он напоминает
северную российскую столицу. Как и в Петербурге
в самом начале его зарождения, там тоже
все дома и множество мостов были деревянными,
а плавно текущая вода в реках Олонке
и Мегреге и сейчас напоминает невскую
- так же темна и холодна. Наверное, именно
таким и был старый Петербург! Да иначе
и быть не могло - Олонец ведь России. Жилых
домов там было более 700, не меньше, чем
в нынешнем Олонце!
При посещении олонецкого
краеведческого музея невозможно не
заметить самый главный экспонат
- большой макет деревянной крепости.
Она гордость и одна из главных достопримечательностей
музея. Этот макет дает хорошее представление
о том, насколько суровым и торжественным
был вид первого города на карельской
земле. Всем своим видом он демонстрировал
неприступность, прочность западной границы
русского государства. Высоки были семиметровые
стены крепости, а некоторые башни поднимались
на высоту до 32 метров. Больше 30 пушек и
едва ли не тысяча мушкетов
составляли огнестрельную силу крепости.
Зачем Москва так прочно закрыла дорогу
в Карелию, не поскупилась на строительство
города и содержание большого гарнизона?
Ответ прост: чтобы шведские отряды не
могли безнаказанно разбойничать в приграничных
районах Карелии! По этой причине московский
царь и велел заложить первую русско-карельскую
крепость-город (от слова «огораживать»,
«ограда»). Выбрали место: «Пристойнее
городу быть... на реке
Информация о работе Ознакомлении детей с историей родного края