Ознакомлении детей с историей родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

цель исследования: разработать и обосновать значимость методик введения регионального компонента в изучение дошкольниками истории родного края. Данные исследования, описываемые в дипломной работе осуществляются на базе образовательного процесса в МДОУ №52 «Центр развития ребенка «Искорка» г. Тирасполь.

Объект исследования - процесс развития исторического сознания личности посредством изучения региональных особенностей в области окружающей природы, особенностей родного города, особенностей республики и искусства родного края.

Предмет исследования - изучение влияния средств регионального компонента на формирование и развитие исторического представления у дошкольников о родном крае. В связи с вышеизложенным, основными задачами в рамках проводимого исследования будут выступать:

- изучить становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;

- выявить противоречия в теории и практике по введению регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОО;

- разработать и апробировать в практике ДОО методику внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс посредством воспитания любви к малой Родине, изучения истории и природы родного края, формирования духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических и исторических идеалов;

- выявить эффективность разработанной методики.

Гипотеза. Данная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.

Гипотеза исследования: также определяет, что если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Республики, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. В данной дипломной работе использовались следующие методы экспериментального исследования:

- наблюдение за детьми различных возрастных групп;

- разработка и проведение экскурсий;

- обследование уровня исторических знаний дошкольников;

- обзор и чтение тематической художественной литературы;

- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;

- осуществление организации бесед.

Работа содержит 1 файл

патриотизм.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение  нескольких минут, освежает душу. Так  же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются  города, где нет реки, пруда или  озера. Вода не так разнообразна, как  небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные  на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе каким и является Тирасполь  есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить  детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку  особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать  их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться  «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Главная задача в историческом и эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. [10.120]

Природа является одним  из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

Любовь  к родной природе  воспитывается с  раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Эстетические  чувства тесно  связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Наиболее  эффективная последовательность работы:

-непосредственное  восприятие природы,

-организованное наблюдение  над природой во время прогулок и экскурсий.

-сочетание метода  наблюдения с методом активных  действий во время работы на  опытном участке. [19.71]

В настоящее время, когда с такой осторожностью  поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи  с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

В работе по эстетическому  воспитанию средствами природы с  детьми дошкольного возраста воспитатель  должен хорошо знать особенности этого возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все  открыть сами. Этот интерес побуждает  детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие. [53.191]

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

Задача педагога состоит  в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому  воспитанию важно знать и учитывать  не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Эстетическое  восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений. [41.98]

Содержание и богатство  чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в  прямой зависимости от характера  восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать  картину виденного в целом. У  них еще отсутствует способность  объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния  детского сада и семьи, то оно может  задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается  с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей  день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне. 

 

 

 
 
 
 
 
 

Ах, Олонец, ты юностью пленен.

Глаза - озера, волосы - как лен.

Бежит дорога, вьется лентой длинной,

Уходит  вдаль Олонецкой равниной.

Остановиться  можно. Только путь

назад, в былую жизнь, не повернуть.

Сияет день, блаженный миг суля.

Улыбка все: вода, трава, земля.

И парки  островные в свете зыбком,

И мост любой - как радуги улыбка».

Сумманен  Т. Веление памяти. Стихи, поэмы. Петрозаводск., 1986. -С42 
 

*** 

«Осенний  вечер позолотой

покрыл  окрестные леса.

И опрокинул  для чего-то

в реку Олонку небеса.

В косых  лучах скупого солнца.

Пылает  лиственный наряд.

На  тихих улицах Олонца

Березки желтые пестрят...»

Руденко П. Я люблю. Стихи. Петрозаводск., 1958. 
 

Представим, что нам  удалось побывать на берегах Онежского  озера в середине прошлого тысячелетия. Природа, скорее всего, изменилась незначительно, а вот жизнь людей будет очень отличаться. И в древности, и в средние века Онежское озеро было своеобразным магнитом для вепсских, карельских и русских племен, совместно обживавших его берега. Прибрежные территории именовались Обонежъем, т. е. землей вокруг Онежского озера, а позже - Заонежьем. 
Давайте заглянем в какую-либо деревню Обонежья. Первое, что замечаешь, - это внушительные размеры почти всех крестьянских домов. Оно и неудивительно - ведь хорошего строевого леса на севере много. По этой причине свои дома местные крестьяне величали хоромами. Но окна у этих хором были очень невелики и, казалось, подслеповато глядели на улицу с бревенчатых стен. Почему северные крестьяне старались делать их маленькими, догадаться нетрудно. Во-первых, чтобы лучше сохранялось тепло. Поэтому и двери в крестьянской избе небольшие: низкие и с высоким порожком, чтобы войти в нее, взрослому человеку обязательно приходилось нагибаться. Во-вторых, крестьянин всегда старался сделать свой дом как можно более прочным, а для большого окна надо перерезать несколько бревен. От этого прочность стены резко снижалась. В-третьих, на большое окно требуется много прозрачного или полупрозрачного материала. Но в это время оконного стекла еще и не знали, а прозрачные пластинки слюды для «застекления» окон были довольно дороги. Их надо было везти издалека, с берегов Белого моря. 
Чаще всего окна в крестьянских домах затягивались довольно тонкой матовой пленкой. Это был, конечно, не искусственный, а материал животного происхождения: например, высушенный в надутом состоянии бараний желудок. Иногда окна заделывались еще более доступным материалом - грубой бумагой, пропитанной каким-нибудь жиром. От таких окон в избах даже днем царил полумрак, тем более что стены внутри жилого помещения были почти черными, словно просмоленными. Да это и была смола, вернее, смолистые вещества, которые при топке печей вместе с дымом оседали на стенах. 
Другого способа обогрева жилья в деревнях пока и не знали. Только у очень богатых людей (воевод да купцов) имелись печи с дымоходами. В крестьянских избах дым из очага шел прямо под потолок, и только после того как прогорали все угли, специальной задвижкой на потолке закрывали дымовое отверстие. Такие дома, топившиеся «по-черному», сразу можно узнать даже по внешнему виду жилья: вместо кирпичной трубы у них на крыше виднеется деревянная труба-дымник. Кровля у крестьянских изб дощатая, безгвоздевая. Тоже из-за дороговизны гвоздей, которые в кузницах делали вручную, поштучно. Крышу мастерили из длинных досок-тесин. Вверху они придавливались тяжелым выдолбленным снизу коньковым бревном, а нижний конец досок вставляли в желоб длинного бревна поддерживали массивные деревянные крюки (их называли курицами

     Мы приглашаем  вас в путешествие по родному краю. Здесь многие из вас родились и выросли. Наверное, каждый из нас скучает по дому, когда уезжает надолго, а по возвращению радуется встрече с родными местами. Приглашая в гости своих родных и знакомых, мы стараемся показать им особые, только у нас встречающиеся достопримечательности. Например, в подмосковном лесу ни за что не сыскать янтарной морошки. Только на наших северных болотах растет эта ягода! 
Жители Прибалтики и равнинной России считают красивыми свои плавные реки, неспешно струящиеся в песчаных берегах. Но им совершенно непривычны наши северные порожистые реки. Да еще если эти потоки прыгают с обрывистых круч, образуя пенные водопады! Полюбоваться на них к нам приезжали туристы еще задолго до появления в Карелии железных дорог и самолетов. И до нынешнего дня в Карелии сохранились заповедные уголки, каких во всем мире считанные единицы. Не тронутые рубками леса с обилием редких зверей и птиц, чистейшие рыбные озера, целебные воды и шумные могучие реки, сплавиться по которым рискнет не каждый путешественник. 
Своеобразие природы Карелии проявляется во всем: в ее причудливом холмисто-каменистом и болотисто-лесном пространстве, постепенно переходящем на севере в арктическую тундру. А своеобразие людей, освоивших эти пространства, в их самобытной истории, в содружестве русских, карел и вепсов, помогавших друг другу совместно противостоять суровому климату Карелии. По площади наш край вполне сопоставим со средней по величине европейской страной. И назывался он ранее Олонецкой губернией, потом Карельской автономией, а сейчас - Республикой Карелия. 
Республика Карелия - составная часть Российской Федерации. Но имеет собственную законодательство, а также герб, флаг и гимн
 

                                  ОЛОНЕЦ-ТРИЖДЫ СТОЛИЦА 
250 лет назад Олонец был главным и наиболее многолюдным поселением нашего края. Древняя Олонецкая крепость зорко оберегала северную Россию от захватчиков. 
Нынешний Олонец - необыкновенный город. Своим равнинным рельефом и двумя полноводными реками он напоминает северную российскую столицу. Как и в Петербурге в самом начале его зарождения, там тоже все дома и множество мостов были деревянными, а плавно текущая вода в реках Олонке и Мегреге и сейчас напоминает невскую - так же темна и холодна. Наверное, именно таким и был старый Петербург! Да иначе и быть не могло - Олонец ведь России. Жилых домов там было более 700, не меньше, чем в нынешнем Олонце!

При посещении олонецкого краеведческого музея невозможно не заметить самый главный экспонат - большой макет деревянной крепости. Она гордость и одна из главных достопримечательностей музея. Этот макет дает хорошее представление о том, насколько суровым и торжественным был вид первого города на карельской земле. Всем своим видом он демонстрировал неприступность, прочность западной границы русского государства. Высоки были семиметровые стены крепости, а некоторые башни поднимались на высоту до 32 метров. Больше 30 пушек и едва ли не тысяча мушкетов составляли огнестрельную силу крепости. 
Зачем Москва так прочно закрыла дорогу в Карелию, не поскупилась на строительство города и содержание большого гарнизона? 
Ответ прост: чтобы шведские отряды не могли безнаказанно разбойничать в приграничных районах Карелии! По этой причине московский царь и велел заложить первую русско-карельскую крепость-город (от слова «огораживать», «ограда»). Выбрали место: «Пристойнее городу быть... на реке

Информация о работе Ознакомлении детей с историей родного края