Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 20:42, дипломная работа
цель исследования: разработать и обосновать значимость методик введения регионального компонента в изучение дошкольниками истории родного края. Данные исследования, описываемые в дипломной работе осуществляются на базе образовательного процесса в МДОУ №52 «Центр развития ребенка «Искорка» г. Тирасполь.
Объект исследования - процесс развития исторического сознания личности посредством изучения региональных особенностей в области окружающей природы, особенностей родного города, особенностей республики и искусства родного края.
Предмет исследования - изучение влияния средств регионального компонента на формирование и развитие исторического представления у дошкольников о родном крае. В связи с вышеизложенным, основными задачами в рамках проводимого исследования будут выступать:
- изучить становление исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе;
- выявить противоречия в теории и практике по введению регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс ДОО;
- разработать и апробировать в практике ДОО методику внедрения регионального компонента в образовательно-воспитательный процесс посредством воспитания любви к малой Родине, изучения истории и природы родного края, формирования духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических и исторических идеалов;
- выявить эффективность разработанной методики.
Гипотеза. Данная работа предполагает, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности.
Гипотеза исследования: также определяет, что если научить детей определять значение исторического наследия родного края, приобщить их к национальным традициям, культурным особенностям Республики, применяя различные методические приёмы, используя составленные тематические вопросы, то это будет способствовать формированию умения дошкольниками осознавать смысл духовно-нравственных ценностей общества и в более эффективной степени развивать чувство патриотизма. В данной дипломной работе использовались следующие методы экспериментального исследования:
- наблюдение за детьми различных возрастных групп;
- разработка и проведение экскурсий;
- обследование уровня исторических знаний дошкольников;
- обзор и чтение тематической художественной литературы;
- изучение, рассматривание и разъяснение предметов искусства;
- осуществление организации бесед.
тоже древняя столица большого края. В допетровское время это был один из крупных городов на севере Олонке) усть речки Мегреги», то есть в месте слияния этих двух рек.
Если мысленно заглянуть за стены крепости, первое, что отметим -множество детей, едва ли не половина всего населения города. Это записано в документах. Значит, переселились сюда семьи молодые, легкие на подъем. А встреченный парнишка лет 12 - 13 заговорил на чистом русском языке и пояснил, что «он еще в работу не поспел» (не достиг 15 лет), что отец с матерью прибыли сюда «из Кижей», что переселилась их семья недавно. Отец торгует: возит в Заонежье сукно, полотно да сало. Соседи тоже часто ездят туда с огородными товарами: луком, чесноком, даже яблоками. А сюда из Повенца привозят соль...
А кто еще у вас
в соседях?
Стрельцы. Некоторые из них тоже торгуют
и даже разбогатели на этом. А остальные
жители города пашут свои наделы,
держат огороды, охотятся да рыбачат.
А жить-то в крепости не боязно? Вдруг шведы
нападут?
Отобьемся. Глядите, какие высокие двойные
стены из трехсаженной (длиной около 7
м) толстенной сосны. С тыла глубокий ров
с водой. На башнях день и ночь стоят караульные
с мушкетами да пушками. А на ночь ворота
накрепко запираются. Таких хороших крепостей
по всему Северу да по Сибири не сыщешь.
А внутри, под защитой крепостных стен
смотрите-ка - даже церковь каменная есть,
дом высокий для воеводы
аж в 3 этажа с высоким крылечком, с крашеными
наличниками, с кирпичной печью.
И мальчик долго с гордостью показывал
все чудеса новой мощной крепости, в том
числе и самое с его точки зрения замечательное
-огромные часы на одной из башен. Не простые,
а с боем курантов,
прямо как в Москве. Кстати, главная башня
крепости называлась Московской, потому
что от нее начиналась дорога в столицу.
Крепость
в самом деле выполнила свою задачу:
исправно служила щитом русского
Севера. Слава города-крепости была
так велика, что практически вся
нынешняя Карелия до начала прошлого века
называлась Олонецкой
губернией.
Но еще более древен Олонец в качестве
гусиной столицы. Что это значит? Столицей
диких гусей его «назначила» сама природа.
Весной через территорию Карелии вот уже
много сотен лет подряд путешествуют огромные
стаи диких птиц. Как только в Европе начинает
пригревать солнце, они собираются и отправляются
туда, где попрохладнее, в северные тундры.
Путь у них неблизкий, поэтому пернатым нужен отдых. Немалая часть одного из главных потоков перелетных птиц традиционно останавливается на отдых на широких полях под Олонцом, чтобы подкормиться только-только показавшейся из-под снега ранней зеленой травкой и набраться сил перед перелетом к берегам арктических морей. Эта вынужденная промежуточная посадка считается крупнейшей в Европе, потому что одних гусей на равнине собирает от 300 тысяч до полутора миллионов. А еще птиц сопровождают утки, журавли и крылатые санитары - хищные птицы: орланы, беркуты, ястребы. От них и сухопутных хищников (лисиц,
волков, енотовидных собак) стаю зорко охраняют гуси-часовые. На ночь птицы улетают на Ладогу, где к ним не подберется никакой зверь. Чтобы не нарушался этот заведенный в природе порядок, люди обязаны помогать ей: очищать поля от кустарника, подсевать кормовые травы. Европейские страны, озабоченные сохранением «своих» гусей, согласились давать деньги на эти цели. А в Олонце решили сделать дни гостевания птиц настоящим праздником под названием «Олония -гусиная столица».
В эти апрельские дни
все желающие могут поехать полюбоваться
на многотысячные стаи пасущихся
на полях гусей, сфотографировать их,
показать детям настоящий уголок
дикой природы. Условие только одно:
не беспокоить птиц, не подходить к ним
слишком близко. В самом городе в эти первые
теплые деньки устраиваются «гусиные
бега», соревнования на самого быстроногого
домашнего гуся. Для детей проводятся
конкурсы рисунков на «гусиную» тему.
Кроме того, Олонец вот уже несколько лет
подряд становится еще одной столицей.
Только необычной, игровой, можно сказать,
сказочной. В самом начале декабря сюда
съезжается самые настоящие седобородые
Деды Морозы. Все они в полном походном
снаряжении: в нарядной долгополой шубе,
с мешком подарков, с ледяным посохом.
Этот совсем еще молодой праздник называется
«Олонецкие Игры Дедов Морозов». Бородатые
«старцы» соревнуются в ловкости и меткости:
кто дальше всех метнет валенок, «перейдет
через пропасть» по натянутым веревкам,
кто лучше всех споет под баян. Так на три
дня Олонец становится сказочно-новогодней
столицей.
Мушкет - огнестрельное оружие, в
котором пороховой заряд воспламенялся
горящим фителем
Воевода - командир большого воинского
отряда
Надел - участок земли, отданный
крестьянину в постоянное или временное
владение
Куранты - часы, которые регулярно
(через полчаса или час) издают звуковые
сигналы
Губерния - территория, власть на которой
осуществляет губернатор
Гарнизон - воинская часть крепости
или селения Рельеф - характеристика неровностей
поверхности земли
Это
интересно...
Как выяснили ученые, каждый второй европейский
дикий гусь во время перелета на Север
останавливается отдохнуть и подкрепиться
именно на полях под Олонцом. Поэтому здесь
можно встретить гусей самых разных видов:
гуменника, белолобого гуся, белощекую
и краснозобую казарок, а также редчайшего
индийского гуся и занесенного в Красную
книгу гуся-пискульку.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Исходя из этого, изучение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края включает
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах Республики;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются
во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в
быту - так как воспитывают в
ребенке не только патриотические чувства,
но и формируют его
Историческое воспитание
дошкольника - сложный педагогический
процесс. В основе его лежит развитие нравственных
чувств.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.
Итак, главной задачей детского сада выступает закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.
Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
И еще, народное воспитание
создает у детей осознание
своей сопричастности не только семье,
группе или саду, но и общностям
более высоких порядков (город, народ).
Это чувство сопричастности -
основа будущего патриотизма.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.
Главная задача в историческом и эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.]
Информация о работе Ознакомлении детей с историей родного края