Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:32, контрольная работа
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения
Введение………………………………………………………………………..….3
Опыт работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста…………...…………………………………………4
Формирование понятия цифра через число в процессе обучения счету……………………………………………………….………………...7
Методика ознакомления с цифрами…………………….……………….10
Игры и задания, направленные на ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста………………………………………………….…11
Знакомство с цифрами (конспекты занятий по математике с детьми старшего дошкольного возраста)………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20
5. ЗНАКОМСТВО
С ЦИФРАМИ (КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Занятие 1.
Цель. Познакомить детей с цифрами 1, 2; развести понятие числа и цифры, уточнить понятие пары и уметь ориентироваться на листе.
Демонстрационный материал: шаблоны ромашек и бабочек, фигурки персонажей Буратино и Мальвины, цифры.
Раздаточный материал: пластилин, косточки (круги – геометрические фигуры), карты для выкладывания цифр, пеналы с геометрическими фигурами и цифрами, лист бумаги прямоугольной формы.
Содержание занятия. Предлагается детям отправиться в путешествие по стране “Циферия”, взяв с собой в спутники Мальвину и Буратино, которые помогут познакомиться с цифрами, геометрическими понятиями, разгадывать загадки, решать логические задачи. Затем включаю фрагмент из сказки, который помогает всем перенестись в летний сказочный лес на лесную летнюю полянку, усыпанную цветами. Сказочные персонажи восхищаются полянкой, собирают и считают цветы.
Дети знакомятся с понятием “цифра”, находят карточку с цифрой “1”, показывают ее и кладут слева на картах. Затем дети “прописывают” цифру “1” в воздухе и лепят ее из пластилина. Хором заучиваем: “Вот один иль единица – очень тонкая как спица”. На что похожа цифра “1”?/Спица, крючок и т.д./. Мальвина срывает еще цветок. “Сколько всего ромашек нашла Мальвина? /2/. Их стало больше или меньше? На сколько цветов стало больше? / на 1/. Число “2” больше числа “1” или нет?” Дети находят цифру “2” и кладут на картах справа от цифры “1”. На что похожа цифра “2”?/На гусенка, утку т.д./. Дети в воздухе “пишут” цифру “2”, лепят ее из пластилина. Далее заучиваем хором:
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Счет на пальцах. Показать на каждой руке по одному пальцу. Сколько всего получилось пальцев? /Два/. Сколько раз по одному вы взяли? /2 раза/. Вывод: если взять два раза по одному, то получится два. Как вы строитесь, когда идете на прогулку? /Парами/. Сколько в паре детей? /2/. Значит, пара – это сколько? /2/.
Задание. Сделать пару хлопков. Подпрыгнуть пару раз. Присесть два раза.
Итак, гуляя по полянке, дети нашли две ромашки. А как можно сказать по-другому? Сколько ромашек они нашли? /Пару ромашек/. Где вы еще слышали слово “пара”? /Строимся парами на прогулку, пара варежек, пара ботинок и т.д./. А что у нас есть по паре? /Пара глаз, рук, ног, ушей, плеч/. Воспитатель обращает внимание детей на порхающих бабочек над цветами и спрашивает, как можно узнать, всем ли бабочкам хватит цветов? Сколько бабочек летит? /2/. Сколько ромашек на полянке? /2/. Как же можно сказать, сколько бабочек и ромашек? /Поровну/.
Далее предлагается детям на листе бумаги прямоугольной формы выложить разноцветный поясок из геометрических фигур для Мальвины: посередине – пару красных кругов, справа от них – пару синих квадратов, слева от кругов – пару зеленых треугольников, справа от синих квадратов – пару желтых треугольников, слева от зеленых треугольников – пару красных квадратов.
Красивый
поясок у нас получился. Мальвине
очень понравился узор на пояске.
Занятие 2.
Цель. Познакомить детей с цифрой 3, с разными треугольниками, учить строить треугольники с помощью палочек, решать логические задачи на построение, вырезать разные треугольники из бумаги. Воспитывать усидчивость, внимание.
Демонстрационный материал: разные треугольники из картона, картина “Горы” /можно нарисовать мелом на доске/, цифры.
Раздаточный материал: шаблоны ромашек, счетные палочки, цветная бумага, цифры, соленое тесто.
Содержание занятия. В начале занятия с детьми закрепляются цифры “1” и “2”. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что Мальвина и Буратино нашли еще один цветок. Сколько теперь цветов нашли дети на полянке? Их стало больше или нет? На сколько цветов стало больше? Итак, число “3” больше числа “2” на сколько? /на 1/. Где должна стоять цифра “3”? Дети находят цифру “3” и кладут ее на своих картах справа от цифры “2”. На что похожа цифра “3”? /На ласточку, 2 крючка, 2 месяца дугой и т.д./. Дети в воздухе “прописывают” цифру “3”, затем лепят ее из соленого теста.
Заучиваем хором:
А за двойкой – посмотри:
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Далее с помощью геометрических фигур – кругов (орехи) дети выкладывают числовые фигуры. Дети в группе вместе с Мальвиной ищут предметы по три, помогают Буратино отгадать загадку и выкладывают отгадку у себя на столах из разного количества палочек.
Три вершинки,
Три угла,
Три сторонки –
Вот и я. (Треугольник).
Затем рассказываю, как появился треугольник, показывая картину /Сопки, горы/. А на что они похожи? /На треугольники/. Как называется самая высокая точка на горах? /Вершина/. (Приложить треугольник на рисунок и спросить, как называются такие точки у треугольника, если они есть. Затем обвалакиваю плоскость горы треугольниками, “вынимаю” из плоскости один треугольник и по-разному прикладываю его к рисунку). Ученые-геометры по-разному прикладывая треугольники, сели и стали спорить, где же вершина у треугольника, а потом решили: поскольку треугольник можно поставить как угодно (показываю плоскостную фигуру), так и решили назвать: основание треугольника, стороны и вершины. (Все показываю).
Упражнения.
С
помощью счетных палочек
Вопросы.
Можно ли построить треугольник меньше самого маленького? / Сломать палочки или взять спички/. Можно ли построить треугольник больше самого большого? Какой будет его сторона? /Детям надо объединиться/. Как построить треугольник из 5 палочек?
В конце занятия вырезать различные треугольники из бумаги. Разобрать прямые и острые углы на примере сложенного листа, найти такие углы в группе.
Сегодня
мы помогли Буратино отгадать загадку
и узнали, что треугольники бывают
разные.
Занятие 3.
Цель. Закрепить знание цифр 1, 2, 3; формировать умение выкладывать с помощью счетных палочек цифры, познакомить с цифрой 4; развивать умение считать парами на пальцах или с помощью косточек; закрепить умение украшать салфетку квадратной формы ромашками из семян, выделяя углы. Воспитывать аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: шаблоны ромашек, цифры.
Раздаточный материал: косточки, счетные палочки, лист бумаги квадратной формы для салфетки, арбузные семечки, клей.
Содержание занятия. Буратино и Мальвина бегают по лесной полянке и продолжают собирать цветы, а пока они собирают цветы, предлагаю детям вспомнить стихи про цифры, с которыми познакомились на предыдущих занятиях и выложить эти цифры из палочек под ритм стихов.
Дети бегали по полянке и считали цветы. Один, два, три, а вот еще цветок распустился. Сколько теперь стало цветов? /4/. А число четыре – это больше или меньше трех? На сколько? /на 1/. Значит следующее число на единицу больше и поэтому оно стоит после трех. Дети находят у себя цифру “4” и кладут ее на своих картах справа от цифры “3”. На что похожа цифра “4”? /Стул перевернутый, согнутый локоть и т.д./. Дети в воздухе “прописывают” цифру “4”, затем выкладывают ее из палочек. Заучиваем хором:
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
Упражнения.
Счет на пальцах: показать пару пальцев. Затем показать на каждой руке по паре пальцев. Сколько раз по два вы показали? /2 раза/. И сколько всего пальцев получилось? /4/. Значит, чтобы получить число четыре, сколько раз по два надо взять? /2 раза/.
С помощью косточек расположить четыре цветка (1 косточка – 1 цветок) в разных вариантах (один у доски, все у себя на столах выкладывают числовые фигуры).
Показать на двух руках число “4” в разных вариантах: 2,2; 3,1. А теперь покажите число “4” на трех руках: 1, 2, 1 (для этого двое детей должны объединиться).
Мальвина предлагает украсить салфетку ромашками, выделяя углы (использовать семена).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития математических представлений. От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит весь дальнейший путь математического развития ребенка.
В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.
При правильном обучении детей подводят к пониманию сущности итогового числа. Они начинают отличать итог счета от процесса счета и постепенно усваивают, что одним и тем же числом именуются равночисленные группы, а там, где совокупности неравные, называются разные числа.
Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному определению.
Вот
почему очень важно начинать подготовительную
работу уже в младшем возрасте.
Детей следует упражнять в
сравнении групп предметов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста