Ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Опыт работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста…………...…………………………………………4
Формирование понятия цифра через число в процессе обучения счету……………………………………………………….………………...7
Методика ознакомления с цифрами…………………….……………….10
Игры и задания, направленные на ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста………………………………………………….…11
Знакомство с цифрами (конспекты занятий по математике с детьми старшего дошкольного возраста)………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Контр. Знакомство с цифрами.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     В старшей группе у дошкольников развивается  понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветных куба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого они цвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 – это 1, 1, 1 и 1.

     В подготовительной к школе группе у детей развивается понятие того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10.

     Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите у ребенка, сколько на нем находится  игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной. Объясните, что когда "нет ничего" (ни одной фигуры), то это называется словом "ноль", а для краткости и удобства его обозначают вот таким знаком - и кладете на стол карточку с цифрой "0" (напишите цифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитного набора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, что это "один", а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру (выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка, поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру "0". Прочитаете - "десять" - один десяток (показали) и ноль единиц. 

     Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе  цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры. 

     Дети  легко и с интересом усваивают  цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

     Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям  предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

     В детском саду не обучают писать цифры  на бумаге. Но очень важно, чтобы  дошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разных чисел. Эффективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, на земле, на снегу, выложить ее из природного материала и т.п.

     Итак, в процессе систематического обучения детей пятого года жизни у них развивается счетная деятельность, формируются представления о числах и цифрах.

 

     3. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦИФРАМИ

 

     Ознакомление  с названием и внешним видом  цифры идет в возрасте до четырёх лет, а после обучения счету детей знакомят с сущностью цифр.

     1 этап.

  • Воспитатель в различных ситуациях знакомит детей с именем и внешним видом цифры (в процессе прогулки обращает внимание на номера домов, машин, на номера страниц).
  • Воспитатель читает стишки, в которых описывается внешний вид цифр (С. Маршак «Веселый счет», Г. Виеру «Считалочка»).

     2 этап (средний возраст).

     Как только дети научились считать в соответствующих пределах, их необходимо познакомить с сущностью каждой цифры последовательно. Предлагается обозначить в группе количество предметов разными способами: соответствующим количеством счетных палочек, соответствующей числовой карточкой, и, наконец, с помощью цифр.

     Можно предложить детям рассмотреть таблицу, где нарисовано одно и то же количество разных предметов и все они обозначены одной цифрой.

     Подводим  детей к тому, что одинаковое количество предметов всегда обозначается одной  и той же цифрой.  Отличие понятия  «число» и «цифра» (лiк – число, лiчба - цифра): цифра - значок или рисунок, с помощью которого можно написать число или указать количество предметов. Надо понимать, что число изображается не только с помощью цифры. Можно познакомить детей с римской нумерацией – изображением числа с помощью рисунков.

     Упражнения на закрепление сущности цифр:

     - Подобрать цифру для соответствующего  множества.

     - Создать (найти) группу предметов,  соответствующую по количеству  показанной цифре.

     Знакомство  с цифрой 0.

     Детям предлагается 3 блюдца: на одном - 3 предмета, на другом - 5, на третьем - ни одного. Просим обозначить с помощью цифр количество предметов в каждом блюдце.  Дети могут сообразить, что на пустое блюдце надо положить «0». Если дети затрудняются, то воспитатель читает стихотворение про «0»: Цифра вроде буквы «О» - это «ноль» иль «ничего».

     А затем поясняем, что отсутствие предметов также обозначаем цифрой, это – цифра «0».

     Знакомство  с изображением числа 10.

     Надо  показать детям, что число 10 изображается с помощью двух цифр «1» и «0». Воспитатель читает соответствующий стих.

     Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки.

     Ну, а если рядом с ним единицу примостим –

     Он  побольше станет весить, потому что это - десять. (С.Я.Маршак)

     Для закрепления подходят те же игры, что  и для других цифр. В игры и  упражнения включаем 0 и 10. 

     4. ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ  НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЦИФРАМИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     4-5 летние дети знают еще не все цифры, а называют или “узнают” лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой: 2 и 5, 3 и 5, 9 и 6, 1 и 4, 2 и 7 и др. Часто нарушают последовательности между соседними цифрами из ряда. Определенные трудности возникают у некоторых детей, когда результат счета надо обозначить цифрой или цифру соотнести с необходимым количеством предметов. Приведенные ниже учебно-игровые ситуации помогут решить эти проблемы.

     “Назови имя цифры”.

     Рассматриваются цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. Выясняется какие цифры знает ребенок и где он их видел.

     “Узнай  цифру на ощупь”.

     Предлагаются  цифры в виде объемных фигур (“формочек”), карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др.

     Дошкольник  обследует и угадывает цифру  на ощупь.

     “Сделай цифру”.

     Предлагается  выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные» цифры. Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

     “Раскрась цифру”.

     Дается  контурное изображение для штриховки  или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

     “Рисуем и угадываем”.

     Взрослый  рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

     “Преврати цифру в смешную  фигурку”.

     Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в “человечков”, “зверюшек” или другие смешные фигурки.

     “Найди  свою цифру”.

     На  столе раскладываются карточки с  цифрами. Ребенок получает карточку с цифрой. Надо найти “свою”.

     “Нарисуй  столько же”.

     Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько  предметов, сколько показывает цифра.

     “Выполни  движение”.

     Взрослый  предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку  столько раз, сколько указывает цифра.

     “Цифры  на кубиках”.

     Воспользовавшись  игральным кубиком, дети находят  цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.

     “Подбери  пары”.

     К карточке с цифрой подбирается числовая фигура и (или) карточка с предметами или наоборот.

     “Правильно ли это?”

     Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

     “Найди  такую же”.

     На  листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.

     “Пронумеруй предметы”.

     Предлагается  рисунок, на котором нужно восстановить последовательность в нумерации. “Выпадать” из нумерации могут сначала 1-2 цифры, а потом больше. 

     “Определи соседнюю”.

     Взрослый  показывает цифры в любом порядке. Надо найти их на карточках и показать “соседей”.

     “Наклей цифры”.

     Предлагается  наклеить цифры по порядку, пронумеровав этажи в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

     “Какая  цифра убежала?”

     Ребенок рассматривает карточки с цифрами  и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

     “Что  перепуталось”.

     На  столе карточки с цифрами перевернуты “вверх ногами” или “вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

     “Назови и выложи”.

     Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.

     “Опиши  цифру”.

     Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.

     “Напиши цифры”.

     Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.

     “Укрась цифрами”.

     Предлагается  расписать цифрами наряд сказочных  героев, кусок ткани, украсить новогоднюю елку и т.д.

     “Обозначь порядок цифрами”.

     Картинки  надо разложить в определенной последовательности и пронумеровать их, ориентируясь на смысловые, причинно-следственные, временные и другие связи (например: начало события, его развитие, окончание; семя, росток, цветущее растение).

     “Догадайся  и напиши цифру”.

     Глядя на предметы, изображенные на картинках  или в реальной действительности, нужно определить, на какие цифры они похожи, и написать их (выложить из палочек, кружков). Например, карандаши — на единицу, крючок от вешалки — на двойку, бублик — на ноль и т.д.

Информация о работе Ознакомление с цифрами детей дошкольного возраста