Отрасль образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс необходимо его организовать.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

I.Подходы к образованию…………………………………...………………………4

II.Организация и технология образовательного процесса………………………..6

Общие формы организации работы с учащимися в процессе обучения……...6

Конкретные формы организации работы с учащимися в процессе обучения..7

III.Система образовательных учреждений…………………………………..……10

IV. Организационная структура управления образовательным процессом…....15

Заключение…………………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

контр.раб.docx

— 77.29 Кб (Скачать)

  В структурных  связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления. Вертикальные связи в уровнях  управления отражают формулу "власть - подчинение".

  В школе  разработаны функциональные обязанности  для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении развитием  образовательного учреждения, избавляет  от перекладывания ответственности  с одного должностного лица на другого.

  Такая работа по организации грамотного управления направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых  управленческих действий должен ориентироваться  на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого  понятия, имея в виду совокупность собственно-образовательных  приобретений, нравственных, духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе - основной критерий оценки эффективности системы управления.

  Другие  критерии оценки эффективности управленческой модели предполагают учет:

  1. динамики  квалификационного уровня педагогов; 

  2. эффективности  внедрения методов дифференциации  и индивидуализации в педагогический  процесс, его гуманизация и  гуманитаризация; 

  3. информационного  обеспечения, компьютеризации образовательного  учреждения;

  4. уровня  развития органов соуправления  и самоуправления;

  5. уровня  согласованности действий между  структурными подразделениями школы  для достижения конечной цели - подготовки выпускника к деятельности  в реальных условиях жизни  нашего общества.

  Промежуточная оценка эффективности спроектированной структуры управления основывается на результаты промежуточной аттестации обучающихся, изучение воспитанности, а также по результатам, достигнутым  учащимися на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и т.п.

  Развитие  системы управления школой на планируемый  этап предполагает переход к системной  модели управления образовательным  учреждением, разработка которой и  будет составлять один из блоков работы администрации школы.

  В основе принятия управленческих решений лежат  результаты ВШК, в системе которого выделяются два направления:

  Учебно-воспитательный процесс:

  ·  контроль за выполнением программы всеобуча;

  ·  контроль за состоянием преподавания учебных  дисциплин, выполнением учебных  программ и достижения государственного стандарта образования;

  ·  контроль за реализацией права учащихся на получение образования;

  ·  контроль за состоянием трудового воспитания и профориентации учащихся;

  ·  контроль качества знаний, умений и навыков  учащихся;

  ·  контроль за внеклассной работой по предметам;

  ·  контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья учащихся в образовательном  процессе.

  Педагогические  кадры:

  ·  контроль за выполнением решений и нормативных  документов вышестоящих органов;

  ·  контроль за работой методических объединений;

  ·  контроль за выполнением решений педагогических и методических объединений;

  ·  контроль за самообразованием учителей;

  ·  контроль за состоянием методической работы;

  ·  контроль за повышением квалификации учителей.

  Управление  педагогической системой, как и управление любой социальной системой есть прежде всего, процесс переработки информации, состоящий из трех основных этапов: сбор информации, ее переработка и  выдача управленческого решения.

  Школа уже  несколько лет работает в режиме развития, поэтому организационная  структура управления школой строится по линейно-функциональному типу с  элементами матричной. При линейно-функциональной структуре управления связи и  отношения субъектов характеризуются  одновременно и субординацией и  координацией. Наличие элементов  матричной структуры отражает субъекты управления, которые создаются временно для решения той или иной инновационной  задачи и распускаются после ее решения. Элементы матричной структуры вводятся в сложившуюся линейно-функциональную структуру на какой-то срок и, как  правило, не изменяют число уровней  в вертикальной иерархии. Исходя из анализа схемы управления школой, можно выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя, учащиеся. На каждом из них по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, секций, клубов и т.п., которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой.

  Уровень администрации - уровень директора  и его заместителей.

  Здесь происходят самые существенные изменения организационной  структуры в школе. Наряду с традиционными  субъектами: общешкольная конференция, совет школы, педагогический совет, совет родителей, совет учеников, формируется новый общественный полюс управления в лице совета по стратегии развития школы. В структуре  администрации школы появляются новые фигуры - психолог, социальный работник и др. с непривычными для  прежней школы функциями (диагностика  обученности, обучаемости, учебных  возможностей школьников и обучающихся  возможностей учителей, выбор оптимальной  для конкретного ученика программы  и технологии обучения, учителя, той  или иной системы организации  учебно-воспитательного процесса, условий  обучения и многое другое).

  Уровень учителей - уровень учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей и т.п. На рассматриваемом уровне предполагается создание новых организационных  структур: временных творческих лабораторий  и научно-исследовательских групп  и коллективов, методических советов, проблемных семинаров, школы учителя-экспериментатора и др.

  Уровень учащихся. Здесь учащиеся создают  свои структуры: органы управления, советы, комитеты, комиссии, секции, клубы и  объединения.

  Могут создаваться  структуры, куда входят педагоги и учащиеся.

  Усложнение  функций современной образовательной  школы, изменение содержания и условий  ее деятельности повлекли за собой  значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности директора школы, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в системе "администрация - учитель - учащийся - родитель". Все это поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень и предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их организационно-педагогической деятельности.

  Теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение  развития школы составляет функцию  педагогического совета школы, методическое и информационное обеспечение осуществляет методический совет школы, методические объединения учителей-предметников. Функция организационного материального  обеспечения возлагается на школьный совет, в обязанности которого входит мобилизация всех участников педагогического  процесса (учителей, учащихся, родителей) на реализацию образовательной программы  и развитие школы.

  Особое  место в организационно-педагогической деятельности директора занимают так  называемые совещания при директоре, которые могут иметь форму  планерки, оперативного совещания, административного  совета или расширенного совещания  с приглашением руководителей общественных организаций и отдельных членов школьного коллектива.

  Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной  и тематической информации о состоянии  учебно-воспитательного процесса в  школе и его результатах, об уровне и качестве управления им и на основе ее оперативного анализа вырабатывать и своевременно принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и управленческого  аппарата.

  Система управления школой отражает как вертикальные, так и горизонтальные связи, что  свидетельствует о ее демократизме, сочетании централизации и децентрализации. От четко скоординированной, спланированной и организованной работы всех звеньев  системы управления школы зависит  результативность процесса образования, который включает в себя обучение и воспитание школьников.

  Управление  образовательным процессом осуществляется через систему внутришкольного  контроля, систему мониторинга за качеством преподавания и уровнем  обученности учащихся, состоянием их здоровья, уровнем воспитанности  и развитием познавательной деятельности учащихся. Полученные результаты мониторингов и контроля позволяют принять  правильное управленческое решение  по регулированию и коррекции  образовательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической  основе с использованием технологических  карт, схем анализа уроков и результатов  деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и обобщения  полученных результатов. Функцию контроля выполняет либо учитель, либо председатель мо, либо администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении образовательным  процессом позволяет повысить его  качество и результативность.

  Воспитательные  задачи учителя, обеспечивающие эффективное  управление образовательным процессом, является знание ученика, его способностей, интересов, психологических и физиологических  особенностей.

  В школе  развивается ученическое самоуправление. Структура школьного управления строится на 3-х уровнях: на первом - базисном - ученическое самоуправление в классном коллективе, на втором - школьная, ученическая, на третьем - общешкольное самоуправление в коллективе школы. Содержание работы органов самоуправления определяется видами деятельности учащихся: познавательная, самообслуживание, художественно - эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская, информационная.

  Познавательная  деятельность организуется и проводится в формах:

  предметные  олимпиады, недели, вечера, конференции, встречи с интересными людьми.

  Самообслуживание - это забота о порядке, чистоте, благоустройстве  школы, территории (направление "Мой  двор - моя улица"), организация  дежурства, проведение субботников  и воскресников.

  Художественно-эстетическая - это праздники и конкурсы, посвященные  ВОВ, школе, КВНы, выставки.

  Спортивно-оздоровительная  деятельность - это проведение "Веселых  стартов" для учащихся начальной  школы, первенства по футболу, волейболу, спортивные праздники.

  Шефская деятельность - это оказание помощи младшим школьникам, забота о ветеранах  войны и труда, организация помощи детским домам.

  Непременным условием развития школы является сотрудничество пед.коллектива с родителями учащихся. В школе работает выборный родительский комитет, решающий вопросы создания благоприятных условий образования  и воспитания школьников, а в каждом классе - классный родительский комитет. т.о., организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи:

  - создание  в школе комфортных условий  для развития личности каждого  ребенка; 

  - достижения  нравственно-педагогического и духовного  единства родителей; 

  - формирование  отношений сотрудничества, взаимного  уважения и доверия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  В зависимости  от форм организации совместной деятельности нам приходиться выбирать методы обучения. То есть форма диктует  метод.

  При выборе форм учебной работы на занятии учитывается, как определённая форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие профессиональных навыков  учащихся.

  Конструируя занятия, на основе тщательного анализа  возможностей конкретных форм, необходимо подбирать их сочетания, обеспечивающие высокую эффективность учебного процесса, оптимальную результативность учебной деятельности всех групп  учащихся при рационально расходуемом  времени.

  Вся система  педагогической деятельности и взаимоотношений  с воспитанниками становится тем  условием, при котором формируется  интерес, любознательность, стремление учащихся к расширению своих познаний. Воспитание всесторонне развитого, высококультурного человека требует  такого обучения, которое обеспечило бы последовательность усвоения учащимися  определенной системы знаний в разных областях наук.

Информация о работе Отрасль образования