Отрасль образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс необходимо его организовать.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

I.Подходы к образованию…………………………………...………………………4

II.Организация и технология образовательного процесса………………………..6

Общие формы организации работы с учащимися в процессе обучения……...6

Конкретные формы организации работы с учащимися в процессе обучения..7

III.Система образовательных учреждений…………………………………..……10

IV. Организационная структура управления образовательным процессом…....15

Заключение…………………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

контр.раб.docx

— 77.29 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

I.Подходы к образованию…………………………………...………………………4

II.Организация и технология образовательного процесса………………………..6

  Общие формы  организации работы с учащимися  в процессе обучения……...6

  Конкретные  формы организации работы с учащимися  в процессе обучения..7

III.Система образовательных учреждений…………………………………..……10

IV. Организационная структура управления образовательным процессом…....15

Заключение…………………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………………25

Приложения…………………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс  необходимо его организовать. Что  же такое организация? В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация  есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального  или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта». Там же подчеркивается, что важны  именно эти «значения понятия  организации, относящиеся как к  объектам природы, как и социальной деятельности и характеризующие  организацию как расположение и  взаимосвязь элементов некоторого целого (предметная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть)».

   Такими  элементами (частями) процесса обучения являются его звенья.

   Звено- это составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свою целую структуру - состоит из взаимосвязанных этапов решающих определенные задачи: постановки цели, обобщение знаний, подведение итогов урока, определение домашнего  знания и д.р.

Каждая  конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет  следующие этапы: постановки цели и  актуализации знаний, ведения новых  знаний и первичного их основания  учащимися, обобщения знаний оперирования ими, контроля усвоения.

В каждом этапе используются соответствующие  цели, источники знаний, методы, приемы обучения, а так же формы учебной работы.

Организация и проведение учебного процесса должны быть такими, чтобы он полностью  удовлетворял ведущим потребностям учащихся, а доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся были мотивы познания окружающего мира, мотивы самоосуществления себя как  личности, собственного совершенствования, развития себя как гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности.

Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие  в целеполагании ближайшей своей  деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образов, становились  их собственными, личными целями.

Можно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся чувствовали себя полноправными субъектами этого  процесса, свободными в творческом достижении этого процесса, свободными в творческом достижении принятых ими целей обучения и воспитания.

Включая учащихся в активную работу, используя  при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности, учителя - новаторы значительно расширяют  учебно-воспитательные возможности  урока. Изучение опыта творчески  работающих учителей говорит о том, что умелое использование форм, видов  учебной деятельности учащихся в  их оптимальном сочетании имеет  решающее значение и повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

Основная  задача средних специальных учебных  заведений - подготовка студентов к  предстоящей трудовой деятельности. В труде специалиста большое  место занимает умение- способность  использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать  свою работу, делать расчеты, принимать  оперативные решения на основе анализа  сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда. И  умения и навыки формируются в  процессе деятельности. Чтобы выбрать  план или иной навык, необходимы многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуации. 
 

I. Подходы к образованию 

Уже в  античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.

Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого  педагога А.Дистервега (1790—1866) «О природосообразности  и культуросообразности в обучении».

Сторонники  культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят  исключительно от культурной среды, в которую «погружён» обучающийся (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек  с книгами, компьютеров в классах  и дома и т. п.). Существенным разнообразием  природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Характерной  особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов  учащихся и отсев неуспевающих. При  нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми  намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия нежелающих и/или  неспособных учиться (уточним, что  именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой  группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные  плоды такого обучения далеко превосходят  его положительные составляющие.

Так, в  обязательной общеобразовательной  школе, по мнению ряда специалистов (В. В. Кумарин, проф., д.п.н. «Педагогика  стандартности или почему детям  плохо в школе» М., 1996) с её огромным разнообразием целей и природных  способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Любопытный  факт из вышеупомянутой книги: в Царской  России (вторая пол. XIX в.) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших  в 1-й класс — и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской, и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.

Поэтому многие вопросы воспитания и обучения будут решаться существенно по разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному  подходу к обучению.

Заметим, что такая приверженность проявляется  и в используемой системе понятий. Так, сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а  природосообразности — «просвещением» (просвещают имеющееся, а новообразовывать можно и на пустом месте), а соответствующих  работников народного просвещения  — «просвещенцами». Для культуросообразного  подхода характерны понятия «новообразование способностей» (в силу большого сходства с раковыми заболеваниями нередко  переиначивается как «формирование  способностей»), пренебрежение прилагательным «природные» по отношению к «способностям», замена самого слова «способности»  на «задатки». Отсюда же проистекает  распространённость убеждения многих чиновников от образования о том, что слово элита (отборная часть) может относится только к деятелям умственного труда («мастера — золотые  руки» остались только в дореволюционных  сказках), в связи с чем, к примеру, вся российская общеобразовательная  школа уже много лет (как водится  без учёта действительных возможностей и потребностей общества) «затачивается» под подготовку к высшей школе. 

II.Организация и технология образовательного процесса

  Общие формы организации  работы с учащимися  в процессе обучения

В современной  дидактике понятием «общие формы  организации обучения» объединяют:

- индивидуальную,

- групповую  (коллективную),

- фронтальную.

Они пронизывают  весь учебный процесс. Они могут  применяться как на обязательных (классных), так и на внеурочных занятиях.

Эти формы  организации обучения отличают друг от друга охват учащихся учебной  работой, особенности управления их учебной деятельности со стороны

Индивидуальная  форма предполагает соответствие заданий  способностям учащихся, подбор таких  приёмов и средств которые  обеспечат оптимальное развитие каждого учащегося.

Групповая форма вызывает у каждого учащегося  заинтересованное отношение к общей  работе, требует творческой активности, рождает подлинные коллективистские отношения, общественно- ценные мотивы деятельности и поведения.

Фронтальная форма прививает умения слушать  чужое мнение, сравнивать, дополнять, находить ошибки, оценивать.

Фронтальные формы, групповые формы, как и  индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и д.р. Они могут применяться  как на обязательных (классных), так и внеурочных занятиях.

Фронтальная форма организует, учащихся, задает единый темп работы. Однако такая форма  организации обучения не рассчитана на учет индивидуальных особенностей различных учащихся. Может получиться так, что взятый темп занятия слабым учащимся будет высоким, а сильным- низким.

При групповой  форме состав класса разбивается  на группы, бригады, звенья. В этом случае нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной  деятельностью. Такая форма предполагает сотрудничество учащихся в малых группах, причем работа в них строится на принципах самоуправления учащихся с менее жестким контролем преподавателя. Групповые формы правомерно подразделять на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые, дифференцированно групповые, работа в парах. Отличительный и существенный признак групповой формы учебных занятий: в каждый момент общения одного говорящего слушает группа людей.

Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной  форме учебной работы организует учебная деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса - достижение наивысших результатов  при минимальных затратах времени, сил, энергии, средств в тех или  иных конкретных условиях предполагает использование всех организационных  форм обучения.

  Конкретные  формы организации  работы с учащимися  в процессе обучения.

  Процесс обучения реализует только через  конкретные формы его организации. Среди конкретных форм организации  работы с учащимися в процессе обучения можно выделить: урочные  и внеурочные.

  Урочные:

  • урок
  • лекция
  • семинар
  • практикум
  • зачет
  • экзамен

  Внеурочные:

  • регулярные:
  • домашняя работа
  • факультативные занятия или групповые, индивидуальные
  • работа с научно-популярной литературой
  • телевизионные передачи
  • дополнительные занятия

  2)эпизодические:

  • реферативные работы
  • тематические конференции

Технология  образовательного процесса

  В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о  процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы  яснее, понятнее, красочнее, чем в  учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором  познавательной деятельности ученика. Учитель должен организовать и управлять  учебной деятельностью школьника. А реализовать это можно, используя  различные современные педагогические технологии, адекватные поставленным задачам.

  Именно  использование педагогических технологий позволяет учителю обрести новые  возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его  эффективность.

  Каковы  же признаки педагогической технологии? Самыми существенными являются следующие:

  1. Диагностическое целеполагание и результативность, которые предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения.
  2. Оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения.
  3. Возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на чётко определённые цели.

Информация о работе Отрасль образования