Отчет по педдипломной практике в лицеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:37, отчет по практике

Описание работы

Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания.

Содержание

Содержание.
Цель педагогической практики……………………………………..…………2
Задачи практики…………………………………………………………….…..2
Портрет характеристика Лицея………………………………………….…….3
Характеристика на учащуюся группы СТ-21………………………….……5
Фотография (описание) посещенного урока истории………………………..6
План - конспект урока истории в группе СТ-21……………………...………8
Посещения занятий………………………………………………………...…12
Обусловленные свойства и характеристика учителя………………….……14
Современная школа…………………………………………………….……..15
Устав………………………………………………………………………..….16
Рабочая учебная программа 2 курса……………………………..…………..19
Программа работы педагога – психолога в Профессиональном лицее Курочкина на 2010 год………………………………………………………………………………….21
Программа социально – педагогической работы………………………...…23
Заключительный этап……………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

чистовикOffice Word (2).docx

— 54.63 Кб (Скачать)

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская.

Цели:

- систематизировать  материал по теме “Характеристика  социального строя России в  начале XX века”; 

- обобщить  материал по истории России  в 1914 -1917 гг.;

- определить  причины раскола российского  общества на противоборствующие  группировки в 1918 г.;

- продолжить  формирование навыков анализа  исторических документов;

- понять, что трагедия Гражданской войны  учит отказу от ненависти, от  насилия и произвола как метода  государственного строительства,  всей организации жизни. 

Оборудование:

- Жарова  Л.Н. Мишина И.А. История Отечества.1900-1940 гг.: М., Просвещение, 1992.

- Часть  1, 2 мультимедийного учебника “История России. ХХ век”: М., Клио Софт, 2000.

- Бабель  И. Конармия. Одесские рассказы. Пьесы.  Статьи. Письма. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1991.

Предварительная работа:

Класс разделён на семь групп по 4 человека. Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Индуктор. Для того чтобы участники мастерской  могли вжиться в историческую  ситуацию и глубоко почувствовать  трагизм гражданской войны, в  качестве индуктора было выбрано  слово “судьба”. Учащимся предлагаются  карточки, на которых определены  основные социальные группы населения  России в начале XX века (Приложение 1). Итак, в начале работы мастерской  участники наугад выбирают карточку  со своей “судьбой”.

2. Творческое  задание. В ходе анализа документов  предлагается составить социально-экономический  портрет своего сословия или  класса, описать, как рассматриваемая  категория людей могла жить  на свой годовой доход.

3. Работа  с материалами. Учащиеся работают  с материалами “Годовой доход  разных групп населения” (Приложение 2), “Количественные показатели переписи  населения на 1897 г.” (Приложение 3), “Образ жизни и нравы разных  групп населения” (Приложение 4). Группам  материалы даются по тем категориям  населения, которые они представляют.

4. Социализация. Представление группами результатов  своей работы через устные  выступления учащихся.

5. Промежуточная  рефлексия. Определение главного  итога представленных результатов  работы: была ли поляризована  социальная жизнь в России  начала XX века.

6. Разрыв. Учащимся предлагается прослушать  историческую ретроспективу, предлагаемую  учителем:

1914 г. - Россия вступает в первую мировую  войну;

1915 - 1917 гг. - общенациональный кризис;

1917 г. - Февральская буржуазно - демократическая  революция;

октябрь 1917 г. - пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией исторических событий. Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая “проживать” выбранную судьбу.

7. Обращение  к новой информации. Учащимся  предлагаются материалы “Мероприятия  Советской власти” (Приложение 5).

8. Социализация. Учащиеся в группах предлагают  свои варианты ответа и определяют  своё отношение к новой власти - власти большевиков 

9. Обращение  к новой информации. Учащимся  предлагается проанализировать  программы “белого”, “красного”  и “зелёного” движения. (Приложение 6). Какое движение будет поддерживать  та или иная социальная категория  населения (поставить флажок своего  цвета на стол).

10. Социализация. Учащиеся объясняют, почему они  поддержали то или иное движение.

11. Обращение  к новой информации. Учащимся  предлагаются материалы о том,  как каждая из сторон защищала  свои интересы (Приложение 7).

12. Социализация. Представление группами результатов  своей работы через устные  выступления учащихся.

13. Общая  рефлексия. В чём же состоит  трагизм Гражданской войны?

М. Цветаева.

Все рядком лежат

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой

Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белым стал:

Смерть  побелила.

14. Домашнее  задание. Приготовить устные сообщения  об участниках Гражданской войны.

Анализ  содержания урока 

Тема  урока: Гражданская война -- величайшая трагедия в истории России ХХ века. Урок истории в группе СТ-21

Вывод: урок прошел достаточно хорошо. Были поставлены цели и определены задачи, которые сооответствовали выработке необходимых общеучебных навыков у школьников. По содержанию урок очень насыщенный. Для успешного проведения урока существовали мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Была установлена обратная связь с аудиторией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Посещения занятий

Посещение занятий преподавателей базы практики ставит перед собой цель усвоения определенного опыта и подготовки к проведению самостоятельных занятий.

Первый  урок - урок-лекция. Учитель рассказывала новую тему. Тема урока «Движение  Степана Разина».

При этом теоретическая информация сопровождалась пояснениями, примерами, основные исторические даты отображались на доске. Центральные  моменты темы записывались учениками.

По непонятным моментам ученики задавали вопросы.

На дом  было задано изучить материал, используя  конспект и учебник, а также решить ответить на вопросы по теме в конце  параграфа.

Другое  занятие, на котором я присутствовала, был урок всеобщей истории. Тема - «Формирование  двух модулей экономического развития». Рассматривались вопросы, связанные  со значением и типами экономического развития, урегулированием территориальных  вопросов, изменением в составе населения  и др. Метод проведения занятия - активный в форме дискуссии.

“Посмотри на прошлое - увидишь будущее”- гласит народная мудрость, история дает нам  возможность познать как будущее, так и настоящее. Ученикам была дана возможность высказать свои точки  зрения по данной теме, как я и  ожидал, класс разделился в основном на две группы каждая из которых довольно сильно аргументировала свою точку зрения. Положительным моментом, который я отметил для себя, было то, что ученики были очень хорошо подготовлены и имели полное представление о том моменте истории который был представлен для дискуссии.

В конце  занятия были подведены итоги  и названа тема для следующей  дискуссии.

Положительной чертой данного урока является то, что дискуссия дает возможность  всем участвовать в рассмотрении вопроса, дает возможность всем высказать  свою точку зрения и дать ей обоснование. Учитель выступает в качестве консультанта и старается контролировать ход мыслей учащихся, направляя их в нужное русло.

Умение  владеть классом. Здесь, скорее всего, педагогика уступает место психологии. Важно прочувствовать, что от тебя ждут, и мгновенно реагировать  на настроения в классе, уметь прислушиваться к пожеланиям обучаемых, уважать  их исследовательский интерес.

Отношение к отдельным ученикам. Все ученики  разные и для достижения успеха необходимо применять индивидуальный подход. Нельзя ко всем ученикам относиться одинаково, “причесывать всех под одну гребенку”. Хороший преподаватель должен учитывать  личные особенности каждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике его способности, заставить поверить в себя. Также  процесс обучения носит воспитательный характер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитывать  преподавателю.

Стиль, тон, такт. Все это имеет огромное значение, также как и наблюдательность, находчивость, т. к. учителю важно  найти контакт с аудиторией, но вместе с тем необходимо держать  дистанцию. Напряженные ситуации можно  разряжать с помощью уместной шутки, короткой смешной истории.

Поведение учеников. Хорошее поведение учеников - одно из слагаемых их успеваемости. Если ученик собран и нацелен на учебу, то он достигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке  необходимо поддерживать и не позволять  ученикам чрезмерно расслабляться.

Организационный аспект занятости. Большую роль в  процессе общения играет обстановка в классе, которая должна максимально  благоприятствовать учебе: оборудование, помогающее в изложении материала; рациональное использование времени; расстановка парт.

Результаты  урока. Выводы. Прослушанные уроки и  их анализ позволили узнать больше о процессе преподавания, содействовали  созданию своего плана для проведения уроков. В качестве вывода следует  сказать, что только при выполнении всех вышеперечисленных условий  можно говорить об успешном изложении  материала и об удавшемся организационном  процессе обучения. 
 
 

Обусловленные свойства и характеристика учителя.

В состав профессионально обусловленных  свойств и характеристик учителя  входят общая направленность его  личности (социальная зрелость и гражданская  ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

профессиональная  работоспособность;

физическое  и психическое  здоровье.

Учителя раз в пять лет проходят курсы  повышения квалификации.

В Лицее  существует инструктивно методический кабинет в котором работает 4 методических комисии. 
 
 
 
 
 

Современная школа.

Модель  современной школы должна соответствовать  целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. 
     Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. 
     У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования. 
     Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. 
     При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях

Информация о работе Отчет по педдипломной практике в лицеи