Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
" во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

Содержание

Введение. 2
Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. 4
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. 5
Рисование пальчиками 5
Оттиск печатками из овощей (картофеля, моркови ит.д.),
ластика, ниток. 6
Оттиск поролоном. 6
Восковые мелки + акварель. 7
Фотокопия – рисование свечой. 8
Печать по трафарету. 8
Монотипия предметная. 9
Кляксография обычная. 10
Кляксография с трубочкой. 11
Отпечатки листьев. 11
Монотипия пейзажная. 12
Рисунки из ладошки. 13
Оттиск смятой бумагой (целлофановым пакетом). 14
Кляксография с ниточкой. 14
Набрызг. 15
Расчесывание краски. 16
Граттаж. 17
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 50.73 Кб (Скачать)

Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры[1, стр.43].

Воспроизведение:  рисунок №8.

 

    1. Нетрадиционная техника: печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: различные виды зонтов, рисунки зонтов, трафареты зонтов и различных украшений(цветы, геометрические фигуры, листочки и т.д.), поролоновый тампон для печати, гуашь)

Загадывается загадки  про зонтики. Воспитатель с детьми подходит к выставке зонтиков. В процессе беседы определяется, что зонты бывают разных размеров и расцветок в зависимости от того, для кого они предназначены (мужские, женские, детские). Предлагается выбрать понравившийся трафарет, чтобы нарисовать зонт.

Напоминаются способы  создания рисунка: к листу приложить  трафарет, не сдвигая его, поролоновым  тампоном наносить краску.  В процессе деятельности детей корректируются их действия. После работы предлагается поиграть в игру на координацию речи с движением «Дождик».

В конце занятия ребята объясняют, для кого рисовали свои зонтики. Педагог хвалит детей за выполненную  работу[4, стр.27].

Воспроизведение: приложение рисунок №9.

 

    1. Нетрадиционная техника: монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

Ознакомление с техникой детей старшей группы:

(оборудование: вырезанные из белой бумаги силуэты различных симметричных и асимметричных предметов (гриб, чайник, чашка, цветок, человек и др.), белая бумага гуашь, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек,  образцы рисунков бабочек разного цвета)

Воспитатель загадывает детям загадку про  бабочку. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают изображение бабочки, вырезанное из бумаги. Определяется, что  одна половинка бабочки очень  похожа на другую. Педагог рассказывает детям о том, что в природе  существует много предметов, животных и растений, у которых половинки  одинаковые. Их называют симметричными.  Затем педагог приводит примеры и показывает детям асимметричные предметы.

Потом воспитатель показывает детям образцы  рисунков и иллюстрации с изображением бабочек.  Предлагается выбрать бабочку, которую ребенок будет рисовать.  Затем педагог объясняет, как  рисовать бабочку, соблюдая правила монотипии.

Дети  приступают к работе, воспитатель  помогает им. После того как дети закончат рисовать, предлагается подвижная игра «Мотылек».

Дети  просматривают рисунки и выбирают изображения самой яркой  бабочки, самой необычной, ночной и т. д.[4, стр. 85].

Воспроизведение:  рисунок№10.

 

    1.   Нетрадиционная техника:  кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Ознакомление с техникой детей старшей группы:

(оборудование: альбомный лист, мисочки с жидкой гуашью, кисть, пластмассовая ложечка, поролоновые тампоны, готовые работы по кляксографии для образца).

Воспитатель рассказывает детям, что такое клякса, показывает изображения животных, вместе они обсуждают, каким из предложенных способов и каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, что подобным способом можно рисовать птиц, демонстрируя свои эскизы. Затем педагог показывает, как нарисовать в небе птицу. Дети приступают к работе, взрослый помогает по мере необходимости. После работы детям предлагается упражнение для пальчиков: «Птичек стайка» (И.Токмакова).

Дети рассматривают  рисунки и выбирают самую красивую птицу, летящую в небе[4, стр. 29].

Воспроизведение: рисунок №11.

 

 

 

    1.   Нетрадиционная техника: кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Ознакомление с техникой детей старшей группы:

(оборудование: репродукции с осенними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук)

Педагог проводит беседу об осени, в которую  включает различные произведения («Золотая осень» Е.Авдиенко, «Сундучок осени» В.Пальчинскайте, «Осень» -из книги  «Четыре художника» Г.Скребицкого), чтение которых сопровождает показом  иллюстраций  с осенними пейзажами.

Затем педагог  сообщает, что сегодня дети будут  рисовать осеннюю композицию, но необычным  способом - при помощи своего дыхания. На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку, и ее нижний конец направить в серединку лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку  и раздувать краску от центра в разные стороны. Вы увидите как у кляксы разбегутся по листу «лапки» (можно дать детямl дополнительный лист для упражнения в раздувании кляксы).  Затем на основном листе этим способом рисуются деревья, ежи. С помощью кисточки дорисовываются недостающие детали (листья, яблоки или грибы у ежей, мордочки, глаза, носик у ежа) и элементы композиции.

Подводятся  итоги  работы, педагог хвалит детей  за выполненную работу[1, стр.32].

Воспроизведение: приложение рисунок№12.

 

    1.  Нетрадиционная техника: отпечатки листьев.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребенок прикладывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовывать кистью.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: листья разных пород деревьев (4-5 видов), 2 альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»)

Воспитатель проводит беседу с детьми о листопаде, листьях  на деревьях осенью – какого они  цвета, формы. Затем вместе рассматривают  репродукцию картины.

Педагог предлагает детям  полетать вместе  с листиками и ветерком (физкультминутка «Листики»).

После физкультминутки  дети рассматривают свою осеннюю  коллекцию листьев. Воспитатель  обращает внимание детей на то, что  если посмотреть на листик внимательно, то можно увидеть в каждом из них  маленькое деревце. В середине листика  проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки- веточки, листик напоминает крону дерева. Черенок напоминает ствол.

Педагог объясняет каким  способом сегодня дети будут рисовать: взять любой понравившийся листик, покрыть его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и  не забывая окрашивать края (делать это лучше на отдельном листе  бумаги). Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа. Таким же образом делают отпечаток с другого листка, окрашивая его в другой цвет, а можно в тот же. Можно повторно использовать уже окрашенный листок, нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки  в цветной кроне.  Дети рассматривают  получившиеся рисунки. Педагог подводит итоги, благодарит детей за работу[1, стр.5].

Воспроизведение: приложение рисунок№13.

 

    1.  Нетрадиционная техника: монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался  от отпечатка, для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Ознакомление с техникой детей подготовительной группы:

(оборудование: репродукции картин, детские рисунки прошлых лет, альбомный лист, акварель, кисти, губка для смачивания листа)

Воспитатель показывает картины с изображением осени, обращает внимание детей на признаки осени. Воспитатель демонстрирует  рисунки детей прошлого года, указывает  на  наиболее удачные цветовые решения. Педагог показывает, как начать рисовать. Сначала на половине листа рисуется пейзаж: деревья, трава, кусты, небо, другая половина смачивается губкой с водой, лист быстро складывается пополам, половинки прижимаются руками. Раскрывается лист, и получается изображение, отраженное в озере. Дети приступают к работе, педагог помогает по мере необходимости. После того как все работы высохли, воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки, выделяют наиболее удачные, а в других отмечают положительные моменты[4, стр.69].

Воспроизведение: приложение рисунок №14.

    1. Нетрадиционная техника: рисунки из ладошки.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Способ получения изображения: растопырив пальчики, ребенок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает  необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: альбомные листы, простой карандаш гуашь или акварель, кисти, иллюстрации с изображением аквариума рыбок)

Воспитатель вместе с детьми рассматривают обитателей аквариума, грунт, водоросли. Педагог  загадывает загадку про рыбку.    Воспитатель показывает, как с  помощью руки можно нарисовать рыбку. Затем - как дополнить рисунок деталями и раскрасить, добавляя изображения водорослей и грунта. Дети приступают к работе, педагог им помогает, если у них возникают трудности. После рисования проводится пальчиковая гимнастика: «Жил да был один налим…».

Затем рассматриваются рисунки, выбираются изображения самых ярких, необычных, красивых рыбок[4,стр. 75].

Воспроизведение: рисунок №15.

    1.   Нетрадиционная техника: оттиск смятой бумагой (целлофановым пакетом).

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: альбомный лист, гуашь, поролон, жесткая кисть, скомканная бумага, тарелочки для печати, эскизы, фото, иллюстрации с изображением разных животных)

Педагог читает стихотворение Б.Заходера «Про все на свете». Дети высказывают  свои впечатления, рассматриваю фото, иллюстрации, сравнивают таких разных пушистых и колючих зверей: котенка  и ежика, птиц: цыпленка и филина. Отмечают не только их различия, но и  сходства. Ребятам показываются художественные техники, наиболее подходящие  для  изображения пушистого (оттиск поролоном) и колючего (тычок жесткой кистью, скомканной бумагой). Дети рисуют понравившееся  им животное, стараясь передать несложный  сюжет. Рисунок дополняется изображением травы, цветов, грибов, веток, деревьев и превращается в пейзаж.

Дети  рассматривают рисунки, выбирают самое  пушистое, самое колючее животное, то, которое понравится. Всем животным придумываются названия (клички)[5, стр. 110].

Воспроизведение: приложение рисунок№16.

 

    1.   Нетрадиционная техника: кляксография с ниточкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Ознакомление с техникой детей старшей группы:

(оборудование: альбомный лист, дополнительный лист размером ½ А4, жидко разведенная гуашь в мисочке, нитка средней толщины)

Информация о работе Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте