Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
" во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

Содержание

Введение. 2
Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. 4
Нетрадиционные художественно-графические техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. 5
Рисование пальчиками 5
Оттиск печатками из овощей (картофеля, моркови ит.д.),
ластика, ниток. 6
Оттиск поролоном. 6
Восковые мелки + акварель. 7
Фотокопия – рисование свечой. 8
Печать по трафарету. 8
Монотипия предметная. 9
Кляксография обычная. 10
Кляксография с трубочкой. 11
Отпечатки листьев. 11
Монотипия пейзажная. 12
Рисунки из ладошки. 13
Оттиск смятой бумагой (целлофановым пакетом). 14
Кляксография с ниточкой. 14
Набрызг. 15
Расчесывание краски. 16
Граттаж. 17
Библиографический список 19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 50.73 Кб (Скачать)

 

Оглавление 

 

Введение.            2   

Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте.  4

Нетрадиционные художественно-графические техники:

 

  1. Тычок жесткой полусухой кистью.      5
  2. Рисование пальчиками.       5
  3. Оттиск печатками из овощей (картофеля, моркови ит.д.),

ластика, ниток.         6

  1. Оттиск поролоном.        6
  2. Восковые мелки + акварель.       7
  3. Фотокопия – рисование свечой.      8
  4. Печать по трафарету.        8
  5. Монотипия предметная.       9
  6. Кляксография обычная.       10 
  7. Кляксография с трубочкой.       11
  8. Отпечатки листьев.        11
  9. Монотипия пейзажная.       12
  10. Рисунки из ладошки.        13
  11. Оттиск смятой бумагой (целлофановым пакетом).   14
  12. Кляксография с ниточкой.       14
  13. Набрызг.          15
  14. Расчесывание краски.        16 
  15. Граттаж.          17

 

Библиографический список        19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Ум  ребенка – на кончиках его пальцев.

В.И.Сухомлинский

 

 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.  
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:  
" во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;  
" во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.  
" в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.  
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.  
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Опыт показывает, что  одно из наиболее важных условий успешного  развития детского художественного  творчества - разнообразие и вариативность  работы с детьми на занятиях. Новизна  обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся  задания, возможность выбора и еще  многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную  деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель  создавал новую ситуацию так, чтобы  дети, с одной стороны, могли применить  усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако  внести разнообразие во все моменты  работы и в свободную детскую  деятельность, придумывать множество  вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных  правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким  положением («Дерево рисуется снизу  вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось  шаблона (рисовать только на альбомном  листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно  выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать [3, С. 18].

Чем разнообразнее будут  условия, в которых протекает  изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее  станут развиваться детские художественные способности.

Великий французский  просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит настолько актуально и верно, что вряд ли кто осмелится оспорить ее. Конечно, не все дети станут художниками или скульпторами, но время когда они могут свободно творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограничено. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Именно через нее ребенок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему. 

На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, которая позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

Существует много  техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно  рисовать пальчиками, делать рисунок  собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Доступность использования  нетрадиционных техник  определяется возрастными особенностями дошкольников.

С детьми младшего дошкольного  возраста можно использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного  возраста можно знакомить с более  сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- оттиск печатками из ластика;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще  более трудные методы и техники:

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- оттиск смятой бумагой;

- кляксография с ниточкой;

- набрызг;

- граттаж;

- расчесывание краски;

- кляксография обычная.

Каждый из этих методов  – это маленькая игра. Их использование  позволяет детям чувствовать  себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К  тому же работа способствует развитию координации движения.

 

 

 

Нетрадиционные художественно-графические  техники 

 

  1. Нетрадиционная техника: тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, область или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ознакомление с техникой детей младшей группы:

(оборудование: альбомный лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки, краски)

Читается  детям загадка про ежа, когда  дети ее отгадают, педагог читает рассказ Е.Чарушина  «Еж». Воспитатель предлагает детям нарисовать такого же ежа, какого нашли ребята в лесу. Дети рассматривают картинку или образец, показывают на изображении туловище, голову, лапки, носик, глаза, иголки, определяют цвет. Дети начинают рисовать тычками по всему контуру, а потом внутри него.

Пока  работа сохнет, ребятам предлагается отдохнуть (физкультминутка: «Еж с ежатами»). После этого дети садятся на свои места, и рисуют недостающие детали: тонкой кистью черной гуашью глаза, нос, уши ежа, травку, небо[4, стр.33].

Воспроизведение: приложение рисунок №1.

 

  1. Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Ознакомление с техникой детей младшей группы:

(оборудование: альбомный лист с нарисованной елочкой, мисочки с красками разного цвета, салфетки)

Педагог рассматривает с детьми украшенную елочку в группе, читает отрывок из стихотворения «В лесу родилась елочка». Далее воспитатель показывает,  как с помощью пальчиков дети будут рисовать шарики на елочке «украшая» ее. Дети начинают рисовать. При затруднениях способ рисования показывается отдельно каждому ребенку. По окончанию работы пальчики вытираются салфеткой.

Проводится  пальчиковая гимнастика «елочка».

После пальчиковой гимнастики дети и воспитатель рассматривают получившиеся работы. Взрослый хвалит всех ребят за старание, а изображение самой нарядной елочки помещают на настоящую елку в группе[4, стр.47].

Воспроизведение: приложение рисунок №2.

 

  1. Нетрадиционная техника: оттиск печатками из овощей (картофеля, моркови ит.д.), ластика, ниток.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются мисочка и печатка.

Ознакомление с техникой детей младшей группы:

(оборудование: веточка с первыми листочками, печатки с  силуэтом листа, кисточки, гуашь, альбомные листы)

Воспитатель предлагает рассмотреть молодые листочки на березовой ветке. Обращает внимание детей, какого они цвета, какие они нежные. Спрашивает детей о том, на каких деревьях еще распустились листочки. Взрослый читает стихотворение: « уж верба вся пушистая…» А.Фета. Воспитатель предлагает изобразить весенние веточки березки с распустившимися листочками. Дети рисуют кисточкой веточки березки на белом альбомном листе, затем печатками ставят зеленые листочки.

Проводится физкультминутка (подвижная игра «Веснянка»).  Дети выходят из-за столов и выполняют  движения по тексту.

После паузы дети рисуют фон вокруг веточек. Дети заканчивают  свои работы и вместе с воспитателем рассматривают  получившиеся рисунки[4, стр.71].

Воспроизведение: приложение рисунки №3,№4,№5.

 

  1. Нетрадиционная техника: оттиск поролоном.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: альбомный лист, простой карандаш, набор гуашевых красок, 2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть, стаканчик с водой, салфетки, игрушка медведя)

Педагог вместе с детьми рассматривает игрушку, определяет части объекта, их форму, относительную  величину, расположение, цвет, фактурность  поверхности (круглая голова с полукруглыми ушками, большое овальное туловище с двумя овальными верхними и нижними лапами, пушистая поверхность коричневого цвета). Воспитатель предлагает детям на альбомных листах с помощью простого карандаша нарисовать медведя.

Затем  воспитатель знакомит с новым способом изображения - рисование губкой : если губку обмакнуть в краску, затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать ее от поверхности, то получится отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками пространство внутри. Дополнить рисунок деталями : тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот медвежонку, по желанию сделать яркий цветной фон вокруг медвежонка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона[2,стр.17].

Воспроизведение: приложение рисунок№6.

 

    1. Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенными.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: белая  бумага, акварель, восковые мелки,  иллюстрации и эскизы с изображением  черепах)

Педагог читает стихотворение «Черепаха» К.Чуковского. Дети вспоминают, как наблюдали за черепахами; выясняют, почему лягушки не заметили, что сели на черепаху, а не на камень. Воспитатель предлагает нарисовать черепаху восковыми мелками и показывает детям, как выполняется эта работа. Сначала акварелью рисуется фон для рисунка. Ребята приступают к работе.

Педагог напоминает детям основные правила  работы с акварелью, обращает внимание на нежность, прозрачность красок, на плавный  переход от одного тона к другому, на локальность цвета восковых мелков. При затруднении помогает детям[4, стр.61].

Воспроизведение: приложение рисунок №7.

 

    1. Нетрадиционная техника: фотокопия – рисование свечой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Способ получения изображения: рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала- свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Ознакомление с техникой детей средней группы:

(оборудование: альбомный лист,  дополнительный  лист размером ½ А4, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой)

Педагог читает  стихотворение  «Волшебник» Д.Чуяко.  Детям задается вопрос: а как мороз рисует узоры? Вспомните, кто и что увидел в  рисунках Мороза? Выслушиваются ответы с предположениями детей.

Сегодня мы с вами попробуем  сотворить волшебство - нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Педагог  предлагает детям взять в руки кусочек свечи и попробовать  провести ими по дополнительному  листу бумаги, чтобы убедиться  в том, что свеча не оставляет  видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка. Затем предлагает нарисовать морозный узор на своих основных листках. Сначала продумывается содержание будущего узора, затем выполняем рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части , спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.

Информация о работе Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте