Освоение дошкольниками алгоритмов и их применение на занятиях по математике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Содержание

Введение стр.3
История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства. стр.5
Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике. стр.9
Игры и упражнения для формирования у детей дошкольного возраста умений работать по заданному алгоритму. стр.10
Выводы стр.16
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая итог.docx

— 52.10 Кб (Скачать)

Так применяем  первое правило до тех пор, пока следует  на поставленный вопрос ответ «да». Как только ответ становится отрицательным, т. е. в полученном слове нет ни одного квадратика, расположенного левее кружочка (все кружочки расположены левее всех квадратиков), мы продвигаемся вдоль стрелки, помеченной словом «нет», которая приводит нас к новому вопросу: «Имеются ли в полученном слове два рядом стоящих кружочка?» Если имеются, то, продвигаясь вдоль стрелки, помеченной словом «да», мы приходим ко второму правилу, предписывающему убрать эти два кружочка. Затем продвигаемся дальше по стрелке, возвращающей нас к этому же вопросу, но уже относительно нового слова.

И так  продолжаем применение второго правила  то тех пор, пока следует ответ  на вопрос «да». Как только ответ  становится отрицательным, т. е. в полученном слове уже нет двух рядом стоящих кружочков, мы продвигаемся вдоль стрелки, помеченной словом «нет», приводящей нас к третьему вопросу: «Имеются ли в полученном слове два рядом стоящих квадратика?» Если имеются, то продвигаясь вдоль стрелки, помеченной словом «да», приходим к третьему правилу, предписывающему убрать эти два квадратика.

Затем стрелка  нас возвращает к вопросу до тех  пор, пока ответ на него положительный. Как только ответ становится отрицательным, мы продвигаемся вдоль стрелки, помеченной словом «нет», приводящей нас к концу игры.

Опыт  показывает, что после соответствующего разъяснения на конкретном примере шестилетние дети овладевают умением пользоваться блок-схемами.

7.Настольные игры

Настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д. 
 
                                                   8. Найди игрушку

Ребенок-водящий  выходит из комнаты. В это время  прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д.”. Дети выполняют  задание, находят игрушку. Когда  дети хорошо станут ориентироваться, задания  можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где  находится спрятаный предмет.

9. Загадки без слов [10]

Цель:  научить расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов  по их знаково-символическим обозначениям   (блоки Дьеныша).

Правила: дети «читают» задания по схемам, и следуя схеме подбирают  соответствующую фигуру.

Ход занятия-путешествия:

На этом занятии – путешествии  дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом  постучаться.

Например: (Приложение, таблица 9)

Первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой.

А вторая – круглая, красная, не толстая  и не маленькая. Значит, мы будем  искать красный, большой, тонкий круг.

Третья фигурка – синяя, квадратная, не толстая, маленькая. Значит получается – маленький синий тонкий квадрат.

Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы!

10. Автотрасса (построй дорожку)[10]

Перед ребенком табличка – правило  построения дорожки (Приложение, таблица 10)

Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный. Малыш  учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков.

Для поддержания интереса детей  хорошо предлагать различные игровые  и практические задачи:

  • мы строили дорожку до коробки с сюрпризом,
  • перебирались по мостику через речку,
  • выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.
  • ребята попали в болото, надо построить крепкий мостик. Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые.

 

11. Постройка замка

Цель: учить «читать» чертеж-схему, по схеме воспроизводить форму замка  из геометрических фигур. (Приложение, таблица 11)

Дети делятся на 2 команды. Команды анализируют чертеж замка, подбирают  необходимые кирпичики. Выиграла та команда, у которой замок  был построен быстро и правильно!

 

12. Графический диктант (Д.Б.Эльконина)

Цель: учить  действовать четко по заданной инструкции (Приложение, таблица 12)

Инструкция  для ребенка:

Сейчас  будем рисовать разные фигуры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для  этого нужно внимательно слушать  меня. Я буду говорить на сколько  клеточек и в какую сторону  нужно проводить линию. Проводи  только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как надо проводить следующую линию. Не отрывай карандаш от бумаги.

Ребенок выполняет под диктовку 4 узора.

  1. Поставь карандаш на точку: 1 клетка направо, 1 клетка вверх, 1 клетка  направо, 1 клетка вниз, 1 клетка направо  (еще раз повторить то же самое). Дальше ребенок сам продолжает рисовать узор.
  2. Поставь карандаш на точку: 1 клетка вверх, 1 клетка  направо, 1 клетка вверх, 1 клетка направо, 1 клетка вниз, 1 клетка направо, 1 клетка вниз, 1 клетка направо. Дальше ребенок сам продолжает рисовать узор.
  3. Поставь карандаш на точку: 3 клетки вверх, направо, 2 клетки вниз, 1 клетка направо, 2 клетки вверх, 1 клетка направо,3 клетки вниз, 1 клетка направо. Дальше ребенок сам продолжает рисовать узор.
  4. Поставь карандаш на точку: 3 клетки направо, 1 клетка вверх, 1 клетка налево, 2 клетки вверх, 3 клетки направо, 2 клетки вниз, 1 клетка направо, 1 клетка вниз, 3 клетки направо, 1 клетка вверх, 1 клетка налево, 2 клетки вверх. Дальше ребенок сам продолжает рисовать узор.

 

 

 

 

 

Выводы

В нашей курсовой работе мы раскрыли содержание и методику знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

1.Выявили происхождение данного термина и его определение. Алгоритм  от латинского algorismus означает регулярно вычислительный процесс. В течение столетий значение слова «алгоритм» постепенно обобщалось, и сегодня под алгоритмом понимают - описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

2.Изучили в процессе анализа педагогической литературы задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике. В процессе анализа педагогической литературы, а именно программ воспитания и развития детей в детском саду таких, как «Радуга» , «Развитие», «Истоки», «Детство», программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой, мною было выявлено, что основными направлениями работы в разделе математики являются: количество и счет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина. А раздел, касающийся алгоритмов, отдельно выделен только в программе «Детство», в других программах есть несколько упражнений и задач, связанные с алгоритмами.

3.Подобрали игры, упражнения, направленные на формирование у детей умения работать по заданному алгоритму. Приведенные игры открывают хорошие возможности для раннего внедрения в обучение простейших идей информатики, способствующие повышению развивающего эффекта обучения, формированию некоторых умений, характеризующих операционный стиль мышления и, что особенно важно, умения расчленять сложные действия на элементарные составляющие и представлять их в виде организованной  совокупности последних, умения планировать свои действия, умения строго придерживаться определенных правил, умения выражать свои действия адекватными языковыми средствами и др.

Вряд  ли нуждается в доказательстве важность этих умений в человеческой  деятельности, необходимость и возможность  как можно более раннего начала работы по их формированию у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5—6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра,—М.: Просвещение, 1991,—80 с.: ил.
  2. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович : Изд. 2-е, переработанное. – Спб. : Акцидент, 1996. – 224с.
  3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Р.Л.Березина, З.А.Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.: ил.
  4. Логика и иатематика для дошкольников / Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.: издание 2-е, исправленное и дополненное. – Спб.: Детство – Пресс, 2000. – 94 с.: ил.
  5. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 111с.
  6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.: ил.
  7. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя
  8. Николай Дмитриевич Угринович, учебник «Информатика и информ. технологии»
  9. Тьюринг А. Может ли машина мыслить? М., Мир, 1960
  10. Успенский В. Машина Поста. Наука, 1988
  11. Кормен Т., Лейзерсон, Ривес Р. Алгоритмы. Построение и анализ. М., МЦНМО, 1999
  12. Гейн А.Г. и др.. Основы информатики и вычислительной техники. 
    М., Просвещение, 1994.
  13. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. М., Просвещение, 1991.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Освоение дошкольниками алгоритмов и их применение на занятиях по математике