Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа
Благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно - познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире. У ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.
Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослым………..4
2. Внеситуативно - познавательная форма общения………………………….6
3. Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослым при внеситуативно - познавательной форме общения…………………..……8
Заключение……………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………….13
Второй тип взаимодействия, на первый взгляд, не содержит в себе недостатки первого. Образовательное содержание внешне облекается взрослым в проблемную форму - приобретает вид разного рода задач, которые предлагаются ребенку. При этом осуществляется имитация поиска и принятия решения. Но ведь взрослый отнюдь не сдает здесь своей авторитарной позиции. Он по-прежнему остается "законченным" носителем ЗУНов, содержание образования при этом приобретает квазипроблемный облик. Взрослый вырабатывает у ребенка способность к овладению сугубо операциональным составом деятельности по решению задач, наталкивая его на те способы решения, которые сам прекрасно знает. Второй тип взаимодействия, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном: внутри него не возникает истинного взаимодействия ребенка со взрослым.
Третий тип взаимодействия отличается тем, что образовательное общение несет в себе существенный элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого. Педагогические принципы, методы и методические приемы задают лишь общие ориентиры деятельности взрослого, которая направлена на формирование у ребенка тех или иных универсальных способностей. Совместно строимый взрослым и ребенком способ воспроизведения этих способностей в индивидуальных и неповторимых формах деятельности ребенка всегда является особенным. И уже в силу своей особенности он не может быть предзадан и запрограммирован. Иными словами, в такой совместной деятельности ребенок и взрослый обретают общее искомое - сам способ ее организации. Конечно, каждому из них оно представлено как бы с разных сторон. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия (т.е. в итоге сама способность в своем непосредственно-действенном, операциональном выражении). В контексте третьего типа взаимодействия становится возможным творческое приобщение ребенка к культуре. Здесь возникает ситуация неопределенности, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов такой деятельности. Это придает ей ярко выраженный универсальный, свободный и творческий характер. Совместная и равноправная универсализация способностей ребенка и взрослого служит основой гуманизации их отношений, приобретающих форму развивающего обучения.
Концепция дошкольного воспитания»
(1989г.) ориентирует педагогов на изменение
принципа построения педагогического
процесса в детском саду, проведя
сравнительный анализ двух основных
моделей взаимодействия ребенка
и взрослого: учебно-дисциплинарной
модели и личностно-ориентированной.
Вместе с тем у педагогов-практиков
до сих пор нет четкого
Вывод
Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному сотрудничеству со взрослым. Ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.
При обучении ребенка познавательному общению необходимо:
- подобрать несколько познавательных тем для общения (например, о том, как растет хлеб);
- акцентировать внимание на развитии способности к общению, а не на сообщении новых знаний;
- вопросы должны быть интересны и просты, ребенок должен их хорошо понимать, а о темах, которые в них затрагиваются, у ребенка уже должны иметься какие-нибудь знания.
Таким образом, благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно - познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире. У ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.
Литература
2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23
3. http://detki.sadik-33.ru
4. http://www.2mm.ru/vospitanie/
5. http://www.vseodetishkax.ru