Особенности взаимодействия ребёнка со взрослым при внеситуативно-познавательной форме общения в педагогическом процессе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно - познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире. У ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослым………..4
2. Внеситуативно - познавательная форма общения………………………….6
3. Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослым при внеситуативно - познавательной форме общения…………………..……8
Заключение……………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

реферат по МРР.docx

— 33.81 Кб (Скачать)

Второй тип взаимодействия, на первый взгляд, не содержит в себе недостатки первого. Образовательное содержание внешне облекается взрослым в проблемную форму - приобретает вид разного рода задач, которые предлагаются ребенку. При этом осуществляется имитация поиска и принятия решения. Но ведь взрослый отнюдь не сдает здесь своей авторитарной позиции. Он по-прежнему остается "законченным" носителем ЗУНов, содержание образования при этом приобретает квазипроблемный облик. Взрослый вырабатывает у ребенка способность к овладению сугубо операциональным составом деятельности по решению задач, наталкивая его на те способы решения, которые сам прекрасно знает. Второй тип взаимодействия, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном: внутри него не возникает истинного взаимодействия ребенка со взрослым.    

Третий  тип взаимодействия отличается тем, что образовательное общение несет в себе существенный элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого. Педагогические принципы, методы и методические приемы задают лишь общие ориентиры деятельности взрослого, которая направлена на формирование у ребенка тех или иных универсальных способностей. Совместно строимый взрослым и ребенком способ воспроизведения этих способностей в индивидуальных и неповторимых формах деятельности ребенка всегда является особенным. И уже в силу своей особенности он не может быть предзадан и запрограммирован. Иными словами, в такой совместной деятельности ребенок и взрослый обретают общее искомое - сам способ ее организации. Конечно, каждому из них оно представлено как бы с разных сторон. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия (т.е. в итоге сама способность в своем непосредственно-действенном, операциональном выражении). В контексте третьего типа взаимодействия становится возможным творческое приобщение ребенка к культуре. Здесь возникает ситуация неопределенности, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов такой деятельности. Это придает ей ярко выраженный универсальный, свободный и творческий характер. Совместная и равноправная универсализация способностей ребенка и взрослого служит основой гуманизации их отношений, приобретающих форму развивающего обучения.

Концепция дошкольного воспитания» (1989г.) ориентирует педагогов на изменение  принципа построения педагогического  процесса в детском саду, проведя  сравнительный анализ двух основных моделей взаимодействия ребенка  и взрослого: учебно-дисциплинарной модели и личностно-ориентированной. Вместе с тем у педагогов-практиков  до сих пор нет четкого представления  о целях, задачах, способах и содержании работы с детьми в рамках личностно-ориентированной  педагогики.

 

 

 

 
 

 

 

 

Вывод

Взрослея, возможности детей  расширяются. Они уже стремятся  к своеобразному сотрудничеству со взрослым. Ребенок начинает интересоваться не  только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к  познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.

При обучении ребенка познавательному  общению необходимо:

- подобрать несколько познавательных тем для общения (например, о том, как растет хлеб);

- акцентировать внимание на развитии способности к общению, а не на сообщении новых знаний;

- вопросы должны быть интересны и просты, ребенок должен их хорошо понимать, а о темах, которые в них затрагиваются, у ребенка уже должны иметься какие-нибудь знания.

Таким образом, благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно - познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде  разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире. У ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.

 

 

Литература

1. . Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23

3. http://detki.sadik-33.ru

4. http://www.2mm.ru/vospitanie/150

5. http://www.vseodetishkax.ru


Информация о работе Особенности взаимодействия ребёнка со взрослым при внеситуативно-познавательной форме общения в педагогическом процессе.