Особенности взаимодействия ребёнка со взрослым при внеситуативно-познавательной форме общения в педагогическом процессе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Благодаря освоению речи становится возможным внеситуативно - познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире. У ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослым………..4
2. Внеситуативно - познавательная форма общения………………………….6
3. Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста со взрослым при внеситуативно - познавательной форме общения…………………..……8
Заключение……………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

реферат по МРР.docx

— 33.81 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Дошкольная  педагогика и психология»

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

(очное отделение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по методике развития речи на тему:

Особенности взаимодействия ребёнка со взрослым при

внеситуативно- познавательной форме общения в

педагогическом процессе.

 

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Исполнитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

Оглавление:

    Введение………………………………………………………………………3

1. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослым………..4

2. Внеситуативно - познавательная форма общения………………………….6

3. Особенности взаимодействия  детей дошкольного возраста со взрослым при внеситуативно - познавательной форме общения…………………..……8

   Заключение……………………………………………………………………12

   Литература…………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Которое является важнейшим средством коммуникации не уровне внеситуативно - познавательной формы общения, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то "теоретическое" сотрудничество, которое составляет суть данной формы общения. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В ходе своего развития, речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. 
 

 

 

 

 

 

1. Особенности  общения дошкольника со взрослым

Дошкольное детство - пора жизни, когда перед ребёнком раскрывается неведомый мир взрослых людей, существенно  изменяющий и преобразующий психику  маленького человека. Большую роль в этот период играет общение, которое  открывает ребёнку путь в бескрайний мир людей. Общение со взрослым помогает ребёнку устанавливать контакты, познавать себя и других. Взрослый, как уже говорилось ранее, является ребёнку в качестве образца для подражания.

Взрослый для ребёнка - не просто условие личностного  развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребёнком устанавливаются  глубокие личные взаимоотношения, или  точнее, взаимоотношения, внутри которых  осуществляется личностное становление  и развитие каждого. В этом смысле мы говорим о развивающих взаимодействия "взрослый - ребёнок". Совместная деятельность взрослого и ребёнка, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом - вот та среда, в которой развивается личность ребёнка и личность взрослого как воспитателя.

Социальный взрослый (воспитатель) не только носитель различного рода служебных  обязанностей. Взрослый интересен ребёнку  сам по себе как таковой - как носитель "взрослых" видов деятельности, своей устремлённостью к познанию, творчеству, переживаниям. Ответ на вопрос, что замечает ребёнок в  процессе общения с воспитателем и что из замеченного усваивается  им, а потом проявляется как его собственные личностные качества позволили бы многое понять в сложном механизме развития личности ребёнка.

Личностные качества воспитателя, преломляясь через призму его  функционально-ролевых обязанностей, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности  влияния его на личность ребёнка.

Прежде чем воспитывать  ребёнка, надо установить с ним контакт. В противном случае процесс воспитания неосуществим. Существует несколько  видов моделей взаимодействия взрослого  с ребёнком. Наиболее содержательные характеристики моделей взаимодействия педагога с детьми даётся В.А. Петровским.

Общение один из важнейших  факторов развития личности ребёнка. Только в контакте со взрослыми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.

Общение - сторона целостной  деятельности ребёнка и определяется особенностями этой деятельности /И.Т. Дмитриев 1979/. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение  выступает в частном виде, исчерпывая все взаимодействия, протекающие  в этот момент между людьми /М.И. Лисина 1974/.

Любая деятельность характеризуется  определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная  часть (потребности, мотивы, цели), предмет  деятельности, продукт или результат  деятельности и средства её осуществления (действия и операции). /А.Н. Леонтьев 1975/.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.

Для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый. Человек, как мотив общения - объект сложный, многогранный. На протяжении первых семи лет жизни ребёнок постепенно знакомится с разными его качествами и свойствами. Взрослый человек всегда остаётся мотивом общения для ребёнка, но всё время закономерно изменяется то в этом человеке, что больше всего побуждает ребёнка к деятельности.

 

 

2. Внеситуативно - познавательная форма общения (3 - 5 лет)

В 3-5 лет формируется внеситуативно-познавательное общение. При этом познаются предметы и явления окружающего мира, особенности общения людей, развивается речь.

Благодаря освоению речи и становится возможным внеситуативно-познавательное общение, которое выходит за пределы воспринимаемой ситуации. Оно может проходить только в речевой форме, в виде разговора ребенка со взрослым. Взрослому уже недостаточно быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Ему нужно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представление о мире.

Внеситуативно-познавательное общение окончательно налаживается к 4-5 годам, когда у ребенка появляются вопросы, адресованные взрослому. Детей этого возраста интересует все: почему заяц прыгает, как делают книжки, как растут яблоки и т. п.

Эта форма общения развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Несомненным признаком третьей  формы общения может служить  появление первых вопросов ребёнка  о предметах и их разнообразных  взаимосвязях.

Наиболее типичной эта форма выступает для младших и средних дошкольников. У многих детей она остаётся высшим достижением до самого конца дошкольного детства. Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.

Таким образом, для познавательного  общения ребенка со взрослым характерно:

♦ хорошее владение им речью, которое  позволяет разговаривать со взрослым о вещах, находящихся вне ситуации общения;

♦ познавательные мотивы общения, любознательность (проявляется в вопросах);

♦ потребность ребенка в уважительном отношении со стороны взрослого.

Познавательный материал общения должен сближать ребенка  и взрослого.

Необходимо специальное  обучение, чтобы ребенок мог: производить звуковой анализ слова; устанавливать порядок звуков в слове.

Значение третьей формы общения  детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений перестаёт вскоре исчерпывать интересы детей, их всё больше привлекают события, происходящие в социальной сфере. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получило опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, перестраивая и деятельность общения со взрослыми.

.

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  взаимодействия ребёнка со взрослым при внеситуатино – познавательной  форме общения

В рамках ситуативно-делового общения  закладываются предпосылки перехода на новый, более высокий уровень  общения — внеситуативно -познавательное общение, которое зарождается в период, когда ребенок овладевает активной речью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь практические способы познания, поэтому он начинает инициировать чисто познавательное, «теоретическое» общение, в ходе которого взрослый выступает источником знаний о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью исследовательских действий. Единственным реальным путем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного наблюдения и недоступный для практических действий мир является общение с окружающими взрослыми. Возникновение новой формы общения отражает важные преобразования во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности в уважительном отношении со стороны взрослых к его стремлению к познанию, в признании за ним права задавать вопросы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.

Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о предметах, о происходящих вокруг событиях. В своих ответах ему важно связать интересующие ребенка явления с тем, что он уже знает и понимает. Конечно, ответы должны быть правдивы, они не должны искажать действительность. Ребенку нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.

Педагогическое взаимодействие, в  отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения  в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).

Педагогический подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. При таком подходе субъективные особенности педагога и ребенка, связанные с их личностными проявлениями, остаются практически вне педагогического процесса как объективного явления. Они несомненно существуют, действуют, но как значимый фактор его функционирования не учитываются, что значительно ограничивает возможности раскрытия творческого потенциала участников педагогического процесса.

Признание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического  процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка  и педагога. При этом организация  и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью, и потребностью ребенка. Такой подход, безусловно, отвечает актуальным требованиям отношения  к личности как высшей ценности. 

В практике же дошкольного воспитания чаще всего имеет место традиционный подход, где ребенок - объект педагогического  воздействия, способный только автоматически  воспринимать воздействие педагога. Но если ребенок - это объект, то не педагогического  процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом  педагогического процесса, гуманистическая  педагогика утверждает тем самым  приоритет субъект -субъектных отношений в его структуре.

Анализ педагогической литературы и реальной практики позволил выделить три основных типа взаимодействия.  

Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах. Взрослый предстает перед ребенком как вполне законченный носитель социально заданной суммы ЗУНов, которую ребенок должен усвоить путем копирования и подражания при скрупулезном контроле со стороны наставника. Взрослый знает программу деятельности ребенка наперед и стремится предупредить возможные отклонения от нее. В идеале действия ребенка должны быть полностью идентичны образцам, но именно в том виде, в каком представляет эти образцы данный взрослый ("делай как я").  

Информация о работе Особенности взаимодействия ребёнка со взрослым при внеситуативно-познавательной форме общения в педагогическом процессе.