Особенности воспитания детей игрой

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в особенностях воспитания игрой; показать их значение в развитии педагогической практики на современном этапе;
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать воспитание как компонент педагогической науки;
3. Выделить особенности игры как метода воспитательного процесса;
4. Раскрыть роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;

Содержание

Введение………………………………………………………………...3-5
1. Воспитание как компонент педагогической науки……………6-17
2. Особенности игры как воспитательного процесса……………17-32
3. Роль игры в организации жизни детей………………………...33-37
Заключение……………………………………………………………..37-39
Список литературы……………………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Особенности воспитания детей игрой.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

    Применяя обычные, традиционные, соревновательные, учебно-дидактические игры с детьми, важно обращать их внимание на три последние из перечисленных выше пунктов: "4", "5", "6".

    К концу дошкольного периода доступными и сравнительно простыми источниками получения новых знаний, умений и навыков для детей должны становиться взрослые люди и книги.[12, 70-71]

   Немаловажную роль в обеспечении интеллектуально – познавательной готовности ребёнка к обучению в школе играет характер тех игрушек, с которыми он имеет дело. Необходимо обеспечить дошкольников как можно большим количеством разнообразных игрушек, которыми бы они смогли свободно распоряжаться. Детям важно предоставлять возможность и стимулировать их самостоятельному исследованию окружающих предметов. [5, с.45]

    Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Не стоит обременять детей, особенно трех – четырехлетнего возраста, технически сложными и дорогостоящими игрушками. Такие игрушки вызывают у детей обычно лишь временный интерес, и малополезны в их интеллектуальном развитии, связанном с подготовкой к школьному обучению. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие.[13,с.102]

  Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий; сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. [2, с.112]

     Роль игры в организации жизни  детей такова:

  1. Игра является основным видом деятельности детей, так как через игру дети получают знания, у них формируются навыки и умения.
  2. Игра как вид деятельности занимает основное время дошкольников.
  3. Игра воспитывает определённые качества личности.
  4. В игре ребёнок удовлетворяет потребность быть тем, кем он хочет.
  5. В игре у ребёнка формируются нравственные качества.
  6. Игра помогает воспитать решительность, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца.
  7. Игра помогает совершенствовать физические возможности ребёнка.
  8. В игре ребёнок учится общению со сверстниками.
  9. Игра развивает творческие способности. [5, с.80-85]

   Всего этого можно достичь,  если игра будет организована  и руководить, ей будет взрослый. Руководя игрой, воспитатель воздействует на сознание, поведение, чувства и волю детей. Ведь помимо вышеперечисленного, в игре ребёнок развивает фантазию, мышление, расширяет свою речь, учится выигрывать и проигрывать.

  Надо  заметить что, во все времена и во всех народах девочки играли в куклы, но содержание игры при этом было разным. Отсюда следует, что игры зависят от социума. С помощью игровой деятельности ребёнок узнаёт окружающий мир. Игра помогает объединить детей, готовит к школе и удовлетворяет потребность детей в общении друг с другом. [4, с.180] 
 
 
 
 
 
 

    Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности. [2,с.120]

      Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей. [4, с.182]

      Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

   Процесс развития творческих способостей детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

     Значение игры и состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования животного. [3, с.220]

    Изучив тему данной курсовой  работы, мы сделали выводы, что особенностями игры являются:

  1. Игра носит социальный характер.
  2. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
  3. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
  4. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  5. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
  6. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
  7. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
  8. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

           а) от начала к концу;

           б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

           в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

  1. Игра развивает логическое и творческое мышление.
  2. Игровая деятельность имеет сюжет.
  3. Игры помогают подготовить ребёнка к школе и к адаптации в ней.

Игра  является неотъемлемой частью жизни ребёнка. С помощью игры ребёнок готовится к школе и к дальнейшей жизни в кругу своих сверстников.[1, с. 91-92]

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: «Просвещение» , 1997. – 250с.
  2. Асмолов, А. Г. Психология личности. Принципы общепсихолог. анализа / А. Г. Асмолов. – М.: изд-во Моск. ун-та. , 1990. – 300с.
  3. Бондаренко, А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: «Просвещение», 1983. – 450с.
  4. Волкова, Н. П. Педагогика / Н. П. Волкова. – Киев: издат. центр Академия, 1999. – 500с.
  5. Гелло, В.А. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе / В. А. Гелло. – М.: «Просвещение», 1983. – 100с.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: «Омега-Л», 2008. – 92с. – (Законы Российской Федерации).
  7. М.: «Просвещение», 1988. – 250с.
  8. Крупская, Н. К. Пед. соч. / Н. К. Крупская. – М.: изд-во Академии пед. наук, 1959, т. 6, - 205с.
  9. Макаренко, А. С. Игра. Соч. / А. С. Макаренко – М.: Учпедгиз, 1957, т. 4. – 96с.
  10. Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджрицкая –    М.: «Просвещение», 1982. – 300с.
  11. Никитин, Б. П. Ступень творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин – М.: «Просвещение», 1991.- 200с.
  12. Новоселова, С.А. Игры и занятия с предметами / С.А. Новоселова – М.: «Просвещение», 1977. -  96с.
  13. Радина, Е.А. Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей / Е.А. Радина – М.: «Просвещение», 1977 - 112с.
  14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации». – М.: «Омега-Л», 2008. – 21с. – (Законы Российской Федерации).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 

Информация о работе Особенности воспитания детей игрой