Особенности связной речи детей с онр 3 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя¬тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме¬ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные дей¬ствия требуют достаточного уровня развития связной (диало-гической и монологической) речи у учащихся. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Большую роль в развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы (А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан. Л.М. Гурович). При этом некоторые из них рассматривали связи и отношения героев произведения, понимание его композиции ( Е.В. Бодрова, Н.В. Захарюта). Очень важны и эмоциональный аспект восприятия литературного произведения (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова), и составление плана произведения с помощью пространственного моделирования (О.М. Дьяченко, И.Л. Базик).

Л.Н. Тихеева является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и  проявлениями речи – значит владеть  орудием умственного развития человека. Огромную роль в развитии речи Тихеева придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения, поддержав в то же время идею систематического обучения речи. Принцип системности она рекомендовала соблюдать при обучении рассказыванию, которое надо проводить в определенной последовательности.

Тихеева считала, что беседа «должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного» (Тихеева, 1981, с. 100). Но особое значение в развитии речи детей Тихеева отводила рассказу – этим путем доставляется ребенку радость. Развивается его ум, чувства и речь. Большое внимание она предлагала уделять народному творчеству и сказкам Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого, чтобы дети слышали прекрасную выразительность речи.

Исследования  М.С. Лаврик «Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников» (1977) прямо направлено на решение вопросов связной монологической речи детей. Этот же аспект у Э.А. Федеравичене в работе «Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа» (1984), где подчеркивается, что овладение способами образования произвольных слов важно для более точного выражения мысли в связной речи, чтобы дети не заучивали производные слова как готовые лексические единицы.

Г.А. Тумакова в исследовании «Работа  над звуковой стороной слова в процессе развития речи дошкольников в детском саду» (1985) доказала, что формирование ориентировки в звуковой стороне слова влияет на общеречевое развитие – способствует обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя и развитию навыков связной монологической речи.

Таким образом, проблема развития связной речи издавна волновала исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Обучение родному языку исследователи связывают с развитием мыслительной деятельности ребенка, а также с развитием воображения, эмоций, памяти. В работе с дошкольниками по развитию речи большая роль отводится методам ознакомления со значением слова, с построением разных типов предложений, составления рассказов, а также специальному обучению при построении связных высказываний. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности связной речи детей с онр 3 уровня