Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя¬тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме¬ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные дей¬ствия требуют достаточного уровня развития связной (диало-гической и монологической) речи у учащихся. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
ВВЕДЕНИЕ
Успешность обучения детей в школе во
многом зависит от уровня
овладения ими связной речью. Адекватное
восприятие и воспроизведение текстовых
учебных материалов, умение давать развернутые
ответы на вопросы, самостоятельно излагать
свои суждения — все эти и другие учебные
действия требуют достаточного уровня
развития связной (диалогической и монологической)
речи у учащихся. Ребенок
должен научиться рассказывать: не просто
называть предмет, но и описать его, рассказать
о каком-то событии, явлении, о последовательности
событий. Такой рассказ должен состоять
из ряда предложений и характеризовать
существенные стороны и свойства описываемого
предмета, события должны быть последовательными
и логически связанными друг с другом,
то есть речь ребенка должна быть связной.
В формировании связной речи отчетливо
выступает тесная связь речевого и умственного
развития детей, развития их мышления,
восприятия, наблюдательности.
У детей с нормой речевого развития в старшем
дошкольном возрасте связная речь достигает
довольно высокого уровня. Это очень важно
для дальнейшего успешного обучения в
школе, для всестороннего развития личности
ребенка.
Психолого-педагогические
исследования в коррекционной педагогике
показывают, что в настоящее время наблюдается
устойчивая тенденция к увеличению числа
детей со сложными нарушениями речевого
развития. При общем недоразвитии речи
наблюдаются различные сложные речевые
расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся к звуковой и смысловой
стороне, низкий уровень развития связной
речи. В то же время одним из важных показателей
готовности детей к школьному обучению
является уровень сформированности связной
речи. Это обуславливает актуальность
проблемы выявления особенностей связной
речи у детей с ОНР старшего дошкольного
возраста для построения наиболее эффективной
коррекционной работы по ее развитию.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
В основу нашей работы легла следующая гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1.
Проанализировать литературу
2. Подобрать
методический инструментарий
3.
Скомплектовать
4.
Провести экспериментальное
5. Проанализировать полученные в исследовании результаты.
6.
Оформить материалы
Базой исследования явилось …... дети старшей группы. Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдения, анкетирование, эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные: истолкование, объяснение полученных данных.
Теоретическая
значимость работы заключается в описании
характера нарушения связной речи у детей
с общим недоразвитием речи.
I глава Проблема связной речи и ее развития у детей с нормальным и
нарушенным
речевым развитием
1.1
Общие представления
о связной речи
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя" [35]. По тому как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [31,15].
М.Р. Львов
считает, что связная речь организована
по законам логики, грамматики и композиции,
представляет собой единое целое, имеет
тему, выполняет определенную функцию,
обладает относительной самостоятельностью
и законченностью, расчленяется на более
или менее значительные структурные компоненты.
Связность, по определению С.Л. Рубинштейна,
это адекватность речевого оформления
мысли говорящего или пишущего с точки
зрения ее понятности для слушателя и
читателя. Следовательно, основной характеристикой
связной речи является ее понятность для
собеседника [28, 468].
Связная
речь неотделима от мира мыслей: связность
речи – это связность мыслей.
В связной речи отражается логика
мышления ребенка, его умение осмыслить
воспринимаемое и выразить его в
правильной, четкой, логичной речи. Связная
речь должна рассматриваться в единстве
содержания и формы. Умаление смысловой
стороны приводит к тому, что внешняя,
формальная сторона (грамматически правильное
употребление слов, согласование их в
предложении и т.п.) опережает в развитии
внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется
в неумении подобрать слова, нужные по
смыслу, в неправильном употреблении слов,
неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя
недооценивать и развитие формальной
стороны речи. Расширение и обогащение
знаний, представлений ребенка должно
быть связано с развитием умения правильно
выразить их в речи.
Связная речь
представляет собой наиболее сложную
форму речевой деятельности. Она носит
характер последовательного систематического
развернутого изложения. Основная функция
связной речи – коммуникативная. Она осуществляется
в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалог как
форма речи состоит из реплик, из цепи
речевых реакций, он осуществляется либо
в виде сменяющих друг друга вопросов
и ответов, либо в виде разговора (беседы)
двух или нескольких участников. Опирается
диалог на общность восприятия собеседников,
общность ситуации, знание того, о чем
идет речь.
Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму связной речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется [14].
С.Л. Рубинштейн
выделил две формы связной р
Автор отмечает, что речь маленького ребенка сначала отмечается обратным свойством: «Она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», чтобы на основании только его можно было вполне ее понять; для ее понимания необходимо было учесть ту конкретную, более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь».
Одной
из основных задач детских образовательных
учреждений является формирование и
развитие у дошкольников связной
Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.
В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.
Развитие
у детей связной
Таким
образом, из анализа литературы можно
сделать вывод, что значение связной речи в
жизни дошкольника очень велико. Во-первых,
уровень рассказывания определяет готовность
ребенка к школьному обучению. Во-вторых,
от качества связной речи
1.2 Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в нормальном онтогенезе
У детей без речевой патологии развитие
связной речи происходит постепенно вместе
с развитием мышления, связано с развитием
деятельности и общения[3].
На первом году
жизни, в процессе непосредственного эмоционального
общения со взрослым закладываются основы
будущей связной речи. На основе понимания,
сначала очень примитивного, начинает
развиваться активная речь детей.
К началу второго
года жизни появляются первые осмысленные
слова, позднее они начинают служить обозначениями
предметов. Постепенно появляются первые
предложения.
На третьем году
жизни быстрыми темпами развивается понимание
речи, собственная активная речь, резко
возрастает словарный запас, усложняется
структура предложений. Дети пользуются
диалогической формой речи [29].
Более сложное и разнообразное общение
ребенка со взрослыми и сверстниками создает
благоприятные условия для развития речи:
обогащается и ее смысловое содержание,
расширяется словарь, главным образом
за счет существительных и прилагательных.
Кроме величины и цвета, дети могут выделять
и некоторые другие качества предметов.
Ребенок много действует, поэтому его
речь обогащается глаголами, появляются
местоимения, наречия, предлоги (употребление
этих частей речи характерно для связного
высказывания). Малыш правильно строит
простые предложения, используя разные
слова и различный их порядок: Лиля
будет купаться; Гулять
хочу; Я пить молоко
не буду. Появляются первые придаточные
предложения времени (когда...), причины
(потому что...).
Для детей трех лет доступна простая форма
диалогической речи (ответы на вопросы),
но они только начинают овладевать умением
связно излагать свои мысли. Их речь все
еще ситуативна, преобладает экспрессивное
изложение. Малыши допускают много ошибок
при построении предложений, определении
действия, качества предмета. Обучение
разговорной речи и ее дальнейшее развитие
является основой формирования монологической
речи.
В среднем дошкольном возрасте большое
влияние на развитие связной речи оказывает
активизация словаря, объем которого увеличивается
примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только
понимает, но и начинает употреблять в
речи прилагательные для обозначения
признака предмета, наречия – для обозначения
временных и пространственных отношений.
Появляются первые обобщения, выводы,
умозаключения. Дети чаще начинают пользоваться
придаточными предложениями, особенно
причинными, появляются придаточные условия,
дополнительные, определительные (Спрятала
игрушку, которую мама
купила; Если дождик кончится,
пойдем гулять?)
В диалогической речи дошкольники этого
возраста употребляют преимущественно
короткие неполные фразы даже тогда, когда
вопрос требует развернутого высказывания.
Нередко вместо самостоятельной формулировки
ответа они неуместно используют формулировку
вопроса в утвердительной форме. Не всегда
умеют правильно сформулировать вопрос,
подать нужную реплику, дополнить и исправить
высказывания товарища.
Структура речи также еще несовершенна.
При употреблении сложноподчиненных предложений
опускается главная часть (обычно они
начинаются с союзов потому
что, что, когда).
Дети постепенно подходят к самостоятельному
составлению небольших рассказов по картинке,
по игрушке. Однако их рассказы в большинстве
своем копируют образец взрослого, они
еще не могут отличить существенное от
второстепенного, главное от деталей.
Ситуативность речи остается преобладающей,
хотя идет развитие и контекстной речи,
т.е. речи, которая понятна сама по себе[22].
У детей старшего дошкольного возраста
развитие связной речи достигает довольно
высокого уровня.
Развитие детских представлений и формирование
общих понятий является основой совершенствования
мыслительной деятельности – умения обобщать,
делать выводы, высказывать суждения и
умозаключения. В диалогической речи дети
пользуются достаточно точным, кратким
или развернутым ответом в соответствии
с вопросом. В определенной мере проявляется
умение формулировать вопросы, подавать
уместные реплики, исправлять и дополнять
ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной
деятельности происходят изменения в
содержании и форме детской речи. Проявляется
умение вычленять наиболее существенное
в предмете или явлении. Старшие дошкольники
более активно участвуют в беседе или
разговоре: спорят, рассуждают, довольно
мотивированно отстаивают свое мнение,
убеждают товарища. Они уже не ограничиваются
называнием предмета или явления и неполной
передачей их качеств, а в большинстве
случаев вычленяют характерные признаки
и свойства, дают более развернутый и достаточно
полный анализ предмета или явления[31].
Появляющееся умение устанавливать некоторые
связи, зависимости и закономерные отношения
между предметами и явлениями находит
прямое отражение в монологической речи
детей. Развивается умение отобрать нужные
знания и найти более или менее целесообразную
форму их выражения в связном повествовании.
Значительно уменьшается число неполных
и простых нераспространенных предложений
за счет распространенных осложненных
и сложных.
Появляется умение довольно последовательно
и четко составлять описательный и сюжетный
рассказы на предложенную тему. Однако
дети, особенно в старшей группе еще нуждаются
в предшествующем образце воспитателя.
Умение передавать в рассказе свое эмоциональное
отношение к описываемым предметам или
явлениям еще недостаточно развито.
В дошкольном возрасте происходит отделение
речи от непосредственного практического
опыта. Главной особенностью является
возникновение планирующей функции речи.
Она приобретает форму монологической,
контекстной. Дети осваивают разные типы
связных высказываний (описание, повествование,
отчасти рассуждение) с опорой на наглядный
материал и без него. Усложняется синтаксическая
структура рассказов, увеличивается количество
сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений[35].
Информация о работе Особенности связной речи детей с онр 3 уровня