Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования: Франция – одна из европейских стран, ведущая активную политику по международному сотрудничеству в образовании. Франция, ставшая одной из наиболее образованных и культурных стран, во многом дает пример эффективного решения проблем, возникающих в сфере образования.
Французская система образования достаточно сильно отличается от российской. Во Франции двухгодичная учеба на степень бакалавра считается лишь первой ступенью высшего образования, и ее проходят еще в лицее. После лицея есть возможность пойти в университет либо на двухгодичные подготовительные курсы в высшую школу.
Университеты принимают всех желающих без ограничений, но в течение первого года обучения проводится строгий отбор. Если студент не успевает по каким-либо дисциплинам, его отчисляют. Так, на физических факультетах отсев часто составляет 60%. Франция – одна из немногих европейских стран, где права иностранцев на обучение ничем не отличаются от прав местной молодежи, обучение в высшей школе либо практически бесплатно, либо вполне разумно в стоимости.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
1.1. Характеристика системы образования во Франции.
1.2. Современная система образования во Франции: проблемы и способы их решения.
2. СТРУКТУРА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Дошкольное образование.
2.2. Начальная школа и среднее образование.
2.3. Высшее образование во Франции.
2.4. Университеты Франции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Децентрализация образовательной системы наблюдается во Франции вот уже около 20 лет. До этого времени она, будучи детищем наполеоновской империи, была чересчур централизована. Ведь государство, помимо прочих своих функций, было «государством-воспитателем», как выражаются некоторые историки образования. Первая фаза децентрализации состояла в предоставлении регионам и департаментам прав конструировать школьную систему, опираясь на собственные фонды и на дотации государства, слагавшиеся из налогов. Таким образом, государство сохраняло возможность устранять неравенство между регионами. Оно также сохраняло за собой исключительное право на создание обучающих программ, штатного расписания и т.д.
Сегодняшнее правительство намерено пойти дальше в освобождении центральных властей от обязательств финансировать регионы. Это лишает государство возможности восстановить равновесие между богатыми и бедными регионами. Не нужно питать никаких иллюзий. Даже в то время, когда государство имело абсолютную власть, ничто не препятствовало возрастанию географического и/или социального неравенства – как в случае крупных городов, где, в отличие, например, от США, бедное население сконцентрировано на периферии, а богатое – в центре.
Профсоюз начального образования подсчитал, что дотации начальной школе в «педагогических кредитах» на ученика могут подчас различаться в десять раз в зависимости от муниципалитета (от 10 до 100 евро). Известно, что такое распределение свойственно и Соединенным Штатам, где, к примеру, учащиеся из богатых кварталов (обычно «белых») имеют больше средств на обучение, чем учащиеся из менее богатых и неблагополучных регионов. Даже при отсутствии явной зависимости между кредитами и школьными успехами, подобные явления могут навевать только тревожные мысли. К этому нужно еще добавить следующий факт: у французов имеется четкое убеждение, что местные власти находятся под прямым влиянием избирателей, часто не склонных считать оправданными расходы, которые, как, например, расходы на образование, не дают немедленного эффекта.
Европейский Союз, являющийся, как указывалось ранее, вторым источником влияния, играет все более важную роль в определении национальной образовательной политики[5]. Это парадокс – ведь законодательство признает за ним лишь весьма ограниченные полномочия в этой области. Но за последний десяток лет образовательный бюджет увеличился. Проблема в том, что ЕС воспринимает образование в первую очередь как фактор соперничества на рынке труда. Общеевропейские саммиты в Лиссабоне и в Барселоне подтвердили эти опасения. Согласно принятым документам, Евросоюз хочет стать «самой конкурентоспособной и самой динамичной в мире экономической системой».
Для этого необходимо «модернизировать социальную европейскую модель, инвестируя в человеческие ресурсы и ведя борьбу против социальных недостатков». Ведь «человеческие ресурсы являются главным козырем Европы…» и т.д. Очевидно, не было бы необходимости сводить все к проблеме «инвестиций в человеческие ресурсы», если бы реальный взгляд на образование, тщательно скрываемый, не являлся слишком утилитарным. Главное значение образования, если внимательно взглянуть на соответствующие документы, состоит, по мнению чиновников, в формировании кадров для рынка. И это в ущерб пропагандируемому «гуманистическому» подходу.
Два направления влияния – децентрализация и директивы ЕС – являются взаимодополняющими и имеют целью сделать систему образования более приспособленной к нуждам экономики. Собственники предприятий, от которых зависят многие решения, идут еще дальше: они желают во что бы то ни стало организовывать школы по образцу предприятий, чтобы молодежь сразу проникалась «духом фирмы».
Ситуация усугубляется и тем, что Всемирная торговая организация хочет еще более интенсифицировать коммерциализацию образования, причем речь идет не только о высшем, но также и о начальном и среднем образовании. Это порождает главную опасность – ликвидацию бюджетной помощи правительства, которое в состоянии повлиять на развитие частных образовательных учреждений, с тем, чтобы освободиться от обязательств относительно государственных.
Безусловно, в европейских странах отношения между государством и общественными организациями в последнее время весьма осложнились. Это главная причина, из-за которой в контексте идущих в ВТО споров Европейский Союз пока отказался от коммерциализации таких направлений, как образование, культура и здравоохранение. Но это не мешает министерству образования предлагать французским университетам самостоятельно создавать и адаптировать образовательные программы, чтобы достойно участвовать в мировой конкурентной борьбе. А это противоречит их основному призванию, заключающемуся в обеспечении общих интересов и предоставлении равных условий.
Итак, сегодня существует опасение, что школе угрожают неолиберальные принципы, доминирующие в обществе последние 20 лет. И следствием навязывания их всей системе образования стала остро вставшая здесь проблема неравенства – на это красноречиво указывает пример некоторых стран (США, Австралии и Новой Зеландии), где процесс расслоения достиг большего размаха, нежели чем в Европе.
Министр образования Франции Кзавье Дарко, представил в феврале 2008 года, основные направления в реформе начального образования, особое внимание было уделено реорганизация школьного графика и пересмотру школьных программ[6].
За 5 лет количество детей, который заканчивают начальную школу с большими трудностями должно уменьшиться втрое, и в два раза должно стать меньше учеников, остающихся на второй год, вот прогнозируемые результаты предложенной Министром реформы.
По статистике 15% учеников на сегодняшний день заканчивают школу с серьезными пробелами в чтении, письме и счете, поэтому цель реформы в пятилетний срок сократить в три раза количество детей, которые заканчивают начальную школу с большими трудностями и вдвое уменьшить число детей, остающихся на второй год.
Данная реформа должна повлечь реорганизацию школьного графика в рамках дня, недели и года. Обучение отныне будет проходить с понедельника по пятницу, занятия в субботу утром будут отменены по многочисленным просьбам родителей, которые хотели бы проводить со своими детьми два полных выходных дня. С новым недельным расписанием, общее количество обязательных занятий в неделю сократиться для всех учеников с 26 до 24 часов, общее количество занятий в год будет составлять при таком раскладе 864 часов. Полученная нагрузка все равно превышает нагрузку в странах, имеющих более высокую школьную успеваемость в мировом масштабе.
Новые программы с акцентом на французский язык и математику будут отныне короче прежних: 36 страницы официальной программы не сравнимы с 104 страницами предыдущего документа. Программы будут написаны на более доступном языке, чтобы быть понятными даже родителям учеников без образования.
В программах отмечают пять координальных изменений:
1. расписание, составленное более просто и четко, включает безвариантный график учебы для каждого предмета, а не опционное расписание, утвержденное прошлой программой;
1. амбиции при изучении дисциплинарных программ, должны быть особенно ощутимы при обучении французскому языку и математике;
2. открыть учеников для других форм получения знаний, а именно привить любовь к истории искусств и понимание необходимости длительного развития;
3. воспитание светское и моральное вытесняет светскую школу, чтобы позволить ученикам постепенно познавать жизненные ценности, принципы и правила, которые руководят социальными отношениями;
4. обеспечить плотную связь с программами детских садов, в нагрузку которых добавляется подготовка детей к обучению чтения, счета и письма, при сохранении особенностей обучения дошкольников.
В ходе изучения результативности образования государственной средней школы Франции, мы делаем вывод о кризисе системы образования, ориентированной на традиционную парадигму. Статистический материал позволяет нам заключить, что[7]: 20% учащихся коллежа, окончивших элементарную школу, не могут читать и писать; ежегодно 15 % учащихся коллежей повторяют курс обучения в каком-либо классе; около 100000 детей и подростков каждый год оставляют коллеж либо уходят без Национального Аттестационного диплома, не сдав экзамен; средние школы в кварталах бедных, эмигрантов, безработных, являются «зонами приоритетного обучения», где 91% учащихся являются неуспевающими; экзамен на степень бакалавра сдают 63% выпускников; уровень безработных выпускников средней школы составляет 25% от общего количества безработных.
Отмеченные трудности системы среднего образования Франции заставляют общественность, политические институты, прогрессивных педагогов ориентироваться на гуманистические идеи, заложенные в трудах Ж.-Ж. Руссо, А. Камю, Ф. Дольто, Р. Кузине, С. Френе, Б. Шварца, А. Муана, Лё Грена и др.
В современной системе образования Франции появляются частные и экспериментальные учебные заведения, основанные на личностно-ориентированном обучении, в которых учебный процесс строится как самонаправляемый и развивающий автономию учащегося[8]. Французские педагоги видят пути внедрения автономии в практику средней школы эволюционным путём, смещая акценты в воспитании с предметоцентризма на педоцентризм, последовательно изменяя методы стимулирования и мотивации в организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, в развитии большей свободы и ответственности учащегося, в создании межличностного взаимодействия и общения в процессе обучения.
Что касается высшего образования, то, несмотря на то, что Франция подписала Болонское соглашение и по нему должна унифицировать свои стандарты под общеевропейские, они не кинулись «очертя голову» изменять свою систему[9]. У них реформа проводится, не торопясь, с четким предварительным анализом и подсчетом, обязательно с учетом мнения педагогической общественности, детей, родителей.
Стремление придать французским университетам международное, и, прежде всего европейское, звучание, ведет к расширению их административной автономии. Университеты проводят энергичную политику международных обменов и становятся престижными центрами, с которыми сотрудничают не только партнерские университеты, но и предприятия. Такая практика имеет место, например, в университетах Гренобля, Тулузы, Лилля и Ренна-Нанта, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми.
В наиболее развитых странах раннее (1-3 года) и дошкольное (3-7 лет) детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.
Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста.
Подготовка к начальной школе осуществляется в детском саду, который также именуется «материнской школой» (ecoles maternelles). Воспитательно-образовательный процесс «материнской школы» рассчитан на три-четыре года. В детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад[10].
Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения.
Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету.
Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.
Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием.
Во Франции традиционно среда – день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.
Поддержкой дошкольного образования может заниматься церковь. Так, во Франции существуют учреждения дошкольного образования, принадлежащие католической церкви и церковью оплачиваемые. Такие ДОУ посещает около 10% детей.
Во Франции уже на этапе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу интеграции детей с проблемами развития в среду нормально развивающихся сверстников. Вместе они посещают общие группы дошкольных образовательных учреждений. С раннего детства включенные в доброжелательную, здоровую среду дети с проблемами в развитии в дальнейшем более легко социализируются, а их нормально развивающиеся сверстники с раннего детства привыкают быть толерантными, адекватно оценивать и принимать людей с особенностями развития.
В школу дети идут в возрасте 6 лет. Принятая во Франции система школьного образования заметно отличается от российской. Она разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года), лицей (2-3 года). Обязательными являются первые два. Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании (certificat d'etudes primaire, CEP).